23
зажи - это не лирические пейзажи Левитана, а объектив-ное, достаточно спокойное изображение природы. Если дети на это не выйдут сами, при анализе контрольной работы надо этот момент обсудить.
Третье задание и завершает наши разговоры о жизненных уроках, и помогает начать разговор об ответственности человека за свои поступки, который начнётся в следующей главе.
II. «Мы в ответе...» (30 часов)
Уроки 21-23-й. Что значит быть человеком?
Цели уроков: 1) осмысление основного человеческого ка-чества - доброты, способности и необходимости думать и заботиться о других; 2) работа над особенностями стихо-творной формы.
Несмотря на жанровую разнородность литературного ма-териала: явную притчевость (моральную назидательность) миниатюры В. А. Сухомлинского и смешную историю, рас-сказанную О. Е. Григорьевым, оба произведения поднима-ют основной вопрос этой главы - о главных человеческих качествах: доброте, сочувствии и сострадании, заботе и от-ветственности за других.
Именно этими качествами обладают герои произведений, о которых будут говорить учащиеся на уроках.
Чтобы помочь детям самостоятельно выйти на главную мысль миниатюры В. А. Сухомлинского, надо обратить их внимание на трёхчленность композиции этого небольшого произведения и разобраться в мотивах поступков трёх людей. Тогда станет ясно, что первые два думали только о себе и лишь третий хозяин подумал о других людях. Поэтому и назвал его мудрый дед Человеком. И ещё очень важно по-размышлять с детьми над тем, почему его называют обык-новенным человеком, не героем, не особенным, а именно обычным человеком, и обратить внимание ребят на то, что
24
это очень важно для автора, поэтому он и даёт такое назва-ние произведению.
«Стихотворема» О. Е. Григорьева - о том же главном человеческом свойстве, только способ доказательства своей идеи у автора несколько иной. Он рассказывает нам вроде бы смешную историю, но если разобраться в мотивах пове-дения мальчика, то поступил он именно по-человечески, пожалев подопытного крысёнка, проявив гуманизм, хотя и не знает ещё герой такого слова. И учитель поступает гу-манно и, кроме того, оказывается ещё и человеком с юмо-ром.
Пусть ребята порассуждают, почему автор так странно определил жанр своего произведения. Поскольку такого жанра нет, это авторское изобретение, за основу размышле-ний можно взять состав слова. Очень интересно подумать над тем, можно ли это произведение считать стихотворени-ем. Наверное, можно, ведь в нём есть рифмы и сама графи-ка произведения - деление на строчки - тоже позволяет сделать такое заключение.
Уроки 24-26-й. Легко ли быть человеком, отвечать за других?
Цели уроков: 1) углубление представлений учащихся о доброте как отказе от эгоизма, способности на самопожертвование; 2) выявление авторской позиции в эпическом тек-сте; 3) сопоставление изображения черт характера челове-ка в разных видах искусства.
Сюжет рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш» вносит неожиданный поворот в обсуждение проблемы ответственности человека за «братьев наших меньших». По-этому, прежде чем Вы начнёте читать этот рассказ с ребята-ми, спросите у них, что они подразумевают под словами: заботиться о животных, птицах, которых человек берёт в дом. Это значит: кормить, поить, держать в тепле, ухаживать? Не означает ли это держать в неволе: птицу - в клет-ке, охотничью собаку - в доме, в городе? А потом прочи-
25
тайте с учащимися рассказ «Приёмыш» и после его чтения спросите детей, почему дедушка отпускает своего лебедя лететь со стаей, хоть и боится, что тот может погибнуть? Прав ли он был, когда не стал подрезать лебедю крылья? Тогда бы он точно спас своего Приёмыша и сам бы жил спокойно, радуясь на своего любимца.
Чтобы ученики смогли ответить на эти непростые вопро-сы, им придётся снова перечитывать текст рассказа. Пусть найдут те места, где дедушка говорит о лебеде, о царствен-ности птицы, её гордом, независимом характере, о стремле-нии к свободе. Он наделяет его человеческими чувствами («лебедь тоскует»), переводит его «мысли» на человеческий язык. Да и автор рассказа так же говорит о птице. Но если это так, то, действительно, пусть летит, а там - как судь-ба: может, и сумеет вынести перелёт, ведь он же не один, а со «своими», они помогут, научат.
После осмысления этой проблемы приступаем к работе над образом главного героя - дедушки Тараса. Можно пред-ложить детям следующие вопросы:
1. Как было лучше для дедушки Тараса: оставить у себя Приёмыша или отпустить? А как для лебедя?
2. Почему дедушка так поступает?
3. Легко ли ему даётся этот поступок?
4. Какой он человек?
5. Что можно сказать об авторе этого рассказа?
Чтобы ответить на последний вопрос, ученикам придёт-ся ещё раз пересмотреть текст, выбрав из него те места, где проявляется авторская позиция.
После рассмотрения того, как писатель изображает ге-роя, главная черта характера которого - доброта, можно обратиться к изображению доброго человека в другом виде искусства - в живописи.
Рассматривая портрет старого крестьянина, написанный И. Н. Крамским, ученики сами скажут о том, что художник изображает прежде всего очень доброго человека. Они наверняка увидят это в лице, улыбке, глазах Мины Моисе-ева и, сопоставив его образ с образом героя рассказа, най-
26
дут глубокое внутреннее сходство этих двух очень похожих людей, которые привлекли художников именно своей доб-ротой.
Урок 27-й.
Урок-диспут: «Что есть доброта?
Это проявление силы или слабости?»
Цели урока: 1) углубление нравственных представлений учащихся; 2) отработка навыков дискуссии; 3) формирова-ние способов проявления личностной позиции в «речевом поступке».
Литературный материал этого урока - стихотворение В. М. Тушновой «Синицы». Оно интересно нам как продолжение и углубление темы доброты человека и тематически связано с образом главного героя рассказа «Приёмыш». Чте-ние стихотворения и вопрос о его связи с предыдущим рас-сказом можно дать учащимся как домашнее задание.
Размышление над последними строчками стихотворения могут стать основой очень серьёзного разговора, даже дискуссии, настоящего диспута, вполне возможного у учащихся 4-го класса, с которыми Вы постоянно вели подобные разговоры. Тема диспута: «Доброта - это проявление силы человека или его слабости?» Цель - углубление понятия доброты, формирование представления о том, что доброму человеку в каком-то смысле жить на свете труднее, посколь-ку доброта - это преодоление эгоизма. Но именно этот про-цесс и лежит в основе становления Человека.
Вопросы для диспута:
. Легко ли быть добрым?
. Доброта - это сила или слабость?
В начале дискуссии можно предложить ребятам поискать синонимы или синонимические выражения к понятию «доброта» или попросить детей продолжить предложе-ние: «Добрый человек - это...». Дети наверняка выскажут предположения о том, что добрый человек «всех жалеет, помогает, всем делится, может даже отдать своё, всем усту-
27
пает...». Из этих перечислений возникает образ слабого че-ловека. Вот с этим-то предположением и надо поспорить, поддержать тех, кто догадается, что подобные человеческие поступки - именно человеческие! - это проявление силы характера, преодоление самого себя. И как ни трудно чело-веку, именно в процессе преодоления своего эгоизма чело-век становится Человеком, приобретает свои родовые чер-ты.
В этом споре опорой и поддержкой будет литературный материал, ведь у детей такого возраста мало ещё своего жизненного опыта. Так и должно быть, нельзя допустить, чтобы учащиеся вышли за рамки литературных произведе-ний, иначе спор перейдёт в плоскость обсуждения житей-ских историй, «примеров из жизни», а это всегда тупик для дискуссий, в основе которых лежит обсуждение важ-нейших философских или нравственных принципов.
Может показаться, что с маленькими детьми ещё рано говорить на таком уровне, обсуждать такие проблемы, но нам кажется, что с детьми всегда надо говорить честно, что прав был великий Я. Корчак, когда говорил, что дети -это люди, только с меньшим жизненным опытом.
Читательский дневник
Содержание сказки Г. X. Андерсена «Ромашка» близко к прочитанным произведениям и по теме, и по проблеме: в ней героиня тоже проявляет деятельную доброту, и тоже в ущерб себе. К тому же автор произведения знаком учащимся. Поэтому мы и дали в хрестоматии такое задание: соста-вить вопросы к тексту произведения для его анализа. По этим вопросам Вы сможете выявить уровень литературного развития учащихся (см. приложение № 2).
Очень советуем, кроме выражения результатов провер-ки в традиционной пятибалльной системе, заносить их в контрольный листок в виде графика. Думаем, что и детям можно их сообщить, объяснив сначала, как вы определяе-те уровень литературного развития. Мы уже делали так, и поверьте, что знание детьми результатов своей учёбы, да
28
ещё в такой необычной форме, повышает интерес к работе и ответственность учащихся. Тем более, что Вы скажете детям, что будете повторять подобную проверку и сообщать им динамику роста уровня литературного развития каждо-го ученика.
Уроки 28-32-й.
Нравственные ценности русского народа
и их утверждение в произведениях К. Г. Паустовского
Цели уроков: 1) обобщение нравственной проблематики и художественного своеобразия произведений К. Г. Паустовского; 2) осмысление проблемы благодарности и вины; 3) работа над композицией произведения; 4) формирование представлений учащихся о речи героя как средстве созда-ния его образа.