Гербы и их художественное оформление начали интересовать не только их составителей (герольдов), но и многих образованных людей того времени: юристов, теологов, художников, врачей. В XVI— XVII вв. число трактатов по геральдике значительно выросло. В них разрабатываются правила общей композиции герба, определяются его обязательные и дополнительные компоненты (короны, мантии и т. д.), систематизируются фигуры. XVI—XVII вв. — период «бумажной геральдики», наступившей вследствие ухода в прошлое «живой» — рыцарской геральдики. Переход к «бумажной» геральдике был связан с изменениями военного дела — техники ведения боя и вооружения, отказа от рыцарских турниров и от прежней оценки рыцарской культуры вообще.
Европу захлестнула гербовая лихорадка. Во многих странах создаются специальные учреждения для составления и хранения гербов и упорядочения пользования ими. В учебных заведениях основываются кафедры геральдики, а в Германии, Франции, Англии возникают школы геральдистов. Правила составления гербов получили научную основу. Трудами Сильвестра Петра Санкты (1638 г.), К.Ф.Менетрие (1658 г.), Ф.Я.Шпенсра были закреплены геральдические правила, выработанные в прежние века, и собственно геральдический художественный стиль. В XVIII в. получили распространение учебники и пособия по геральдике. Среди них нужно отметить геральдическое руководство И.Х.Гаттерера «Очерки геральдики», изданное во второй половине XVIII в. и получившее признание в европейском геральдическом мире. В самом начале XIX в. оно было переведено на русский язык Г. Мальгиным и издано под названием «Начертание гербоведения».
Теоретическая геральдика. Предметом теоретической геральдики является совокупность правил и приемов составления гербов, без знания которых невозможно их правильное «прочтение» и определение. В соответствии с этими правилами герб составлялся из различных частей: щита, шлема, короны, нашлемника, намета, щитодержателей, девизов, мантии и различных украшений вокруг щита. Однако не в каждом гербе было обязательным одновременное наличие всех этих частей. Одни из них были главными, обязательными, другие — нет.
Главной частью герба является щит. Различают несколько видов геральдических щитов (Смотри приложение №1): французский — четырехугольной формы с заострением внизу посредине. Высота такого щита должна быть равной 9/8 его ширины; испанский — тех же размеров, что и французский, но с плавно закругленной нижней частью; варяжский — треугольный, с плавно изгибающимися боковыми сторонами; итальянский — овальной формы и германский — щит вычурно вырезанной формы. Кроме них существовали круглые, косоугольные и квадратные щиты. В русской геральдике самой употребительной стала французская форма щита. В Англии чаще использовались гербы варяжской формы.
Говоря об английской геральдике, нельзя не сказать о истории войны Алой и Белой роз.
Глава 2. Война Алой и Белой роз.
Война Алой и Белой розы продлившаяся 30 лет с 1455 по 1485 стала, кровавым междоусобным конфликты между феодальными кликами в Англии, приняла форму борьбы за престол между двумя линиями королевской династии Плантагенетов: Ланкастерами и Йорками. (смотри приложение №2)
Причинами войны послужили тяжелое экономическое положение Англии (кризис крупного вотчинного хозяйства и падение его доходности) поражение Англии в Столетней войне (1453), лишившее феодалов возможности грабить земли Франции; подавление восстания Джека Кэда в 1451 и вместе с ним — сил, выступавших против феодальной анархии. Ланкастеры опирались главным образом на баронов отсталого севера, Уэльса и Ирландии, Йорки — на феодалов экономически более развитого юго-востока Англии. Среднее дворянство, купцы и зажиточные горожане, заинтересованные в свободном развитии торговли и ремесел, ликвидации феодальной анархии и установлении твердой власти, поддерживали Йорков (смотри приложение №3).
Соперничество двух династий в Англии вылилось в гражданскую войну, начавшуюся в 1455 году. С последних месяцев Столетней войны две ветви рода Плантагенетов - Йорки и Ланкастеры - боролись за трон Англии. Война двух роз (в гербе Йорков была белая роза, а у Ланкастеров алая) положила конец правлению Плантагенетов.
Англия переживала трудные времена. Король Генрих VI Ланкастер был не способен унять разногласия и распри между крупными аристократическими родами. Генрих VI вырос безвольным и болезненным.
Весной 1450 года потеря Нормандии стало сигналом краха. Государство рушится. Джек Кэд поднимает крестьянское восстание в Кенте и движется на Лондон. Королевские войска разбивают Кэда.
Постепенно укрепляют свои позиции брат короля Ричард (смотри приложение №4), герцог Йоркский, в то время находящийся в изгнании в Ирландии. Возвратившись в сентябре 1450 года, он пытается с помощью парламента реформировать правительство. В ответ Генрих VI распустил парламент. В 1453 году король в результате сильного испуга потерял рассудок. Воспользовавшись этим, Ричард Йорк добился важнейшей должности - протектора государства. Но к Генриху VI вернулся рассудок, и позиция герцога пошатнулась. Не желая расставаться с властью, Ричард Йорк собирает вооруженные отряды своих приверженцев.
Итак, распря разгорелась. Но могли ли гербы родов явиться их символами - знаменами, лаконичными и яркими? Что первым бросается в глаза при взгляде на гербы представителей домов Йорка и Ланкастера? Только то, что те и другие - близкие родственники, их гербы практически одинаковы, являясь незначительными вариациями герба, принятого на себя Эдуардом III, развязавшим столетнюю войну за французский престол - четверочастный щит, первое и четвертое поле голубые, усеянные золотыми лилиями Франции, второе и третье - красные, с тремя золотыми леопардами Англии. Леопарды достались ему в наследство как Плантагенету, потомку герцогов Нормандских (два леопарда из герба Нормандии и присоединившийся к ним в итоге брачного союза Генриха II и Элеоноры Аквитанской, леопард Гиени). Лилии же возникли из притязаний самого Эдуарда на французский престол, как единственного прямого наследника Филиппа IV Красивого – короля Франции, пусть и по женской линии.
Гербы одинаковые, различающиеся лишь необходимыми элементами, означающими положение и старшинство их носителей в роду - турнирными воротниками (титлами) вверху щита и бордюрами вокруг все тех же лилий с леопардами.
Затем и понадобились эти знаки - Алой и Белой розы. В англоязычной литературе розы Йорков и Ланкастеров обозначены не более, чем словом badges - знаки, личные символы, широко применявшиеся в средние века параллельно с институтом геральдики, встречающиеся сплошь на личных печатях, надгробиях, знаменах, иногда в оформлении гербов, но не в самих гербах. Почему розы? Как два расцветших враждующих за свет солнца цветка на одном побеге Плантагенетов, получивших само это имя от побега ракитника, который был личным символом-знаком (не гербом) Генриха II, первого короля этой династии. Белый и красный цвет - подобно белым и красным фигуркам шахмат и враждующим драконам из старинных бриттских легенд. Причем, белый дракон означал в тех легендах саксов или англов, тогда, как красный дракон, собственно, бриттов.
Йорк заключает союз с графами Солсбери и Уорвиком, имеющими на вооружении сильную армию, которая в мае 1455 года наносит поражение королевским войскам в городке Сент-Олбанс. Но король на некоторое время снова берет инициативу в свои руки. Он конфискует имущество Йорка и его сторонников. Йорк бросает армию и бежит в Ирландию.
В октябре 1459 года его сын Эдуард занимает Кале, откуда Ланкастеры безуспешно пытаются их выбить. Там он собирает новую армию. В июле 1460 года Ланкастеры терпят поражение при Нортгемптоне. Король находится в тюрьме, и парламент провозглашает Йорка наследником.
В это время Маргарита Анжуйская, полная решимости защищать права сына, собирает своих верноподданных на севере Англии. Захваченные врасплох королевской армией под Уэйкфилдом, Йорк и Солсбери погибают. Армия Ланкастеров движется на юг, опустошая все на своем пути. Эдуард, сын герцога Йоркского, и граф Уорвик, узнав о трагедии, поспешили в Лондон, жители которого с радостью встретили их армию. Они разбили Ланкастеров при Тоутоне, после чего Эдуард был коронован под именем Эдуарда IV.
Укрывшись в Шотландии и поддерживаемый Францией, Генрих VI все еще имеет. сторонников на севере Англии, но они терпят поражение в 1464 году и король снова в 1465 году попадает в тюрьму. Кажется, что все кончилось. Однако, Эдуард IV сталкивается с тем же, что и Генрих VI.
Клан Невиллов, возглавляемый графом Уорвиком, который возвел Эдуарда на трон, затевает борьбу с кланом королевы Елизаветы. Брат короля, герцог Кларенс, завидует его могуществу. Уорвик и Кларенс поднимают мятеж. Они разбивают войска Эдуарда IV, а сам он попадает в плен. Но, польстившись на различные обещания, Уорвик отпускает пленника. Король не выполняет своих обещаний, и борьба между ними разгорается с новой силой. В марте 1470 года Уорвик и Кларенс находят убежище у короля Франции. Людовик XI, будучи тонким дипломатом, мирит их с Маргаритой Анжуйской и домом Ланкастеров. Это у него получилось так хорошо, что в сентябре 1470 года Уорвик, поддерживаемый Людовиком XI, возвращается в Англию уже сторонником Ланкастеров
Король Эдуард IV бежит в Голландию к своему зятю Карлу Смелому. В это же самое время Уорвик, прозванный "создателем королей", и Кларенс восстанавливают Генриха VI на троне. Однако в марте 1471 года Эдуард возвращается с армией, финансируемой Карлом Смелым. При Барнете он одерживает решающую победу - благодаря Кларенсу, который предал Уорвика. Уорвик убит. Южная армия Ланкастеров разгромлена под Тьюксбери. В 1471 году Генрих VI умер (а возможно, убит), Эдуард IV возвращается в Лондон.