83
Принятые в обществе поведенческие стереотипы оказы-вали заметное влияние на поведение конкретных людей, порой заставляя их идти наперекор своей натуре. С. В. Кова-левская в «Воспоминаниях детства» пишет: «В сущности, отец наш вовсе не был строг с нами, но я видела его редко, только за обедом; он никогда не позволял себе с нами ни малейшей фамильярности, исключая, впрочем, тех случа-ев, когда кто-нибудь из детей бывал болен. Тогда он совсем менялся. Страх потерять кого-нибудь из нас делал из него как бы совсем нового человека. В голосе, в манере говорить с нами являлась необычайная нежность и мягкость; никто не умел так приласкать нас, так пошутить с нами, как он. Мы решительно обожали его в подобные минуты и долго хранили память о них. В обыкновенное же время, когда все были здоровы, он придерживался того правила, что «муж-чина должен быть суров».
Отношение к детям в дворянской семье с сегодняшних позиций может показаться излишне строгим, даже жёстким. Но эту строгость не нужно принимать за недостаток любви. Высокий уровень требовательности к дворянскому ребёнку определялся тем, что его воспитание было строго ориентировано на норму, зафиксированную в традиции, в дворянском кодексе чести, в правилах хорошего тона.
Воспитание давало прекрасные результаты в тех семьях, где ими руководствовались люди, обладавшие высокой куль-турой и человеческой незаурядностью. Один из таких при-меров - семья Бестужевых. Михаил Бестужев, вспоминая удивительную атмосферу, царившую в их доме, избранный круг посещавших его людей, пишет: «Прибавьте нежную к нам любовь родителей, их доступность и ласки без балов-ства и без потворства к проступкам; полная свобода дей-ствий с заветом не переступать черту запрещённого, - тог-да можно будет составить некоторое понятие о последующем складе ума и сердца нашего семейства...» Старший из пяти братьев Бестужевых, Николай, человек редких душевных качеств, был у родителей любимцем. «Но эта горячая лю-бовь, - вспоминал он впоследствии, - не ослепила отца до
84
той степени, чтобы повредить мне баловством и потворством. В отце я увидел друга, но друга, строго поверяющего мои поступки. Я и теперь не могу дать себе полного отчёта, ка-кими путями он довёл меня до таких близких отношений».
Хотя многие дети учились дома, день их был строго рас-писан, с неизменно ранним подъёмом, уроками и разнооб-разными занятиями. За соблюдением порядка неотступно следили гувернёры. За сколько-нибудь серьёзные проступки детей строго наказывали. «Во многих вполне почтенных се-мьях розга применялась к детям младшего возраста, - вспо-минает Н. В. Давыдов, - а затем была в ходу вся лестница обычных наказаний: без сладкого, без прогулки, ставление в угол и на колени, устранение от общей игры и т. п.». Но при этом он добавляет: «Если попадались хорошие на-ставники (что было нередко), то детям жилось, несмотря на воспрещение шуметь при старших, вмешиваться в их раз-говоры и приучение к порядку и хорошим манерам, легко и весело».
В самом деле, обратившись к мемуарам и к русской классической литературе, нетрудно убедиться, что, за редкими исключениями, семейный дом для дворянского ребёнка -это обитель счастья, с ним связаны самые лучшие воспоми-нания, самые тёплые чувства. Не случайно для того, чтобы обозначить строгость предъявлявшихся к детям требований, приходится специально сфокусировать на ней внимание. Видимо, если строгость не воспринимается как произвол и насилие, она переносится очень легко и приносит свои пло-ды.
Как писал А. С. Пушкин, «семейственные воспомина-ния дворянства должны быть историческими воспоминаниями народа».
Заметный интерес современного общества к дворянской жизни прошлого века порой вызывает иронические реплики, смысл которых сводится к тому, что подавляющее боль-шинство сегодняшних ревнителей дворянских обычаев со-ставляют потомки вовсе не князей и графов, а крепостных крестьян. Позиция не только бестактная, но и неумная: сти-
85
хи Пушкина и романы Тургенева читал очень узкий круг людей, исчерпывавший тогда образованную Россию, но ве-ликие русские писатели знали, что пишут не только для них, но и для внуков тех, кто «ныне дик». То же можно сказать и о выработанных привилегированным сословием нравственных нормах.
Пушкин рассуждал: «Чему учится дворянство? Незави-симости, храбрости, благородству (чести вообще). Не суть ли сии качества природные? Так; но образ жизни может их развить, усилить - или задушить. Нужны ли они в наро-де, так же как, например, трудолюбие? Нужны, ибо они охрана трудолюбивого класса, которому некогда развивать сии качества». Известный юрист, историк и общественный деятель К. Д. Кавелин считал, что поколение людей алек-сандровской эпохи «всегда будет служить ярким образцом того, какие люди могут вырабатываться в России при бла-гоприятных обстоятельствах». Можно сказать, что в дво-рянской среде развивались и совершенствовались те каче-ства русского человека, которые в идеале должны были со временем проникнуть и в ту среду, где пока «некогда было их развивать».
Опыт европейских стран, надежда на успехи просвеще-ния и цивилизации в России, наконец, простое сочувствие к обездоленным соотечественникам - всё питало веру в то, что в будущем постепенно сгладится неравенство раз-ных слоев русского общества и дворянская культура во всём её объёме (от произведений искусства до хороших манер) станет достоянием всех сословий, будет общим законным наследством свободных и просвещённых граждан России XX века. К несчастью, русская история пошла совсем дру-гим, трагическим и кровавым путём; естественная куль-турная эволюция была прервана, и теперь можно только гадать, каковы были бы её результаты. Быт, стиль отноше-ний, неписаные правила поведения оказались едва ли не самым хрупким материалом; его нельзя было укрыть в музеях и библиотеках, а сохранить в практике реальной жизни оказалось невозможным.
86
Приложение № 2
М. П. Воюшина
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ1»
Литературное развитие трактуется в методике как воз-растной и одновременно учебный процесс «развития спо-собности к непосредственному восприятию искусства сло-ва, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими кри-териями»2).
Критерии литературного развития школьников
Единого взгляда на критерии литературного развития школьников ещё не выработано.
Психологи подчёркивают, что развитие предполагает не только количественное накопление знаний, умений, опыта, но, главным образом, внутренние изменения структур-ных психических образований, усиливающие способность самостоятельного решения задач, не встречавшихся ранее. Поэтому основным критерием развития младших школь-ников является уровень восприятия самостоятельно про-читанного произведения. Последнее хотелось бы особенно подчеркнуть: для того, чтобы определить результаты раз-вития, а не результат обучения, необходимо обращаться к произведениям, которые не изучались детьми предваритель-но.
Трудность в определении уровня восприятия художест-венных произведений обусловливается как их своеобразием и неповторимостью, возможностью их разной трактовки, так и сложностью процесса восприятия, необходимостью
1) Данный материал взят из книги: Методические основы языкового
образования и литературного развития младших школьников / Под ре-
дакцией Т. Г. Рамзаевой. - СПб.: Спецлит, 1999.
2) Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе
обучения. - М.: Педагогика, 1976. С. 3.
87
учёта разных его сторон, и прежде всего эмоций, воображения и мышления. Основной критерий, позволяющий определить уровень восприятия произведения, - степень образной конкретизации и образного обобщения. Этот критерий, выдвинутый Н. Д. Молдавской, учитывает способность к восприятию художественного образа в единстве конкретного и абстрактного, индивидуального и типичного. Под образной конкретизацией понимается способность читателя на основе художественных деталей воссоздать в своём воображении целостный образ. Образное обобщение предполагает, что в конкретной картине человеческой жизни, описанной автором, читатель видит обобщённый смысл, проблему, поставленную в произведении.
Методика выявления уровня литературного развития младших школьников
Методика выявления уровня литературного развития младших школьников зависит от цели проверки. Если учитель ставит цель определить, как на восприятие произведения влияет техника чтения ребёнка, то каждый ученик читает текст самостоятельно. Если же цель - определить индивидуальные особенности мышления, воображения, эмоций каждого ученика при одинаковых условиях восприятия произведения, текст следует прочитать учителю.
Наиболее традиционные способы проверки восприятия -постановка вопросов к тексту и ответы на вопросы, заданные учителем. Выбор одного из названных способов также зависит от цели проверки.
Для выявления уровня актуального развития читателя, т. е. того, как ребёнок воспринимает произведение без помощи взрослого, используется постановка вопросов к тексту. Школьнику предлагают представить себя на месте учителя и задать к тексту вопросы, которые помогут остальным ученикам разобраться в прочитанном. Важно предоставить ребёнку возможность неоднократно обращаться к тексту произведения, дать ему время на обдумывание формулировок
88
вопросов. Вопросы, поставленные учениками, позволят учи-телю определить, на что направлено внимание детей при самостоятельном общении с текстом, о чём они задумыва-ются, что остаётся незамеченным.