Нужно воспользоваться случаем и «развести» автора стихотворения и рассказчика, спросив у ребят, которые чита-ли раньше стихи Н. А. Некрасова, в чём совпадают позиции автора и рассказчика. Кроме того, очень важно обратить внимание детей на самые важные качества человека, кото-рые называет рассказчик, а значит, и Некрасов: доброту и благородство, и посмотреть, что противопоставляется этим качествам. Интересно обсудить с сегодняшними школьни-ками значимость для нашего времени этих, действительно важнейших человеческих качеств.
18
После этого урока возможно творческое задание: соста-вить монолог или диалог на определённую тему.
Уроки 13-14-й.
Урок деятельной доброты. Анализ рассказа
В. П. Астафьева «Бабушка с малиной»
Цель уроков: продолжение работы над образами художе-ственного произведения, включая второстепенные образы.
Рассказ «Бабушка с малиной» прост по сюжету, близок детям по жизненному материалу, поэтому может быть за-дан домой для самостоятельного чтения и анализа по вопросам, данным в учебнике. Дети сами разберутся в образах-персонажах и поймут смысл произведения. Но вот на что необходимо обратить внимание учащихся, так это на пре-красно прорисованные второстепенные образы рассказа, ко-торые тоже, как всегда у настоящего художника, связаны с главными образами и подчёркивают идею произведения.
Мы имеем в виду образ фонаря и поезда. Фонарь, как и бабка, у которой погиб внук на войне, - сирота, и висит он, никому уже не нужный, в вагоне, освещенном электри-чеством. Пусть ученики найдут и перечитают то место в тексте, где автор описывает его, и найдут повторение слов, в которых зафиксирована связь старой вещи и старого че-ловека. Таким же ярким, очеловеченным нарисован образ поезда, он наделяется не только человеческим голосом, но и повадками, и человеческими эмоциями: ему радостно за бабушку, которая едет уже с малиной.
В качестве итогового вопроса можно спросить у ребят, почему рассказ называется именно так, не лучше было бы назвать его «Бабушка без малины»? Размышляя над смыс-лом названия, учащиеся точнее выйдут на идею рассказа, мысль о том, что человеку, попавшему в беду, нужно по-мочь, причём не просто добрым словом, но и делом. Итого-вым творческим заданием может стать коллективная рабо-та над диафильмом к рассказу. Именно поэтому мы просили детей составить план, который может лечь в основу «рас-кадровки» диафильма.
19
Уроки 15-19-й. «Учителя» и «ученики» в школе жизни. Работа над рассказом Ю. М. Нагибина «Зимний дуб»
Цели уроков: 1) развитие темы «школа жизни»; 2) фор-мирование понятия «олицетворение».
Этот замечательный рассказ Ю. М. Нагибина продолжа-ет и несколько в иную сторону разворачивает тему «школа жизни». В предыдущих произведениях рассматривались так называемые классические варианты: взрослые учили детей или их учила сама жизнь, как Даню Иевлева, который, совершив непредсказуемый поступок, вдруг попал совсем в иной мир, увидел других людей, другие отношения, другие ценности и сам немножко изменился. Поэтому и сказал всю правду отцу, которого побаивался раньше, и понял, что они близки, понимают друг друга и их взгляды на жизнь совпа-дают.
Героя рассказа А. П. Чехова Ваньку Жукова его тяжё-лая жизнь научила терпеть и верить, ребят из рассказа «Ба-бушка с малиной» взрослые научили, как помочь старуш-ке, попавшей в беду, хотя они вполне могли сами догадаться, как это можно сделать.
В рассказе «Зимний дуб» ученик учит учительницу, ре-бёнок - взрослого человека, и поэтому главный вопрос, к которому дети должны прийти - каким надо быть челове-ком, чтобы тебя послушались, поверили и пошли за тобой как в прямом, так и в переносном смысле, как в рассказе Нагибина.
На примере этого произведения можно проследить дина-мику развития литературного образа-персонажа.
Так, Анна Васильевна в начале рассказа - молодая учи-тельница, уверенная в себе, знающая себе цену, считающая себя «умелым, опытным педагогом» (это через два года ра-боты в школе!). Ей всё в себе нравится, вплоть до «остроно-сых ботиков». «Она любила быть строгой», - говорит о ней автор, и, как многие молодые педагоги, раздражалась на непонятливость учеников, могла стукнуть ладонью по сто-
20
лу. Её речь в начале рассказа суховата, она произносит не-сколько казённых выражений, например: «будь любезен, зайди в учительскую» и т. п.
Но, попав в зимний лес, Анна Васильевна увидела со-вершенно не знакомый ей зачарованный мир, который жил в душе её «нерадивого» ученика Коли Савушкина, и она из уверенной учительницы превратилась в притихшую, послушную ученицу. Пусть ученики найдут и внимательно перечитают все места в тексте, где говорится об Анне Ва-сильевне, обращая особое внимание на «ремарки», которыми автор постоянно сопровождает её действия («азартно спросила», «прикусила язык» и т. д.). Теперь они поменялись ролями: она робко спрашивает, а Коля, пре-подавая ей «уроки педагогического мастерства», по-добро-му и уважительно рассказывает об этом неведомом ей мире, рядом с которым она жила и прожила бы, может быть, всю жизнь, так и не поняв самого главного, довольная со-бой, уверенная, что имеет право учить других. Но тем, что она оказалась способной учиться, да ещё у своего ученика, она доказала право называться Учителем. (Помните, как у поэта: «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться».)
Самое главное событие в жизни Анны Васильевны - это, конечно, встреча с зимним дубом. Надо обязательно вслух прочитать страницу, посвященную его образу, начав с мо-мента его «предпоявления»: «...там что-то сверкало, искри-лось, роилось ледяными звёздами...» И вот наконец- он. Конечно, это - имя существительное, от слова «сущность, суть». Да, такие - в три обхвата - дубы ещё остались в России со времён Петра I или Пушкина, и их надо нам, русским людям, хранить как народное достояние, как живую историю.
(Я сама пережила в жизни подобное потрясение. В Запо-рожье, на Хортице, нам показали такой трёхсотлетний дуб. Мы, три взрослых человека, взявшись за руки, не смогли обхватить его ствол. У меня было ощущение, что мы без
21
слов общаемся: я молча спрашиваю, а он отвечает. И я до сих пор помню благоговение и восторг перед мощью чего-то простого, вечного, мудрого и непостижимого).
В рассказе именно мальчик увидел и понял то, до чего мы бы никогда не додумались, просто потому, что никогда бы не склонились перед деревом и не стали бы рассматри-вать всю ту живность, что приютил, пригрел и сохранил, а по сути, уберёг от смерти зимний дуб. А Коля Савушкин увидел, и увидел прежде всего потому, что он - сын солда-та, погибшего на войне, и нянечки, что сам полон доброты и заботы. Пусть ребята перечитают, как он трогательно, но и совершенно по-мужски заботится и о своей учительнице, и о «сохатом», который, по его мнению, может обидеться и уйти из леса.
Такое отношение к природе человека, равного ей, спо-собного не только использовать, но защищать и уберегать её, и есть главный урок, который Анна Васильевна сумела извлечь из этой прогулки по зимнему лесу и свидания с зимним дубом.
Зимний дуб, конечно, тоже герой рассказа Ю. М. Нагибина, причём заглавный герой, т. е. вынесенный автором в заглавие произведения. Встреча с ним перевернула жизнь Анны Васильевны, как и встреча с дубом другого очень из-вестного литературного героя, Андрея Болконского, пере-вернула жизнь ему.
Пусть дети перечитают размышления учительницы в конце рассказа и тот главный урок, который она вынесла из леса, а точнее, из общения со своим учеником. И, вспомнив, каким нарисован образ учительницы в начале произ-ведения, и сопоставив с её мироощущением в конце произ-ведения, ученики-читатели воочию увидят развитие образа литературного героя, а значит, и возможность развития человека.
Нам кажется вполне понятным, почему мы выбрали имен-но этот рассказ для освоения учащимися литературоведче-ского понятия «олицетворение». Для закрепления понятия приведены стихи И. А. Бунина и Д. С. Самойлова.
22
Читательский дневник
Повесть о Маше Филипенко, «улучшательнице жизни», связана с рассказом «Зимний дуб» похожими героями и ситуацией: в ней дети учат взрослых, и те признают их способности и возможности в деле улучшения жизни. Эта повесть смешная, но в ней, как и всегда у Э. Н. Успенского, поднимаются очень важные проблемы. Автор, по сути дела, говорит с ребятами о том, что они должны быть не только потребителями того, что делают взрослые, но и в меру сво-их сил помогать им.
В хрестоматии мы поместили из этого произведения толь-ко вступление и 2-ю главу, но если они понравятся ребя-там, они могут найти книгу Э. Н. Успенского и прочитать её целиком. А если дети давно любят этого писателя и его книги, посоветуйте им написать письмо автору, ведь он жи-вёт в Москве.
Урок 20-й. Контрольная работа № 1
Эта контрольная работа, как и все в наших учебниках, связана с предыдущим материалом и выявляет уровень его освоения учениками по двум важнейшим направлениям: нравственного и литературного развития учащихся.
В работе над первым и вторым заданиями Вы можете по-смотреть, как сформировано представление учащихся об оли-цетворении. Причём эти задания тематически связаны с изу-ченными произведениями. Первое - героем стихотворения (он - маленький дворянин), и дети должны это увидеть. А во втором тоже изображён дуб, как и в рассказе Ю. М. Наги-бина, только здесь образ дуба создан в лирике. Поэтому ав-тор стихотворения не только восхищается мощью и красо-той дерева, но и сочувствует ему, рисуя образ могучего, но страшно одинокого существа. И это сочувствие выражено и впрямую («бедняжечка»), и через повторы, которые учени-ки-читатели наверняка отметят. Кроме того, художник И. И. Шишкин, конечно, прекрасный пейзажист, но его пей-