Для выявления зоны ближайшего развития читателя детям предлагается ответить на вопросы, поставленные учи-телем. При таком контроле мысль ученика направляется взрослым, путь анализа, ключевые вопросы, над которыми следует задуматься, подсказаны школьнику. Вопросы фор-мируются так, чтобы они затрагивали разные стороны читательского восприятия (эмоции, воображение, мышление), способствовали проникновению в эмоциональную тональ-ность произведения, воссозданию образов, установлению причинно-следственных связей, осмыслению авторской по-зиции и давали возможность для обобщения прочитанного. Например, к рассказу В. К. Железникова «Рыцарь» можно задать следующие вопросы:
1. Понравился ли тебе рассказ? С каким настроением ты его слушал?
2. Зачем автор так подробно описывает первую встречу Саши с шофёром?
3. Каким ты представляешь себе Сашу в тот момент, когда шофёр закричал на его бабушку?
4. Почему рассказ называется «Рыцарь»? С какой интонацией произносит слово «рыцарь» шофёр и с ка-кой - автор? Почему?
5. О чём ты задумался, прочитав рассказ?
Ответ на первый вопрос позволит выяснить, различает ли ребёнок жизненную ситуацию, описанную в рассказе, и рассказ как произведение искусства, видит ли он динами-ку эмоций. Второй вопрос направляет внимание школьника на функцию описания в тексте, помогает ему выявить связь эпизодов, понять характер персонажа, а учителю показы-вает, как ребёнок реагирует на художественную форму. Тре-тий вопрос помогает определить особенности работы воссоз-дающего воображения юного читателя. Четвёртый и пятый вопросы носят обобщающий характер, но четвёртый пред-
89
полагает обобщение в пределах конкретной ситуации, а пя-тый - обобщение с выходом за рамки конкретного образа. Описанные способы проверки являются наиболее распространёнными, но далеко не единственными. Можно ис-пользовать мелодию, отражающую характер персонажа, с обоснованием выбора её, и словесное рисование, и составление плана текста и т. п. Любой из приёмов анализа может быть применён и для диагностики, но следует по-мнить, что при проверке уровня восприятия ответы детей не конкретизируются учителем, ибо в этом случае проверка потеряет смысл.
Уровни восприятия х>дожественного произведения детьми младшего школьного возраста
Уровень восприятия ребёнком литературного произве-дения устанавливается на основе анализа результатов читательской деятельности (ответов на вопросы к тексту, по-становки вопросов и т. п.) с точки зрения способности ребёнка к образной конкретизации и образному обобщению. Поскольку художественный текст допускает возможность различных трактовок, в методике принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии. Под полноценным восприятием понимается способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть дина-мику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, об-стоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, т. е. находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы. Полноценное восприятие произведения свидетельствует о высоком уровне литературного развития. Наличие более низких уровней связано со степенью образной конкретиза-ции и образного обобщения.
Для детей младшего школьного возраста характерны че-тыре уровня восприятия. Рассмотрим их, начиная с наи-более низкого.
90
I. Фрагментарный уровень
У детей, находящихся на фрагментарном уровне, отсутствует целостное представление о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут уста-новить связи между эпизодами. Непосредственная эмоциональная реакция при чтении или слушании текста мо-жет быть яркой и достаточно точной, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств, не отмечают динамику эмоций, не связывают свои переживания с конкретны-ми событиями, описанными в произведении. Воображение развито слабо, воссоздание образа на основе прочитанного подменяется обращением к жизненным впечатлениям. Дети не всегда могут определить мотивы поведения персонажа, не соотносят мотивы, обстоятельства и последствия поступков героя, поэтому их мнение о персонаже часто быва-ет неверным с бытовой точки зрения. Отвечая на вопросы учителя, школьники не обращаются к тексту произведе-ния, неохотно выполняют задание, часто отказываются го-ворить. Художественное произведение воспринимается ими как описание случая, имевшего место в действительности, они не различают изображение и изображаемое, не пыта-ются определить авторскую позицию, не обобщают прочи-танное.
При постановке вопросов к произведению дети, нахо-дящиеся на фрагментарном уровне восприятия, или вовсе не справляются с заданием, или ставят один-два вопроса, как правило, к началу текста. Вот, например, какие вопро-сы к «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина поставил ребёнок:
1) Около чего жил дед?
2) Где жил дед?
3) С кем жил дед?
Как видим, ребёнок задал три вопроса, воспроизводящих содержание первых двух предложений сказки.
II. Констатирующий уровень
Читатели, относящиеся к данной группе, отличаются точ-ной непосредственной эмоциональной реакцией, способны
91
увидеть смену настроения, однако выразить свои ощуще-ния им ещё трудно: они не владеют соответствующей лек-сикой, не называют оттенки чувств, ограничиваясь обыч-но словами «весело» или «грустно». Воображение у них развито слабо, воссоздание образа заменяется подробным перечислением отдельных деталей. Внимание детей сосредоточено на событиях, они легко восстанавливают их по-следовательность, но не всегда понимают, как эти события связаны друг с другом. Учащиеся легко воспроизводят ситуацию, описанную в произведении, и не чувствуют потребности в перечитывании текста, в размышлении над ним, хотя при специальных вопросах учителя могут верно определить мотивы поведения персонажей, ориентируясь при этом не столько на изображение героя автором, сколь-ко на житейское представление о причинах того или иного поступка. Авторская позиция, художественная идея оста-ются неосвоенными, обобщение прочитанного подменяется пересказом содержания.
При постановке вопросов к произведению читатели, на-ходящиеся на констатирующем уровне, стремятся как мож-но подробнее воспроизвести событийную сторону, например:
1) Где жили старик со старухой?
2) Чем занимались старик со старухой?
3) С чем пришёл невод в первый раз?
4) С чем пришёл невод во второй раз?
5) С чем пришёл невод в третий раз?
6) Старик отпустил рыбку или нет?
7) Старик рассказал старухе про рыбку или нет?
8) Как отнеслась к этому старуха?
9) Что попросила старуха от рыбки в первый раз? И т. д. Дети задают по 30-35 вопросов к «Сказке о рыбаке и
рыбке», однако все они носят воспроизводящий характер, не требуют размышлений, не вскрывают проблем, поставленных в сказке. Часто читатели этой группы задают вопросы: «Чему учит эта сказка? Что вы поняли из этой сказки?», повторяя формулировки, столь часто слышимые от учителя, но, как правило, ответить на вопросы они не могут.
92
III. Уровень «героя»
Читатели, находящиеся на уровне «героя», отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями, описанными в про-изведении. Дети обладают развитым воображением, они способны воссоздать образ на основе художественных де-талей, причём читательский образ эмоционально окрашен. В произведении их интересуют прежде всего герои, отсюда и название данного уровня. Дети верно определяют моти-вы, последствия поступков персонажей, дают оценку геро-ям, обосновывают свою точку зрения ссылкой на поступки. При специальных побуждающих вопросах учителя они мо-гут определить авторскую позицию, хотя при самостоятель-ном чтении, как правило, не обращают внимания на автора текста. Обобщение не выходит за рамки конкретного обра-за.
При постановке вопросов к произведению у детей данной группы преобладают вопросы на выявление мотивов пове-дения персонажей, на оценку героев и на установление причинно-следственных связей. Возможны и обобщающие вопросы, но уровень обобщения связан прежде всего с оценкой персонажа, например:
1) Почему старик просил у рыбки только для старухи, а сам ничего не взял у неё?
2) Почему старуха была всё время недовольна?
3) Почему старик всё выполнял, что бы ему старуха ни говорила?
4) Почему в последний раз, когда пришёл старик, зо-лотая рыбка ничего ему не ответила?
5) Что увидел старик, когда пришёл домой в последний раз?
6) Почему у старухи опять оказалось разбитое корыто?
7) Какая была старуха?
8) Какой был старик?
Как видим, в отличие от вопросов констатирующего уров-ня, вопросы уровня «героя» нацеливают на осмысление,
93
а не на воспроизведение текста. Ребёнок задаёт вопросы к сказке в целом, а не к отдельным эпизодам; он стремится осмыслить характеры главных персонажей, а об авторе сказ-ки не вспоминает.
IV. Уровень «идеи»
Читатели, относящиеся к данной группе, способны эмо-ционально отреагировать не только на событийную сторону произведения, но и на художественную форму. Они обла-дают развитым воображением и воссоздают образ на основе художественных деталей. Они любят перечитывать текст и размышлять над прочитанным. Дети способны определить назначение того или иного элемента в тексте, увидеть ав-торскую позицию. Их обобщение выходит за рамки конкретного образа. Хотя формулировки ответов могут быть по-детски наивными, важно само стремление учеников со-относить размышления, вызванные текстом, с реальной жизнью, определить проблему, стоящую в произведении.