В фондах и экспозиции музея представлены уникальные подлинные семейные реликвии, документы и фотографии, нотные сборники и письма.
Музей располагается в мемориальной квартире № 80 в доме по улице Красной, 204. В этой квартире композитор прожил со своей женой певицей Вероникой Журавлевой-Пономаренко около четверти века. Гостеприимный дом был всегда распахнут для друзей и единомышленников Григория Федоровича. Поэты и писатели, певцы и музыканты, ученые и общественные деятели собирались здесь, чтобы послушать новую песню, новое исполнение, обсудить творческие планы, программы праздников и концертов.
Основу мемориального фонда составляет коллекция экспонатов любовно собранная и переданная в дар музею женой композитора и исполнительницей его произведений Вероникой Ивановной Журавлевой-Пономаренко, заслуженной артисткой России, профессором Краснодарского государственного университета культуры и искусств, директором Краснодарской краевой филармонии.
Вероника Ивановна передала в дар музею мебель рабочего кабинета Г.Ф. Пономаренко, ковры и люстры из их квартиры; вазы и сервизы; сотни сувениров, подаренных композитору в дни юбилеев и поездок с концертами по России и Кубани; два баяна, гитару, портрет композитора работы художника Г. Квашуры; библиотеку композитора около тысячи томов, в том числе с автографами авторов, сотни пластинок и аудиозаписей.
Бесценным даром являются документы, письма, записные книжки, композитора, которые рассказывают о творческом процессе композитора; тысячи писем поклонников творчества Григория Федоровича, афиш и программ концертов.
Это богатейшее наследие ждет исследователей творчества композитора, народного артиста СССР Г.Ф. Пономаренко.
Приглашаем жителей города Краснодара и Кубани посетить мемориальный музей-квартиру народного артиста СССР, композитора Григория Федоровича Пономаренко.
Вероника ЖУРАВЛЕВА-ПОНОМАРЕНКО:
«Искусство должно учить людей любить и надеяться!..»
— Вера Ивановна, как вы, известная в России певица, восприняли предложение возглавить Краснодарскую филармонию?
— В Краснодарской филармонии я работаю уже 36 лет, здесь прошла путь от артистки хора до народной артистки России и художественного руководителя филармонии, ее генерального директора. Из семидесяти лет становления и развития филармонии более половины ее творческой жизни прошло на моих глазах и при моем активном участии. Можно сказать, что вся моя творческая, да и чисто человеческая судьба тесно связана с филармонией. Ведь именно здесь моя жизнь пересеклась с жизнью выдающегося русского композитора Григория Пономаренко, с ним, с его гениальными песнями, с его всенародной славой я объехала всю Кубань и всю Россию, поняла и почувствовала, как необходимо людям подлинное искусство.
Когда руководство края предложило мне возглавить Краснодарскую филармонию, долго колебалась и сомневалась... Но в конце концов решила, что обязана отдать все свои силы пропаганде того, чему посвятил свой талант и свою жизнь Григорий Федорович Пономаренко, имя которого носит сегодня Краснодарская филармония.
Начинала с изучения архивных документов. Филармония возникла не вдруг и не в один день. Были целые десятилетия работы филармонических обществ, просветительской деятельности творческих коллективов, талантливых артистов... Если все это учесть, то сегодня надо было бы отмечать не 70-летний юбилей, а вековой путь развития музыкальной культуры Кубани.
— Что такое сегодня Краснодарская филармония имени Г.Пономаренко по своему творческому составу?
— В 1939 году, когда филармония открывалась, она включала в себя три коллектива — Кубанский казачий хор, эстрадный оркестр и адыгейский ансамбль. Сейчас в составе филармонии камерный оркестр, оркестр эстрадной и джазовой музыки, Государственный ансамбль песни и танца «Казачья вольница», концертный русский народный ансамбль «Ивушка», оркестр русских народных инструментов «Виртуозы Кубани», Краснодарский камерный хор, хореографический театр «Молодой балет Кубани». Но сегодня мы пошли по пути укрупнения коллективов для осуществления более сложных художественных замыслов, участия филармонии в значительных общественных событиях. Так возник Государственный эстрадно-симфонический оркестр (художественный руководитель и главный дирижер — заслуженный артист Кубани Вадим Кузьминский, дирижеры — заслуженный артист Кубани Владимир Готлиб и Сергей Жмурин). Возможности такого большого оркестра неизмеримо расширяются. Большой оркестр дает возможность выстроить праздничный концерт, провести балетный спектакль или сольный концерт оперного певца... Из объединения ансамбля «Ивушка» и хоровой группы ансамбля «Казачья вольница» возник народный хор Краснодарской филармонии, в программе которого народные песни, русские романсы, песни Григория Пономаренко и других отечественных композиторов.
Мы гордимся Краснодарским камерным хором (художественный руководитель — народный артист России Вячеслав Яковлев), хор является очень важной, ничем другим не заменяемой частью музыкальной культуры Кубани. Бывший в свое время нашим гостем тогдашний министр культуры России А.Соколов назвал наш хор «самым красивым хором, который я когда-либо слышал». Камерный хор высоко оценен не только в России, но и за рубежом (успешные выступления на Шубертовском фестивале в Вене, «Гран-при» на Международном фестивале в Испании).
Лучшим оркестром русских народных инструментов в России признан оркестр Краснодарской филармонии «Виртуозы Кубани» (художественный руководитель — народный артист России Анатолий Винокур), обошедший на одном из конкурсов даже прославленный оркестр имени Осипова. С оркестром «Виртуозы Кубани» на сцене Краснодарской филармонии выступают выдающиеся исполнители страны.
На более высокий художественный уровень вышел Государственный ансамбль песни и танца «Казачья вольница» с приходом художественного руководителя народного артиста России Николая Кубаря, одного из лучших хореографов страны. Им поставлено 16 танцев, «Казачья вольница» обрела новое творческое лицо. В ближайшее время ансамбль выезжает на длительные гастроли во Францию — на полтора месяца. Мы решили прекратить практику нещадной эксплуатации наших артистов за рубежом, когда они работают за копейки и выезжают со своими консервами, пряниками, эмалированными кружками и кипятильниками. Мы просто перед заключением договора послали на один показ весь ансамбль. Зал 20 минут стоя аплодировал, после чего французская сторона взяла на себя все расходы, и на время гастролей нашим артистам будет обеспечена достойная жизнь. Это будут первые зарубежные гастроли коллектива Краснодарской филармонии за всю ее историю.
— Не возникает ли какой-то конкуренции, соперничества, кадровой войны между фольклорными коллективами края — Кубанским казачьим хором, «Казачьей вольницей», «Ивушкой», «Криницей»...
— Творческое соперничество исключено. Мы все черпаем из одного живого источника — фольклора, народного творчества. Даже пришедшие на водопой разные звери прекращают вражду. Нечего делить и нам. Искусство — это духовная пища, и ее не может быть много... Наш ансамбль «Ивушка» создавался для пропаганды русских песен и песен отечественных композиторов, прежде всего Григория Пономаренко. В ансамбле своя тесситура голосов, своя манера пения, свой репертуар. Мне очень жаль, например, что Кубанский казачий хор много поет песен Виктора Захарченко и почти не поет Пономаренко. Это не исключает моего уважения к Виктору Гавриловичу, я начинала свою профессиональную жизнь в Кубанском хоре и за многое благодарна ему.
А что касается движения кадров из одного коллектива в другой… Да, уходили и от нас, уходили те, кто не выдерживал 16 часов работы в сутки. Я Лошадь и Лев по гороскопу, привыкла работать с полной отдачей и раньше могла отработать четыре сольных концерта в день. Может быть, кто-то и не выдерживал новых требований, кто-то привык от утренних чаепитий сразу переходить к обеденной трапезе. Но я не мстительный человек, любому в горе помогу... Уходили от нас, но и приходили к нам. Видимо, надо заключить некое джентльменское соглашение между всеми коллективами: перебежчиков не брать! Кстати, такое соглашение существовало между ансамблем Моисеева, хором имени Пятницкого и ансамблем «Березка», и это избавляло от интриг. В кадровой политике у меня главный девиз — нужны профессионалы: если музыканты, то с консерваторией, если танцор, то с хореографической школой.
— Вера Ивановна, каким вам видится в работе филармонии соотношение развлекательных форм и серьезного искусства?
— Мне думается, главной целью филармонической деятельности является просветительство, духовное воспитание общества. За всю свою семидесятилетнюю историю Краснодарская филармония достигала своего расцвета тогда, когда ее возглавляли не чиновники и партийные функционеры, а профессионалы, горячо любящие музыку, чувствующие душу артиста и ценящие его труд.
У всех развлекательных форм искусства, у музыкальной попсы очень короткая жизнь. Мы сегодня объелись всем этим на телевидении, дискотеках, молодежных радиоволнах, в кафе и ресторанах. Я не понимаю разделения на «молодежную» музыку и «немолодежную». Есть подлинное, почвенное — народная песня, фольклор, классика — и есть дискотека и кабак.
Краснодарская филармония имени Григория Пономаренко располагается в самом лучшем, историческом театральном здании кубанской столицы. Здесь выступали выдающиеся государственные деятели дореволюционной и современной России. В зале филармонии после революции было провозглашено новое имя кубанской столицы. И если рано или поздно придет время вернуть главному городу Кубани его историческое имя, пусть это произойдет снова в зале нашей филармонии. Хочется, чтобы рождающееся здесь искусство, звучащая здесь музыка соответствовали и возрожденным прекрасным интерьерам здания, и духовным чаяниям кубанцев. Мечтается, чтобы в творческом составе нашей филармонии были артисты, продолжающие традиции Клавдии Шульженко, Людмилы Зыкиной и Зары Долухановой, чтобы в нашем концертном зале на самом высоком художественном уровне звучала музыка Чайковского, Свиридова, Шнитке и Щедрина, чтобы на наши концерты шла молодежь, шли люди старшего поколения с детьми и внуками...