Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к учебнику «литературное чтение» для 4-го класса Москва (стр. 10 из 18)

Нам нужно восстановить в памяти учащихся сопоставле-ние двух подходов к изображению мира и человека, по-скольку они будут изучать произведения писателя, кото-рый, с одной стороны, по образованию физик и даже работал учителем физики в школе, а с другой - профессиональный

50


писатель, пишущий в особом жанре «полусказок». Он со-вместил в своих произведениях научную картину мира с художественным, образным её изображением.

Урок начинается с выяснения разницы между научным и художественным изображениями мира. Далее учащиеся могут прочитать первую полусказку «Честное гусеничное» и самостоятельно разобраться в том, почему автор так оп­ределил жанр своего произведения. В более сложных для понимания произведениях надо помочь ребятам увидеть главный способ введения художественного содержания в текст - использование многозначности слова, употребле-ние слова не в прямом, а в переносном значении, превра-щение обычного слова в образное, наполнение научного термина нравственным смыслом.

Но советуем несколько изменить порядок изучения тек-стов: сначала взять для работы более короткие, меньшие по объёму тексты, такие, как «Жизнь на Земле», «Тепло-та». В последнем тексте прямой смысл слова «теплота» -это энергия тепла, которую выделяет (чаще всего) нагре­тое тело, а в переносном смысле мы говорим о теплоте че-ловеческих отношений, о тёплом голосе, тёплом приёме -ласковом, приветливом. Нам думается, что этот методи­ческий приём - подбор слов с переносным значением -может помочь ученикам-читателям разобраться с непросты­ми текстами. А учителю советуем найти «Учёные сказки» Ф. Д. Кривина и пользоваться этой удивительной книгой на уроках литературы, истории, русского языка, математики, природоведения и других школьных предметов.

Уроки 59-62-й.

Фантастическое изображение

обычных человеческих проблем

Цели уроков: 1) формирование представлений о фантас­тической литературе; 2) знакомство с творчеством совре-менного фантаста, пишущего для детей, Кира Булычёва; 3) осмысление проблемы доброты и человечности в фанта-стическом произведении.

51


Перед уроком необходимо поговорить о самостоятельно прочитанных ребятами главах из повести Л. А. Кассиля «Кондуит и Швамбрания». Главный вопрос обсуждения: по-чему дети, герои произведения, придумали страну, которой нет на свете?

Затем можно приступать к чтению отрывка из фантас­тического произведения и обсуждению истории, изобра-жённой в нём, и его героев.

Мы уверены, что ответы на вопросы учебника не будут сложными для ребят и они сами разберутся, где ситуации реальные, а где фантастические, увидят, что человеческие отношения и принципы остаются точно такими же, не-смотря на то что перенесены в фантастическую обстанов-ку. Ведь главная героиня побеждает взбесившиеся ино­планетные существа своей добротой, и они отвечают ей тем же. Особенно замечательна в этом смысле последняя фраза отрывка.

Урок 63-й. Контрольная работа №3

В первом задании ученики должны понять смысл исто-рии, рассказанной автором, который заключается в том, что именно человек помог маленькому Семечку стать похожим на солнце Подсолнухом.

Доказательством этому может послужить фраза из тек-ста о том, что человек «часто навещал его в поле». Но если дети в своих ответах скажут о роли Солнца и Земли в пре-вращении Семечка в растение, это, конечно, будет правиль-но.

Стихотворение А. А. Блока очень богато художественно и эмоционально, поэтому интонация его чтения всё время меняется: от спокойной к тревожной и опять спокойной, даже радостной. А паузы мы попросили отметить в основ-ном из-за первых двух строк, которые не вдумавшиеся дети читают как две отдельные мысли, делая паузу механичес-ки в конце первой строки.

52


IV. Вечные вопросы, на которые каждый отвечает сам (28 часов)

Уроки 64-67-й. Нравственный выбор - нравственный поступок

Цели уроков: 1) осмысление проблемы нравственного вы-бора и деятельной доброты, способности на поступок; 2) уг­лубление представлений учащихся об изображении харак-тера и внутреннего мира героя в эпическом произведении; 3) знакомство с произведениями прекрасного детского со-временного писателя В. П. Крапивина.

Следующие произведения, с которыми будут знакомить-ся ученики-читатели, продолжают тему человечности, доб-роты, преодоления человеком своего эгоизма, которая яв-ляется стержневой в курсе литературного чтения, и в то же время выводят ребят на глубоко личностное осмысление трудности выбора и истоков правильного, поистине чело-вечного и человеческого решения этих проблем.

Особенности писательской позиции В. П. Крапивина -в его честности и принципиальности в разговоре с читате-лем, особенно с мальчишками. Он, как сказали учителя, сегодняшний Гайдар, который учит мальчишек быть силь-ными, смелыми, бороться с несправедливостью и не подда-ваться хамской силе, которая в наше время ещё сильнее, чем была раньше, потому что поддерживается взрослыми, показывающими сериал «Бригада» по телевидению и жи-вущими по этим принципам. Крапивин не смягчает ситуа-цию, не подгоняет её под обязательный «хэппи энд», пока-зывает взрослых такими, какими их видят реальные мальчишки в своей реальной жизни, но помогает им найти в самих себе силы бороться со злом, доказывает необори-мость добра, приоритеты силы духа и воли над силой мышц.

Рассказ «Путешественники не плачут» учит именно это-му. Герой рассказа - самый обычный мальчик, кажущий-ся скорее слабым, чем сильным. Вернее, он кажется таким дяде Вите, который приводит племянника в компанию дворо-

53


вых мальчишек, чтобы те научили Володьку быть сильным в его понимании.

И тут автор исподволь начинает учить читателя, неза-метно и просто рассказывая о правилах, по которым жили мальчишки. И употребляет слово «неделикатность», за ко-торую чуть было не отвесил подзатыльник любопытному Артуру старший брат, и говорит, что над прямым и чест­ным ответом нельзя смеяться и что «иногда вредно тратить много слов».

А потом автор показывает ситуацию, наверное, знако-мую всем мальчишкам, да и девчонкам тоже, увековечен­ную Э. Н. Успенским в образе кота Матроскина, когда глав-ному герою предложили взять домой беспризорного пса. Пёс этот, по имени Гермес, изображён Крапивиным так, что я вспомнила своё детство и своих дочерей, которые приноси-ли домой то помойную кошку, то собаку, найденную около пединститута. Да и мы с мужем однажды вместо сахара для варенья купили(!) у дядьки около магазина пса, стран-ную смесь болонки и шпица, который долго жил в нашем доме и был, как потом выяснилось, настоящим хранителем домашнего очага. Пёс Гермес глядел «светло-коричневыми лукавыми глазами», «улыбался розовой пастью», а когда Володька вздумал его помыть, «тихо выл от ужаса, но тер-пел». Автор рисует пса так, что мы, дочитав рассказ до конца, ненавидим его убийцу - разумного и страшного дядю Витю. (Вспомните с ребятами: «Я ненавижу Тарасова...», верните их к той боли, ощущению зла и несправедливости и мужественному поступку того мальчика, хотя он просто высказывает своё отношению к произошедшему. Но иногда и слова - это поступок.)

И тогда Володька совершает мужской поступок: он не может наказать или что-то объяснить этим взрослым лю-дям, не может, как тот мальчик, выгнать их - и уходит от них сам, уходит в ночь, в лес, который становится роднее, чем они. Он знает, что впереди будет дорога и попутный грузовик домчит его до стройки, до ЛЮДЕЙ. Это поступок

54


сильного человека, который не примиряется со злом, хотя и не может его побороть. Что ж, честно говорит своему чи-тателю автор, бывает и так.

Главное - это сопереживание ребят, их осмысленное вос-приятие чужой истории, чужой жизни, но такой узнавае-мой ситуации.

Читательский дневник

Рассказ В. Ю. Драгунского «На Садовой большое дви-жение», который ребята прочитают в хрестоматии, очень похож по ситуации, героям и проблематике на рассказ В. П. Крапивина. Его главный герой Дениска настолько добрый, чистый и честный человек, что до самого после­днего момента так и не может поверить в подлость и об­ман. Ребята прочитают рассказ В. Ю. Драгунского с удо-вольствием и без труда разберутся в этом произведении.

Уроки 68-78-й.

Л. Н. Толстой о человечности и русском человеке

в рассказе «Кавказский пленник»

Цели уроков: 1) знакомство с произведением великого русского писателя Л. Н. Толстого; 2) формирование пред-ставлений учащихся о своеобразии и особенностях прозы Л. Н. Толстого, о его мастерстве в изображении русского человека и национальных черт русского народа.

Рассказ Л. Н. Толстого для нас - главное произведение этого года и, может быть, всего курса литературного чте-ния. Прежде всего потому, что это произведение гениально-го русского писателя-классика, в котором отражены родо-вые черты русского народа и общечеловеческие нравственные представления людей. Этот рассказ написан Толстым в то время, когда он был всецело занят народным образованием, писал «Азбуку» для крестьянских детей. «Кавказский плен-ник» напечатан в его 4-й книге «Русских детских книг для чтения», т. е. рассказ написан Толстым специально для де-тей и поэтому он прост, понятен детям и поучителен.

55


Сам Л. Н. Толстой в это время утверждается окончатель-но в необходимости учиться у народа его морали, его воз-зрениям на мир, его простоте и мудрости, умению «при-житься» в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не ропща и не перекладывая на чужие плечи своих несчастий и бед. Этому и учит маленького читателя его рассказ.

Прежде всего, сопоставим двух героев рассказа, вдума-емся в их фамилии: Жилин, потому что он сумел выжить, прижиться, вжиться в чужую и чуждую для него жизнь, Костылин - как бы на костылях, подпорках. Но на самом деле пленник у Толстого один, о чем красноречиво говорит нам название произведения. Кто же из них «кавказский пленник» и в каком плену он находится? Если мы не суме-ем ответить на этот вопрос, мы не поймём автора, его глав-ной мысли.