Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к учебнику «литературное чтение» для 4-го класса Москва (стр. 8 из 18)


ке даётся подробное описание. Тут надо остановить чтение и, полюбовавшись дивной иллюстрацией И. Я. Билибина, сопоставить её с описанием города в сказке, а значит, снова прочитать вслух этот отрывок, расставив перед чтением смысловые паузы.

Можно спросить у ребят, за что был вознаграждён этот мальчик, русский маленький принц? Ведь даже не дворец возник перед ним, как в других сказках, а целый город.

Далее главным действующим лицом становится князь Гвидон и корабельщики, с одной стороны (в прямом и пере-носном смыслах этого слова), а с другой - царь Салтан и «тройственный союз» антигероев, вернее, антигероинь сказ-ки, которые, совершив одно злое дело, вынуждены будут ещё трижды пытаться опорочить сына в глазах отца.

Далее дети могут уже самостоятельно по вопросам учеб-ника анализировать сказку, поскольку основное направле-ние анализа Вы им прочертили и их вхождение в простран­ство пушкинского текста уже произошло.

Главным направлением аналитической деятельности уче-ников-читателей является сопоставление чуда и реальнос-ти, изображаемой автором через подбор удивительно точ-ных и ярких художественных деталей. Например, такое детальное описание:

Тут он в точку уменьшился,

Комаром оборотился,

Полетел и запищал,

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

На корабль - и в щель забился.

Или точный подсчёт, сколькими глазами глядят ткачи-ха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой на корабельщи­ков («четырьмя все три глядят»). Другие примеры пусть находят, читая, сами дети.

Реальность изображаемого распространяется и на глав-ного героя сказки, который оказывается очень рачитель-

40


ным хозяином, ведь он сумел взять прибыль даже с чуда -волшебной белки; и как правильно, по-хозяйски, он распо-рядился, учтя всё: и изумруды, и скорлупку; как строго организует охрану своего богатства.

Но вот чего дети сами не увидят, так это психологизма, изображения внутренного мира героев. Поэтому надо обра-тить внимание детей на пушкинские способы изображения чувств и переживаний героев в этом произведении.

Как психологически точно прорисованы отношения Гви-дона и царевны Лебеди: все сцены одинаковы, всё повторя-ется, до последнего слова и движения, кроме последнего раза, когда речь заходит о ней самой. Их диалог удлиняет­ся, она произносит, как сказали ребята, «со скрытым стра-хом»: «И кого же на примете ты имеешь?» А затем и князь Гвидон (и автор уже не скрывает этого) «со страхом ждёт ответа». После раздумья царевна Лебедь говорит, что такая девица есть на свете, но и ему ещё надо крепко подумать, и приводит замечательную русскую пословицу о браке, в ко-торой проявляется многовековой опыт народа и его отноше-ние к семье и браку. Князь отвечает, что «передумал» уже много на эту тему и понял, что «пора ему жениться». (Это очень пушкинское слово «пора», он ведь тоже долго выжи­дал, говоря себе, что «пора перебеситься», ждал того време-ни, когда «другие строгие заботы» призовут его к себе, и только когда этого дождался, женился.)

А дальше Пушкин воссоздаёт обряд испрашивания бла-гословения у матушки по всем правилам народной тради-ции - и с бытовой точностью, и с психологической, и с яркостью мастера-художника.

Попав на остров, князь Гвидон очень хочет повидаться с отцом, поэтому «с берега душой печальной» провожает в дальний путь корабельщиков. Позднее автор трижды по-вторит эмоциональный эпитет «печальный» (пусть дети его найдут в тексте при перечитывании). Далее сюжет развора-чивается так, что Гвидон благодаря чуду превращения встре-чается с отцом и сразу замечает «грустную думу» на его

41


лице. (Стоит пофантазировать с ребятами, почему именно такое словосочетание употребляет Пушкин.) Как в зеркале отражаются их грустные лица, особенно потому, что они, наверное, похожи! И грустны именно они, отец с сыном, ведь «ветер весело шумит, судно весело бежит».

Пусть ученики, уже знающие роль и функции изображе-ния природы поэтом, сами найдут пейзажи в тексте и опре-делят особенности их изображения.

Обязательно надо внимательно перечитать с ребятами описания всех трёх путешествий Гвидона и его встреч с отцом, сравнить их, и дети наверняка увидят общее: почти дословное повторение. Но ведь было ещё и четвёртое путе-шествие корабельщиков, когда они одни едут к царю Сап-тану и передают ему напоминание князя Гвидона, что «он в гости обещался, а доселе не собрался». Это уже нарушение сказочного троекратного повторения, и, кроме того, это един­ственный случай, когда автор не говорит о «грустной думе на лице царя. Почему? Вероятно, кто-то из детей догадает-ся, что грусть отца может почувствовать и разглядеть на лице отца только сын, а не чужие люди - корабельщики. И ещё. Удивительно точно и достоверно изображает Пуш-кин, как смотрят в подзорные трубы сын на отца и отец на сына, или как спрятались по углам ткачиха с поварихой, где их насилу нашли. А далее автор говорит, что царь их простил. И это тоже не по законам сказки, зато по челове-ческим законам, по милосердию нашего народа.

Так завершил А. С. Пушкин свой рассказ о семье, о не-чаянной вине отца, о мучениях и терпении матери и маль-чике-сыне, который спас и защитил мать и сам стал мужем и мудрым правителем.

Выявление позиции автора не составит труда для учени-ков-читателей, поскольку дети уже знают, что А. С. Пуш-кин во всех сказках утверждает главные человеческие цен­ности и награждает своих героев за любовь и верность, честность и деятельную доброту. И в этой сказке автор ут­верждает те же идеалы и сочувствует несправедливо изгнан-

42


ным из родного дома сыну и его матушке. А своё отноше­ние к злым и завистливым бабам выражает напрямую, на­зывая их «злыми жабами», с явным удовольствием изобра­жая крах их злобных и завистливых замыслов в финале сказки.

После такого медленного комментированного чтения и перечитывания самых важных для понимания смысла и художественных достоинств «Сказки о царе Салтане...» строк проводится обобщающий урок, где можно разобрать­ся с ребятами в вопросах, помещённых в учебнике, о кото­рых не говорили на уроках.

Особое внимание на этом уроке нужно обратить на деся­тый вопрос, в котором рекомендуется вспомнить все сказки А. С. Пушкина, изучавшиеся на уроках литературного чте­ния в предыдущие годы. Нам думается, что, обобщая проб­лематику сказок, необходимо поговорить о сквозных нрав­ственных проблемах не только сказок А. С. Пушкина, но и всего его творчества.

Пушкин пишет сказки в самый плодотворный период своего творчества, в период человеческой и поэтической зрелости. Ему всего за тридцать, - видимо, зрелость гения не зависит от календаря. Одновременно он работает над «По­вестями Белкина» и «Маленькими трагедиями». И во всех произведениях размышляет о том, что его волнует, о жиз­ни и смерти, о любви как способе победить смерть, о силе и слабости человеческого духа, истоках счастья и несчастий человеческих. И удивительно, вернее, неудивительно, что проблемы, которые поднимает Пушкин во всех произведе­ниях, написанных в это время, одинаковы. Это главные человеческие проблемы, над которыми задумывается зре­лый человек и человечество.

Одна из проблем, которая проходит через все произведе­ния Пушкина, - проблема зависти. Это, конечно, доста­точно поверхностное определение, но нам надо говорить об этом с детьми, и это слово будет им понятно, а чувство, думается, к сожалению, уже знакомо. Да и если подумать,

43


зависть - это вершина айсберга человеческих пороков, а их основание - эгоизм, любовь к себе.

Осмысление проблемы зависти начинается во втором клас-се при изучении «Сказки о рыбаке и рыбке», героиня кото-рой - ненасытная завистница, прорва, и углубляется в сле-дующих классах: в «Сказке о мёртвой царевне...» изображена зависть царицы к красоте царевны, а в «Сказке о царе Сап-тане...» - зависть ткачихи с поварихой. Причём способы, которыми действуют завистницы, самые страшные, вплоть до убийства соперницы. (Почему-то все они женщины! Об этом стоит задуматься и иметь ответ на этот вопрос: а вдруг кто-то из Ваших учеников догадается, что хотел сказать Пуш-кин, о чём он хотел предупредить женщин.)

Все героини-завистницы сказок наказаны по воле автора в сюжете произведений самим ходом жизни, но степень на-казания разная. Старуха просто оказывается у разбитого корыта, а вот злая мачеха погибает, причём не от какой-то карающей десницы, а умирает сама, да ещё автор говорит, как бы добавляя, объясняя причину смерти: «Тут её тоска взяла...» Что за мысль в этом пушкинском добавлении? Скорее всего, великий поэт говорит нам, что эгоизм - ис-пепеляющее, иссушающее душу человека чувство, тупико-вый путь. В «Сказке о царе Салтане...» зло поменьше масш-табом, завистницы не убили царицу, а только сбросили её в море, дав таким образом шанс на спасение, чем и «восполь-зовался» автор. И потом «повинились, разрыдались». По-этому и смог, наверное, простить их царь Салтан, да ещё «на радости такой», как воссоединение семьи, обретении сына.

Вот ещё один нравственный момент. Если зависть, эго-изм - это безусловное зло, то прощение - это добро? Судя по «Сказке о царе Салтане...» - да. А вот в «Сказке о рыба-ке и рыбке» к прощающему старуху старику может быть неоднозначное отношение. Именно сейчас, в четвёртом клас­се, нужно вернуться к изучаемой во втором классе сказке и на новом возрастном уровне детей осмыслить её или переос-

44


мыслить. Хотя были ребята, которые уже во втором классе говорили, что «старик зря это делает», и при анализе обра-за старика выходили на то, что подобное всепрощение пре-вращается в покорность и унижает человеческое достоин­ство.

В конце обобщающего урока по сказкам Пушкина стоит напомнить ребятам о том, что «сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», как сказал сам поэт.

Читательский дневник

Мы совершенно сознательно поместили рядом со сказ­кой Пушкина произведение О. Уайльда «Мальчик-звезда». Это, конечно, совершенно иное произведение, но главный герой его тоже «звёздный мальчик» и ситуация та же: мать в беде, и сын должен помочь ей, пожалеть её. Но вместо этого он отталкивает свою мать за то, что она бедна, плохо одета.