Можно ли верить в Православную Церковь?
Помню – первое время, когда осенял себя крестным знамением и кланялся перед иконами, неловко себя чувствовал. Мне было стыдно: я будто предавал Библию.
Но больше мне мешала, наверное, моя болезненная стеснительность. Мне очень по душе совет, который дал одной своей прихожанке митрополит Сурожский Антоний (Великобритания): «Она говорила: «Я не могу стать православной. Я никогда не смогу поступать так, как русские поступают. Я слишком скована, я никогда не смогу купить свечу, стать на колени, поцеловать икону… как же я буду православной?». Я посоветовал: «А вы будьте православной в душе и ничем этого не выражайте»… Прошло несколько лет; она приходит, покупает свечу, кладет земные поклоны, целует иконы. Все это постепенно выросло в ней, как внутренний опыт. А если бы я ее дрессировал, сказав: «Вот, поступай так, поступай сяк», - то эта «дрессировка» - я нарочно употребляю это слово – ей помешала бы вырасти внутренне, хотя внешне она все делал бы, как следует. В этом смысле меня пугает то, что сейчас часто бывает в Русской Церкви: людей стараются научить, как себя вести, тогда как надо было им говорить: «Веди себя, как хочешь (ну, в пределах разума или приличия) и жди, чтобы в тебе родились такие чувства…». Святой Августин говорит: «Научись любить, и делай, что хочешь…». Это не значит, конечно, произвол, это не значит бесчинство, разврат, но это значит: не заковывайся сначала в формы, потому что форма тебя задушит, если это не естественная твоя форма» [33].
Мне на помощь пришла вера, которой я научился в баптизме. Я решил твердо поверить в Православную Церковь.
Один из моих друзей-баптистов любит повторять известную в христианском мире фразу: «Кому Церковь не Мать, тому и Бог не Отец». Как протестанты веруют «в единую святую христианскую Церковь» [34], так и я решил довериться Православной Церкви, как Матери, мудрой и заботливой. Тем более что она имеет полное право называться Церковью Христовой – ее история восходит ко дню Пятидесятницы [35], она отстояла чистоту евангельского учения в тяжелой и длительной борьбе с ересями, в ней люди действительно познают Бога.
Как, например, преподобный Силуан Афонский (20 век): «Слава Господу, что Он дал нам покаяние, и покаянием все мы спасемся, без исключения. Не спасутся только те, которые не хотят каяться, и в этом я вижу их отчаяние, и много я плачу, жалея их. Они не познали Духом Святым, как велико Божие милосердие. А если бы каждая душа знала Господа, знала, как много Он нас любит, то никто не только не отчаялся бы, но даже и не пороптал бы никогда. Всякая душа, потерявшая мир, должна покаяться, и Господь простит грехи, и будет тогда радость на душе и мир, и не надо других свидетелей, но Сам Дух свидетельствует, что грехи прощены. Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои» [36].
Сколько, оказывается, евангельских по духу, сочинений, сколько глубоких и обширных Толкований Священного Писания накоплено православным богомыслием за всю историю Церкви!
Мне также вновь хотелось бы напомнить об удивительном знамении, которое русские протестанты, на мой взгляд, еще не поняли до конца.
Православная Церковь подарила русским славянам Славянский, а затем Синодальный переводы Слова Божьего.
Протестантский учебник «История христианства»[15] повествует, что с четвертого века, после принятия и утверждения Новозаветного Канона, христианская церковь сделала «большой шаг к удалению от первохристианства» [37]. С тех пор христианской церкви, например, постановлениям ее Вселенских Соборов, якобы, уже нельзя доверять. Однако при этом русские протестанты, почитая Священное Писание «источником христианской веры» и «духовным руководителем» [38], пользуются, в основном, Синодальным переводом. Но последний – это творчество христианской церкви через сотни лет после «большого шага к удалению от первохристианства». Как же протестанты при этом могут доверять Синодальному переводу (перевод ведь может частично или полностью исказить смысл оригинала[16])? Однако не только доверяют, но и хвалят. В МБИ Союза ЕХБ преподаватели-протестанты нам не раз подчеркивали, что Синодальный перевод, при некоторых неточностях, на сегодня остается самым удачным и лучшим из русских переводов. Как церковь, далеко, якобы, ушедшая от первохристианства, оказалась способной на создание такого перевода?
В 19-м веке Православная Церковь совершила дело, на мой взгляд, не менее значимое, чем собирание и утверждение Новозаветного Канона[17]. Именно в Синодальном переводе для большинства русских людей сегодня открывается Библия, как «источник христианской веры». «Все Писание богодухновенно…»! - провозглашают в протестантских Домах Молитвы, и приобщаются богодухновенности… в Синодальном переводе.
А о Славянском переводе Библии, который осуществили православные монахи Кирилл и Мефодий (кстати, крещеные в детстве), даже воинствующий Рогозин писал так: «Перевод Библии на славянский язык способствовал внедрению Евангельских истин среди славянских народов… Братья Кирилл и Мефодий… начали проповедовать христианство язычникам-славянам» [39].
Если дарованы нам Славянский и Синодальный переводы Слова Божьего, то какое еще нужно доказательство, что в Православной Церкви – «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8)?
«Мертвая церковь» не способна на живое слово.
Получается, русские протестанты невольно согласились с тем, что христианская церковь и после четвертого века, и после Вселенских Соборов, и после окончательного наименования ее Православной, осталась способной свидетельствовать о Христе[18].
Поэтому и постарался я непредвзято понять иконы, почитание святых угодников и Богородицы и т.д. В Священном Предании православия я пока не нашел ни идолопоклонства, ни обожествления святых. Я не буду развертывать апологию всего того, что в православном учении протестанту кажется неприемлемым.
Отсылаю всех, кто ищет качественной полемики, к книге священника Вячеслава Рубского «Православие – протестантизм». Из предисловия к книге: «Христианский мир раздроблен. Это печальное обстоятельство удручает не только каждого, кто считает себя христианином, но и многих внешних по отношению к христианству людей. Данную апологию нельзя рассматривать как очередную оплеуху баптистам со стороны православных. Это – призыв к рассудительности, призыв к достойному ведению полемики. Данные суждения по материалам баптистских изданий могут представлять интерес не только для баптистов, но и для самого широкого круга верующих. В настоящей работе затронуты лишь некоторые из дискуссионных тем православно-протестантской полемики (Церковь и история, Писание и Предание, Иконопочитание, Крещение детей, Молитва за умерших, Молитвенное призывание и почитание святых, Почитание мощей угодников Божиих, Оправдание богословием и уверенность в спасении и т.д. – прим. авт.). Цель её – сделать диалог менее односторонним и более полноценным» [42].
Я выскажу кратко лишь некоторые мысли – вновь о моих открытиях.
Меня учили, что в Слове Божьем можно найти только отрицание «спорных» установлений православия. Оказалось, в Библии можно найти и обоснование их. Поэтому протестанты неправы, по крайней мере, в том, что упрощают свою критику.
«Поминайте наставников ваших… и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). Я поразился, как заботливо и основательно соблюдает Православная Церковь это повеление апостола. Давно отошли к Господу первые мученики за Христа, распятые, брошенные на съедение львам, томившиеся в темницах. А Православная Церковь их бережно поминает в течение столетий. Ежедневно. За каждым богослужением. И не просто поминается святой угодник, но празднуется «явление духа и силы» в его жизни. Например, преподобного Серафима Саровского православные христиане так поминают в одной из молитв: «Радуйся, мирския суеты отрешивыйся; радуйся, Небеснаго Отечества пламенно возжелавый. Радуйся, Христа всем сердцем возлюбивый; радуйся, благое иго Христово на себе восприемый» [43]. «Радуйся!» - приветствуют христиане святого угодника по примеру архангела Гавриила, который почтительно обратился к Деве Марии: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобой…» (Лук. 1:28).
«Жития святых» составляют едва ли не самый обширный отдел православной литературы» [44]. Это «жития» тех, чья вера стала для Церкви примером для подражания. Каждый день православные христиане имеют возможность знакомиться с жизнью и подвигами святых. Наряду с ними, прежде всего, поминаются, конечно, праотец Авраам, царь Давид, праведный Иов, апостолы Петр и Павел и другие «верные вере» библейские персонажи. «Дорога в очах Господних смерть святых Его!» (Пс. 115:6). Тем более она должна быть дорога в очах детей Божьих. «…Слава и честь и мир всякому, делающему доброе...» (Рим. 2:10)! Почему? Потому что деланием своим он являет в себе образ Христа.
Почитать людей, достойных того, – это не «исторические наслоения» в Православной Церкви. К такому почитанию (конечно, отличному от Богопочитания) призывает христиан Священное Писание. «Почитай отца твоего и мать твою…» (Исх. 20:12). «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет. 2:17). «Рабы… должны почитать господ своих достойными всякой чести… (1 Тим. 6:1). «Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика… Почитайте таковых» (1 Кор. 16:17-18). Можно привести еще немало мест из Библии подобного рода. Православные христиане почитают не только Царя, но и слуг Его. И такое почитание, в конечном итоге, восходит к Царю[19]. «И Царь скажет им в ответ: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40).
Если свою мать мы должны почитать, по заповеди Божьей, не тем ли более Матерь Господа нашего? Кто-то из западных богословов в пылу полемики сравнил ее с кошельком, который был ценен только потому, что в нем была золотая монета. Остался кошелек пустым, значит, его можно отбросить, как ненужную вещь. Надеюсь, что этот полемист о своей матери так не думает[20].