Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к учебнику «литературное чтение» для 4-го класса Москва (стр. 7 из 18)

34


Сегодня школа и учитель - единственные, кто занима-ется нравственным воспитанием детей. Хотя и они в на-ших социальных условиях вынуждены делать это всё хуже и хуже: они тоже родители, и им тоже надо зарабатывать, а значит, подрабатывать, прирабатывать... Но всё-таки именно на нас, учителей, сегодня возлагает последние на-дежды измученный народ наш.

Пусть дети и не поймут всех наших рассуждений, но что-то западёт в души и «слово наше отзовётся», обязательно отзовётся. Я много раз в этом убеждалась в своей жизни.

Отдельная работа нужна с афоризмами писателя, ведь в них в ясной и точной форме сформулированы те нравствен-ные правила, о которых говорили на уроках. Закончить изучение сказки можно, устроив настоящий праздник, на котором будут показаны отрывки из спектакля, лучшие ри­сунки детей, зачитаны лучшие сочинения, проведена вик-торина по сказке, соревнование, кто больше знает афориз-мов и др.

Читательский дневник

История беглеца из собственного дома может послужить продолжением разговора, начатого на уроке, и не просто повторением того, о чём уже говорили, а очень важным по-воротом в обсуждении проблемы ответственности человека.

Дело в том, что мальчика Юрку, главного героя повести Н. И. Дубова «Беглец», никто в родном доме и не приру-чал-то особенно. Его родные, особенно отец, никакой ответ­ственности за судьбу сына не чувствовали и повели себя недостойно в одной очень важной для мальчика ситуации. И Юрка, как сказали ребята, имел полное право уйти от них, тем более что нашёлся взрослый друг, который смог бы помочь ему в жизни.

И мальчик собрался уходить, но, проезжая мимо, забе-жал за курткой: там, в той самостоятельной жизни впереди будет осень, а потом зима. Но, увидев, что отец ослеп, ос-леп от своего пьянства, Юрка... остался, пожалев мать, по-взрослому, по-мужски поняв, что матери одной не спра-

35


виться. Так из любви и сострадания рождается моральная сила, сильнее которой нет на свете. Вот почему после сказ-ки «Маленький принц», которую мы изучаем с ребятами на уроках, мы выбираем для их самостоятельного чтения отрывок из повести Н. И. Дубова.

Уроки 40-49-й.

Нравственные уроки «Сказки о царе Салтане...»

А. С. Пушкина

Цели уроков: 1) осмысление представлений русского на-рода о семье, о роли и ответственности родителей и детей за благополучие и процветание рода; 2) осмысление проблемы вины и прощения; 3) работа над художественными особен-ностями сказки А. С. Пушкина, выявление её связи с фольклором.

Вы обратили внимание на то, что каждый год на уроках литературного чтения мы изучали сказку А. С. Пушкина. Можно было бы специально остановиться на объяснении того, почему мы это делаем, приводить массу аргументов, пере-числять достоинства великого поэта, но мы не будем делать этого, ведь до нас уже обобщили, сказав: «Пушкин - это наше всё».

Проблема семьи, продолжения рода, взаимоотношений родителей, роль отца и матери в семье - это проблемы, которые поднимает А. С. Пушкин в «Сказке о царе Салта-не...». Вокруг этих проблем и закручен её сюжет. И по-скольку основа этого произведения эпическая, хотя в нём, несомненно, ощущается мощная лирическая струя и есть драматургическое начало, в изучении сказки мы пойдём по сюжету, «вслед за автором», как нам советует методика.

Нам представляется, что читать в классе сказку надо по смысловым частям. У автора нет такого деления, поэтому это должны сделать Вы.

Первая часть, на наш взгляд, - это события до провоз-глашения князя Гвидона царевичем. Главные герои в этой части произведения - царь-отец, царица и сын (тоже ма-

36


ленький принц!), второстепенные, но очень важные для сю-жета и проблематики произведения, - две другие девицы, которых царь не выбрал. Почему он их не выбрал, об этом тоже надо поговорить с ребятами, ведь здесь сказываются национальные приоритеты: не еда или одежда, т. е. матери-альные ценности, а продолжение рода, семья.

Обязательно при чтении надо рассматривать иллюстра-ции замечательного русского художника И. Я. Билибина, лучшего иллюстратора не только пушкинских, но и народ-ных сказок. Яркость и красочность картин, мощная фольк-лорная основа и в то же самое время реальность и достовер-ность самого невероятного, почти портретность изображения, весёлый юмор - всё это есть в сказке Пушкина и воплоти-лось в рисунках художника. В первой иллюстрации мы ощущаем глубину и пышность снежных сугробов, куда про-валилась лапа пса, кажется, слышим скрип снега под сапо-гами царя, видим тёплый свет из окошек и даже различаем женский силуэт. А поза царя, который явно подслушивает! И над всей этой такой, кажется, знакомой, во всяком слу-чае, узнаваемой картиной русского зимнего вечера - тон-кий серпик месяца, «со снегурочий ноготок...».

Текст сказки надо читать вслух, чтобы его простое и волшебное слово звучало. Читать, останавливаясь на дета-лях, мимо которых могут невзначай пройти наши учени­ки-читатели, не осмыслив их важности и не восхитившись красотой. Сам А. С. Пушкин говорил как-то: «Чтение -ничто, осмысленное чтение - что-то, осмысленное и про-чувствованное - совершенство». Поэтому при чтении надо обращать внимание детей на сочетание в тексте элементов народной сказки (троекратное повторение), народно поэти-ческую речь и конкретные детали, достоверно рисующие время и место действия: «он стоял позадь забора», «дверь тихонько заскрыпела» и т. д. Начинает читать сказку вслух учитель, а затем предоставляет чтение детям, тем более что охотников читать пушкинский текст всегда хоть отбавляй. Это приятно и полезно, потому что сказочная речь строится у Пушкина по поэтическим законам и с ходу, без размыш-

37


ления и осмысления сути сказанного, не прочитать верно, например, сцену прощания царя с женой:

Царь Салтан, с женой простяся //,

На добра коня садяся //,

Ей наказывал // себя

Поберечь//, его любя...

Вообще, необходима специальная работа над изображе-нием природы в сказке. Какое безграничное пустое водное пространство открывается мысленному взору, когда чита-тель прочитывает всего несколько строк:

В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идёт, Бочка по морю плывёт.

А если прочитать следующие шесть строк, то в них есть и изображение чувств, и диалог, и описание действия.

Далее мы работаем над эпизодом чудесного спасения ма-тери с сыном. Мать, как и полагается женщине, «плачет, бьётся», «вопит», «словно горькая вдовица». Почему? А ведь здесь нет отца, защитника, который бы вызволил из беды, помог выйти из заточения. А раз так - кто должен помочь матери? Сын. Но для того, чтобы он смог это сделать, ему надо вырасти, причём «не по дням, а по часам», и это чудо происходит, а потом и следующее, и следующее... А всё потому, что этот мальчик поступает «по правилам»: обра-щается к силам Природы (как царевич Елисей в «Сказке о мёртвой царевне»), и тогда «послушалась волна» и ласко-во, как родная, «бочку вынесла легонько и отхлынула ти-хонько».

А далее происходит переход к реальности. Эту сцену мы наблюдаем как бы изнутри, находясь вместе с ними внутри бочки, видим, как:

Сын на ножки поднялся, В дно головкой уперся, Понатужился немножко... Вышиб дно и вышел вон.

38


Описание чёткое, яркое, как в фильме, действие разво-рачивается стремительно, потому что в фразе много глаго-лов.

Выбравшись на волю, сын должен позаботиться о мате-ри, теперь он становится кормильцем и защитником, и он начинает действовать по-мужски. Сначала он подумал о «добром ужине», а потом взялся за изготовление лука. Здесь царевич в отсутствие отца берёт на себя ответственность за мать.

Технологическое, до деталей выверенное описание изго-товления лука пусть прочитают вслух мальчики и прове-рят, насколько точен поэт, который указывает даже, отку-да взялся в чистом поле «снурок шелковый».

Увидеть мастерство поэта в изображении битвы коршуна с лебедем смогут сами ученики-читатели. Вы им можете подсказать, что это сделано как киносценарий, хотя, ко-нечно, Пушкин в XIX веке не знал и не мог знать о «круп-ном плане», законах монтажа. Да они и сами могут это увидеть, если вы предложите ребятам составить устный диафильм или нарисовать устно или на бумаге серию ри­сунков для диафильма по этому эпизоду. Здесь можно пре-дусмотреть самостоятельную групповую работу.

Чудо появления царевны Лебеди сменяется очень быто-вой ситуацией, с лёгкой усмешкой прокомментированной автором:

Улетела лебедь-птица, А царевич и царица, Целый день проведши так, Лечь решились натощак.

Такая лёгкая усмешечка появляется не раз в сказке, вы-являя либо остроумие героя (например, когда царь назна-чает одну из незадачливых претенденток ткачихой, а дру-гую - поварихой), или, как в данном случае, автора.

А затем опять чудо: пока царевич с царицей спали, за одну ночь на острове был выстроен город, которому в сказ-

39