Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к учебнику «литературное чтение» для 4-го класса Москва (стр. 6 из 18)

С произведениями К. Г. Паустовского ученики-читатели встречались не один раз в наших учебниках. Они читали и его рассказы, и сказки. Хотелось бы, чтобы нынешняя встре-ча сразу с несколькими произведениями этого замечатель-ного русского писателя XX века позволила не только ещё раз показать учащимся прелесть его «хрустальной прозы», но и выйти на осмысление вечных нравственных ценностей нашего народа.

Мастерством К. Г. Паустовского восхищались такие раз-ные, но, без сомнения, высокоталантливые люди, как Б. Л. Пастернак, сказавший в своё время, что «никто сей­час лучше его прозы не пишет», и В. П. Астафьев, кото­рый очень точно определил масштаб его присутствия в ли­тературе XX века. Он сказал, что Паустовский своими произведениями «создал свою страну» и что «эта категория не географическая, а эстетическая и духовная». Населяют эту страну простые русские люди: старый бакенщик, сол­дат, который прошёл всю войну и вернулся домой, старики и старухи и, конечно же, дети. География этой страны об-ширна, там «в ручьях плещется форель», а композитор Эд-вард Григ помогает дочери лесника поднести тяжёлую кор-

29


зину с еловыми шишками. И царят в этой стране доброта и благородство, любовь и самопожертвование, обыкновенно-го зайца лечит самый лучший детский доктор, а простой воробей побеждает в честном бою старую ворону, потому что сражается за правду и справедливость. Как же нам се-годня нужна эта страна, как нужны произведения этого мастера, пробуждающие «чувства добрые»!

В рассказе «Заячьи лапы» мы сразу же попадаем в эту страну. Герои рассказа - простые добрые люди. Правда, автор абсолютно честен со своим читателем: среди хороших людей есть и плохие, вернее, плохой. Причём это человек, который «по долгу службы» должен был лечить зайца -ветеринар, но он отказывается это делать и говорит маль-чику страшные слова, которые не мог, не должен был гово-рить взрослый человек ребёнку. Так писатель сразу начи-нает прямой и честный разговор со своим маленьким читателем о мире, в котором живут разные люди, и о том, что надо думать и анализировать слова и поступки людей и верно их оценивать. Но все остальные герои рассказа - хо-рошие, добрые люди, причём их доброта подчас может по-казаться смешной.

И правда! Тащить какого-то полуживого зайца лечить в город к ветеринару. Ну ладно, когда с зайцем к ветеринару бегал мальчишка, но вот ведь и дедушка, старый человек, «надев новые лапти, взял посох и побрёл в город». (Тут дети могут вспомнить только одного подобного «заячьего спасителя» - дедушку Мазая!) Странно, смешно... Особен­но, если не знать причину такого странного поведения геро-ев рассказа. А ведь автор нам эту причину раскроет только в самом конце рассказа, буквально в последнем предложе-нии. Какой-то «заячий детектив» получается! И действи­тельно, мы верно определили особенности композиции про-изведения. Она очень важна в понимании смысла и идеи произведения. Поэтому в учебнике после текста рассказа сразу же даётся задание восстановить ход событий, чтобы ребята сами увидели, что автор его нарушает, и задумались над тем, почему он это делает.

30


Так, не вводя понятия «композиция», т. е. порядок из-ложения событий в произведении, мы продолжаем форми-ровать у учеников-читателей представление о художествен­ной форме как «деле авторских рук».

Идя дальше по сюжету рассказа, мы с удивлением пони-маем, что дед уговорил детского доктора лечить зайца! При­чём именно после того, как дед поведал ему историю свое-го спасения на лесном пожаре и объяснил свой странный поступок тем, что заяц - его спаситель. И не только док-тор Карл Иванович, но вся Почтовая улица и весь город уже не смеялись над чудаком дедом, потому что человек «благодарность оказывать должен». А когда мы, читатели, узнаём историю деда, то понимаем, что к чувству благо-дарности присоединяется у него чувство вины перед «спа-сителем», потому что он этого зайца чуть не убил когда-то, и если бы ему удалось это, он сделал бы с ним то, что предлагал ветеринар.

Оказывается, К. Г. Паустовский хотел показать читате-лю, что сила добра и сострадания, благодарности и осмыс-ленной человеком вины, такие хрупкие на первый взгляд, на поверку оказываются самой устойчивой и могучей си-лой на свете.

В конце урока надо вернуться с детьми к началу рас-сказа и подумать о смысле его названия. Не правда ли, оно странное? Ведь если вдуматься, при чём тут лапы? Но ведь автор именно о них, обожжённых заячьих лапах, го-ворит в названии, а мы с Вами знаем, что в названии про-изведения очень часто, особенно у настоящих писателей, содержится идея произведения. Так какова же идея этого рассказа?

Чтобы сами учащиеся догадались, попросите их приду-мать другие названия этому рассказу. Они предлагают: «Слу-чай на лесном пожаре», «Благородный поступок», «Спаси­тель» и другие. Но это - о другом, ни в одном из этих названий, смеем утверждать, нет идеи К. Г. Паустовского. Да, заяц спас деда на лесном пожаре, но совершал ли благо-родный поступок? Нет, он спасал самого себя, и помогли

31


ему в этом именно лапы, которые вынесли его из огня. Ин­стинкт, глубокое природное знание, чутьё, подсказывает зве-рю спасение и предупреждает об опасности. Но ведь такой инстинкт, некое «предзнание», интуиция, есть и у челове-ка, который тоже природное существо: все мы по нашим древнейшим поверьям - дети Рода, прародителя нашего, и Природы. Вот теперь, как нам кажется, мы поняли, что хотел сказать великий русский писатель К. Г. Паустовский.

Читательский дневник

Мы сознательно повторили задание придумать вопросы к сказке К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей». Дети, наученные первым опытом составления вопросов к тексту и Вашим анализом этих вопросов, будут стараться не огра-ничиваться вопросами первого уровня, а придумывать воп­росы, касающиеся нравственной проблематики произведе-ния и своеобразия его художественной формы. Так, по сути дела, запускается механизм самоанализа и самообучения.

Если никто из ребят не придумает вопросов о том, чем схожи рассказ и сказка К. Г. Паустовского, Вам надо вый­ти на обсуждение этого вопроса. Причём в процессе разго-вора надо обратить внимание детей, что герои этих произ-ведений как бы меняются местами: в рассказе человек испытывает благодарность зверю, а в сказке - наоборот, птица в благодарность помогает человеку, а ей помогают её сородичи. Рассуждения на эту тему особенно важны перед написанием сочинения.

Уроки 33-39-й. «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил»

Цели уроков: 1) знакомство с произведением прекрасно-го французского писателя; 2) осмысление нравственных проблем, представленных в произведении.

Изучение сказки А. де Сент-Экзюпери как бы обобщает все наши размышления о доброте как главном человечес­ком качестве в виде мудрой поэтической формулы об «от-

32


ветственности за всех, кого приручил». В ней воссоедини­лись два ключевых понятия: любовь и ответственность.

Мы взяли из сказки две сюжетные линии, понятные и интересные учащимся в этом возрасте: взаимоотношения Маленького принца и розы и его дружбу с Лисом, который и открыл Маленькому принцу сущность любви как заботы.

Мы не смогли из соображений экономии места в учебни-ке дать начало сказки и историю с баобабами. Очень хоро-шо, если дети прочитают это сами.

Вопросы после сказки составлены в соответствии с раз-витием её сюжета, поэтому Ваши ученики-читатели, уже имеющие опыт анализа эпического текста, смогут самосто-ятельно проанализировать это произведение. Однако надо обратить внимание детей на следующие моменты.

В эпизоде с розой можно объяснить её капризы как ма-ленькие хитрости, которые она придумывает, чтобы обра-тить на себя как можно больше внимания. Ей хочется, что-бы о ней заботились, она знает, что это проявление любви. Есть ещё один момент, который надо прояснить ребятам. Чем больше мы вкладываем любви и заботы в отношения с кем-либо, больше делаем добра, причём именно на уровне поступков, тем лучше становимся мы сами, ведь бескорыс-тная радость от добрых дел всегда была лучшим воспитате-лем человека. Л. Н. Толстой говорил, что если родители хотят воспитать хорошего, доброго человека, надо учить его делать добрые дела, щедро делиться тем, что есть у ребён-ка, помогать младшим и беззащитным.

Сцену с розой можно читать по ролям и инсценировать. Вообще, мы всегда ставили спектакли по этой сказке, пи­сали сценарий, выводили автора в самостоятельного героя со словами, подбирали музыку, делали костюмы и декора-ции - кстати, очень несложные, - и получался очень кра-сивый и мудрый, вполне посильный детям спектакль. А потом показывали его родителям и младшим детям.

Анализируя эпизод с розами, которых, оказывается, мно-го на земле, надо помочь детям понять, почему это так рас-

33


строило Маленького принца. Он думал, как и всякий любя-щий человек, что его избранница уникальна, единственная на свете, самая прекрасная, самая лучшая. И вдруг он уви­дел множество таких же, как она. Дети ещё не знают одно-го из вечных законов любви и дружбы: в глазах любящего его избранник действительно прекрасен. Влюблённые глаза не замечают недостатков, а если и замечают, то любят его вместе с ними. И в ответ на это тот, кого так любят, может преобразиться, стать лучше, стать достойным любви.

Сцены с Лисом тоже драматургичны, их можно и нужно читать по ролям прямо на уроках. Тогда ещё ярче и очевид-нее станет мудрый смысл того, чему учит Лис Маленького принца. В уста Лиса автор вкладывает изложение процесса возникновения чувства симпатии, которое может перерас-ти в прочную привязанность, в любовь или глубокую проч-ную дружбу.

Нам могут возразить, что мы слишком рано ведём с деть-ми такие взрослые разговоры о любви, о симпатии, о друж­бе. Но мы абсолютно не согласны с этим, во-первых, пото-му что ребёнок начинает переживать подобные чувства в подростковом возрасте, и именно в этом возрасте ему под­час не с кем посоветоваться. Во-вторых, великие произве-дения литературы содержат могучий воспитательный за-ряд, поскольку представляют нам образцы человеческих отношений, человеческого поведения, причём в образной форме, которая воспринимается читателем, как действи­тельная жизнь. И кто ещё, на каких уроках в школе будет говорить с ребятами об этом? Надеяться, что подобные раз-говоры будут вестись в семье, к великому сожалению, очень трудно. В семьях сегодня главным «воспитателем» явля-ется «телеящик», который давно уже перестал быть фак­том Культуры. А наши дети всё своё время проводят ря-дом с ним, сегодняшние родители, обеспокоенные тем, как заработать деньги, в том числе и на всё более дорожающее образование детей, сами толкают ребёнка к телевизору, чтобы он не мешал им работать на своих двух, трёх и т. д. работах.