После выборов в Государственную Думу четвертого созыва ситуация могла измениться, поскольку на повестке дня стоял вопрос формирования Правительства на основе парламентского большинства, то есть правящей партии - «Единой Россией». И хотя понятно, что в этой ситуации реальное направление задает не Государственная Дума, а Президент, который в этот раз получил в лице «Единой России» абсолютную поддержку.
Вместе с тем, последние внутриполитические события, связанные с переходом на пропорциональную избирательную систему при избрании депутатов Государственной Думы, дают реальную возможность в перспективе реализовать идею формирования Правительства России на основе парламентского большинства, политически ответственного и перед Парламентом.
При этом роль института Президентской власти необходимо сохранить в нынешнем ее виде. В России Президент является национальным символом, олицетворяющим дух нации, задающим тональность общественных настроений. Президент 2000- 2008 гг. безусловно справился с этой задачей. В короткий промежуток времени своими действиями и энергией он сумел переломить настроение катастрофизма в российском обществе. Президент решил важнейшую стратегическую задачу – создал предпосылки стабильности в стране, открывающую возможность работы в других направлениях.
Рассматривая институты государства в современных условиях нельзя обходить вниманием вопрос, связанный со спецификой федерализма в России, которая включает себя особенности взаимоотношения властей по линии центр-регионы.
В рамках поиска оптимальных форм взаимодействия между центром и регионами, который осуществляется в России с начала 90-х годов, совершенствование федеративных отношений входит в число приоритетных задач государственной национальной и региональной политики.
Современная политическая наука рассматривает федерализм как принцип, режим и форму государственного устройства, позволяющий обеспечить единство и разделение государственной власти в условиях ее территориальной организации. «Организующая роль федерализма проявляется в обеспечении единства государственной власти с учетом его одновременного распределения по двум уровням государственности[31]».
Федерализм в России как гибкая и действенная форма государственного устройства и разделения государственной власти позволяет, с одной стороны, сохранять суверенность, централизм, единство и неделимость государственной власти, а с другой стороны учитывать в единстве многообразие и специфику отдельных российских регионов.
При анализе проблем развития федеративных отношений в России обычно принято выделять четыре этапа федерализации социально-политического пространства российского государства, которые, на наш взгляд, служат надежным методологическим ориентиром при изучении политического процесса в исторической перспективе. Первый этап – период распада СССР и принятия Россией Декларации о государственном суверенитете; второй этап – подписание Федеративного договора; третий этап – принятие конституции РФ 1993 года и подписание двухсторонних договоров о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Федерации и органами власти субъектов федерации; 2000 год- этап централизация власти и повышение эффективности управления.
Модель «социалистического федерализма» унаследованная Россией от распавшегося СССР из-за противоречия между территориальным и этническим признаком внутреннего государственного устройства постоянно рождала напряжения и конфликты в процессе государственного становления страны. Слабость федеральной государственной власти, с одной стороны, и отсутствие государственно-политической ответственности за единство России у власти в регионах, с другой, привели к неустойчивости и неопределенности в целом социальной системы[32].
Политической дезинтеграции в стране способствовала и острая политическая борьба, которая в условиях распада СССР в 1990-1991 велась между государственными органами. Участники этой борьбы зачастую обращались к региональным властям, обещая им значительное расширение полномочий в обмен на политическую поддержку, тем самым сами провоцировали национальные выступления и способствовали разладу государственного механизма, генерируя центробежные тенденции.
Важной составляющей начального этапа формирования современного российского федерализма был I съезд народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года, принявший документ конституционного значения, Декларацию о государственном суверенитете РФ, в которой закреплялись основы самостоятельного развития России как федеративного государства. «Декларация предусматривала верховенство законов РСФСР на всей ее территории и возможность приостановления действия союзных законов.
Приостановил процесс распада России как единого государства Федеративный договор, подписанный в марте 1992 года, который явился компромиссом центробежных и центростремительных сил в российском государстве. С одной стороны, он позволил в условиях политической нестабильности сохранить единство Российского государства, положить начала развитию федеративных отношений в России. С другой стороны, договор юридически закрепил разнотипность и фактически неравноправие субъектов федерации. Фактически же, это был договор слабого федерального центра и ряда сильных суверенных республик, которые за свое сохранение в Федерации запросили высокую плату. К числу неоспоримых достоинств можно отнести то, что Федеративный договор – принципиально новый акт в государственной истории России.
Следующий этап в развитии федеративных отношений можно считать принятие Конституции 1993 года. Шел сложный процесс консолидации демократических институтов, который в результате конфликта законодательной и исполнительной власти поставил на повестку дня принципиальную проблему государственного устройства. Стало более, чем, очевидно, что успех конституционной реформы невозможен без усиления института президентства, увеличения объема полномочий главы государства, а так же, что немало важно без решения проблем равноправия субъектов РФ; придания краям, областям, городам федерального значения и автономным образованиям статуса полноценных субъектов Российской Федерации и преодоления тенденции к конфедерализации в отношениях с республиками.
Вступая на путь коренных преобразований Россия в своей конституции 1993 года совершенно определенно записала: «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации[33]».
Таким образом на тот момент времени Россия являлась конституционно-договорной, асимметричной федерацией, основанной на сочетании национального и территориального принципа построения государства. Основная часть Федеративного договора была инкорпорирована в Конституцию Российской Федерации 1993 года, которая определила Федеративный договор как источник правового регулирования федеративных отношений, а во-вторых, закрепила приоритет норм федеральной Конституции и принцип единства в формировании центральных и региональных органов власти, что в будущем с приходом власти В.Путина стало важной основой пересмотра федеративных отношений в сторону централизации и унитаризации.
В период президентства Б. Ельцина отношения между центром и регионами характеризовалось постоянным нарушением взаимных обязательств, постоянным корпоративным внутриэлитным политическим торгом неформального характера. «Игра в федеративные отношения продолжалась, но отказ от неуклонного соблюдения Конституции и отсутствие прочной нормативной иерархии вызвали в государстве заметные тенденции к распаду[34]».
С приходом к власти В.Путина был четко обозначен курс на выстраивании вертикали власти и наведении правого порядка между центром и регионами. Надежным инструментов выправления ситуации стала модернизация института полномочных представителей Президента в регионах, в результате Центр получил возможность контролировать региональных лидеров при сосредоточении в руках представителей Президента соответствующих ресурсов.
Не следует забывать, что В.Путин еще в 2000 году серьезно опасался внутрисистемной оппозиции в лице глав регионов[35]. Решение о разделении страны на семь федеральных округов и реформировании института полпредов президента, заключавшееся не только в сокращении их числа, но и наделении более весомыми полномочиями, практически в одночасье изменило политическую конфигурацию в России. Оценивая их работу за последние 6 лет, можно констатировать, что полпреды Президента практически ликвидировали противоречия между законодательствами субъектов федерации с федеральным центром. Они также продолжают оказывать влияние на политические процессы в регионе, аккумулировав весь существующий ресурс силовых органов власти в регионе в лице МВД и ФСБ.