Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий, посвящённых празднованию 200-летия Победы России в Отечественной войне 1812 года (стр. 4 из 5)

Новым главнокомандующим вместо Барклая был назначен Михаил Илларионович Кутузов, который решил дать бой Наполеону у Бородино. Армия Багратиона занимала левое крыло позиции — от батареи Раевского до Шевардина — два пехотных корпуса и один кавалерийский. 5 сентября в 6 часов утра прозвучал первый выстрел. Главный удар Наполеон направил на левое крыло русского боевого расположения — на Багратионовы армии. Против 29 тысяч солдат Багратиона Наполеон послал 7 пехот и 8 кавалерийских дивизий. — около 43 тысяч человек. Восемь раз шли французы на Багратионовские флеши и откатывались, оставляя на подступах к ним груды окровавленных тел. Русские тоже терпели огромный урон, но «храбрые воины, собравшись с последними силами, нападали на нас по-прежнему», — рассказывал французский генерал Пеле. Храбрость русских изумляла французов. Русские пушкари ложились на пушки и не отдавали их без боя. Часто, раненный в одну руку, канонир действовал другой. Но у Наполеона было 400 орудий, а у нас 300. Пылала деревня Семеновская. Ужасный грохот 700 орудий, поле покрыто темным облаком дыма, беспрестанно сверкают огни взрывающихся гранат. Началась восьмая атака противника. Наполеон ввел в бой свежие резервы. Против 46 тысяч неприятельских солдат Багратион мог противопоставить только 18 тысяч бойцов. Французские войска двинулись плотными рядами в атаку. Это был самый замечательный и страшный момент боя. 700 огнедышащих жерл, собранных на пространстве одной квадратной версты, обстреливали во всех направлениях небольшую равнину, находящуюся впереди деревни Семеновской, и изрыгали смерть в громады обороняющихся и нападающих. Это был ад и ужас. Была страшная сеча, в которой с той и другой стороны проявлялись чудеса сверхъестественной храбрости. Багратион не только постоянно оборонялся, но и продолжал со своими полками атаки на неприятеля. Внезапно он упал с лошади. Осколок разорвавшейся гранаты попал в Багратиона и раздробил ему ногу. Рана была тяжелой, и героя-командира вынесли с поля боя. Краткое замешательство в войсках, узнавших о тяжелом ранении Багратиона, было быстро восстановлено храбрым Дохтуровым, который принял командование. Перед лицом наседавших французов он приказал: «Умирать всем, ни шагу назад!». На Бородинском поле Наполеону так и не удалось сломить силы русской армии.

В тяжелом состоянии истекающего кровью Багратиона доставили в имение Голицына. Врачи, как могли, боролись за его жизнь. В болезни, наконец-то, наступило некоторое улучшение. Багратион начал передвигаться при помощи костылей. Он занялся разработкой документов и нашел одну важную бумагу, которую нужно было немедленно отправить Дохтурову. Багратион призывал вестового: «Немедля, братец, поезжай в Москву». Вестовой не знал, что от Багратиона скрывали оставление Москвы. С удивлением он ответил, что она занята французами. Забыв о боли, Багратион вскочил и тут же упал без сознания. Болезнь резко ухудшилась. Несколько дней продолжалась агония Багратиона. 10 сентября 1812 г. врачи предложили Петру Ивановичу ампутировать ногу. Он отказался. В 12 часов дня Петр Иванович Багратион умер.

В 1839 г. прах Багратиона торжественно перезахоронен на Бородинском поле.

Барклай-де-Толли Михаил Богданович (1761-1818)

Предки Барклая-де-Толли — выходцы из Шотландии. Михаил Богданович родился 13 декабря 1761 г. на территории Польши, начал военную службу в Псковском карабинерном полку в 1776 г. вахмистром. В 1778 г. произведен в корнеты. Отличился при штурме Очакова, в русско-турецкой войне 1787-1791 годов, польской кампании 1792-1794 годов. В 1805-1807 годах в войне с Наполеоном отличился в ряде сражений, особенно при Пултуске и Прейсиш-Эйлау. Получил под свое начало дивизию. Успешно участвовал в войне со Швецией 1808-1809 гг. С мая 1809 г. — генерал-губернатор Финляндии, отвоеванной у Швеции. С января 1810 г. по сентябрь 1812 г. — военный министр России. С марта 1812 г. — командующий 1-й Западной армией. С мая 1813 г. — главнокомандующий всеми русскими и прусскими войсками, одержал несколько важных побед над французами вне России, победителем вошел в Париж. В 1814 г. произведен в генерал-фельдмаршалы. Умер в 1818 г., похоронен в собственном имении (территория современной Эстонии).

В начале Отечественной войны 1812 г. Барклай-де-Толли занимал пост военного министра России. Он же фактически командовал русской армией в самый трудный период войны — в момент отступления от западных границ к Москве. Эта операция требовала исключительного полководческого мастерства, выдержки и хладнокровия. Барклай-де-Толли справился со своей задачей блестяще. Он сохранил целостность и боеспособность армии. Но не все понимали необходимость отступления. Горячие головы требовали немедленного сражения, называя Барклая-де-Толли трусом. Это было совершенно несправедливо.

Свою храбрость Барклай доказал на поле боя, когда гремело Бородинское сражение. 1-я армия, которой он командовал, занимала позиции на центральном и правом участке фронта. После упорных боев с армией Багратиона французы бросили свои главные силы на центральный фронт. Здесь русские солдаты увидели, каким бесстрашием обладает их командующий. Все время, пока шло сражение, Барклай-де-Толли находился на передовой позиции, в непосредственной близости с противником, верхом на коне. Свистели пули, рвались снаряды, осыпая командующего комьями земли. Но генерал и не пытался уйти в укрытие. После очередного взрыва он отряхивал мундир и продолжал командовать боем.

Честный и самоотверженный офицер, Барклай не искал легкой карьеры никогда. Он полюбил русскую армию и посвятил ей всю жизнь. Он не раз смотрел смерти в глаза и не уступал французским маршалам ни в смелости, ни в стойкости, ни в искусстве водить войска в сражения.

Давыдов Денис Васильевич (1784- 1839)

Денис Васильевич Давыдов — герой войны 1812 г. — родился в семье полковника, командира Полтавского легкоконного полка Василия Денисовича 27 июля 1784 г. Отец по долгу службы должен был переезжать с места на место. Мать Елена Евдокимовна печалилась, а Денису была по душе кочевая жизнь. Сколько вокруг необычного: огни солдатских биваков, зов полковых труб, быстрые марши. Донской казак, «дядька» Дениса Филипп Михайлович Ежов, научил мальчика верховой езде, обращению с оружием, фехтованию. Он очень интересно рассказывал о военных походах и победах русских полководцев Румянцева, Потемкина, Суворова. Однажды мальчику необыкновенно повезло. Он встретился с самим Александром Васильевичем Суворовым, который предсказал ему военную карьеру. Словам Суворова суждено было сбыться. Под руководством прославленного полководца Петра Ивановича Багратиона Денис Давыдов прошел отличную выучку в сражениях в Пруссии, Финляндии и Турции. Был награжден четырьмя орденами, золотым крестом на георгиевской ленте и золотой саблей с надписью: «За храбрость».

Храбрый гвардейский кавалерист Денис Васильевич особенно проявил себя в годы Отечественной войны 1812 года. Он командовал первым батальоном Ахтынского гусарского полка. У лихого гусара зародилась мысль о создании партизанских отрядов из казаков и гусар, которые бы наносили внезапные удары по французским тылам. Главнокомандующий русской армией фельдмаршал Кутузов, поразмыслив, сказал: «Ну что ж... пусть Давыдов возьмет пятьдесят гусаров и полторы сотни казаков. Только опасное это дело. На верную гибель обрекает он себя, бесшабашная головушка».

Сразу же после Бородина, когда русские войска стали отходить к Москве, отряд Давыдова начал полную риска, опасностей, смелых вылазок, засад, нападений партизанскую деятельность. Партизаны обрушивались на врага внезапно, как снег на голову, мешали движению войск, лишали их провизии, выводили из строя небольшие отряды. О храбрости Давыдова и его отряда ходили легенды. Фельдмаршал Кутузов убедился в огромной пользе партизанского отряда и узаконил действия партизан. По его приказу в тыл врага были отправлены еще несколько отрядов добровольцев-храбрецов с пушками, кавалерией, пехотой. Подвиги Давыдова воспеты в бессмертных стихах Пушкина, Жуковского, Баратынского, Языкова.

Сам Денис Васильевич тоже писал стихи, песни, вольнолюбивые и дерзкие басни, отличавшиеся меткостью характеристик, остроумием и злободневностью. Некоторые из них были запрещены цензурой. Сатиры и басни Дениса Давыдовича были очень популярны среди декабристов. За вольнолюбивые сочинения в 1804 г. Давыдов был исключен даже из гвардии и переведен в гусарский полк. В поэзии Давыдов чувствовал себя легко и свободно. Он умел в стихах и грустить, и мечтать. Он создал в поэзии образ воина-храбреца, но умного храбреца, потому что был уверен, что «отвага ничто без головы».

После разгрома наполеоновской армии Давыдов пробыл на службе до 1831 г., а затем вышел в отставку в чине генерал-лейтенанта. Он поселился с семьей в селе Верхняя Маза Сибирской губернии. Здесь, в степной глуши, он закончил работу над «Дневником партизанских действий 1812 г.», создал ряд интереснейших военно-исторических очерков, вдохновенных стихов.

О себе он написал так: «Я врубил имя свое в 1812 год, ... я считаю себя рожденным единственно для рокового 1812 года». Это не совсем так. Боевой дух неукротимого, непобедимого партизана — патриота вдохновлял на подвиги и партизан Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В знак признания одна из улиц российской столицы названа именем поэта-партизана.