Но еще нужно передать донесения в штаб. А как их передавали? По проводам, по телефонам. Идет бой, кругом гремит, не слышно ничего! А телефонисты все равно работают. Насколько точно? (Катюша подходит к каждой группе шепчет на ухо «командиру» сообщение, которое из уст в уста передается всему подразделению, затем возвращается к Катюше. Она сравнивает сообщение с текстом, который имеется у нее. Сообщения зашифрованы, поэтому звучат необычно: «Ждем к завтраку «огурцы» (снаряды). «Шурин едет в гости» (ожидается наступление), «Оглобли отправлены вам» (орудия отправлены), «Племянник встречает дядю» (командир ждет представителя штаба), «Повар варит кашу» (наступление продолжается) и т.д.)
Сообщения приняты. Самое точное у... (партизан, корреспондентов...). Слух у наших связистов отменный. А теперь привал!
Исполняется «Майский вальс» (муз. Е. Лученка, сл. М. Ясеня)
Весна сорок пятого года...
Как ждал тебя синий Дунай!
Народам Европы свободу принес
Жаркий, солнечный май.
На площади Вены спасенной
Собрался народ стар и млад.
На старой израненной в битвах гармони
Вальс Русский играл наш солдат.
В каждой роте, в каждом батальоне, в подразделении был свой Василий Теркин. Кроме автомата, носил везде и всюду гармонь.
Как гармошка помогала!
Рядом шла во всех боях.
И звучала на привалах,
Ночевала в блиндажах.
Шла до самого рейхстага,
И прошла такую даль...
За поддержку, за отвагу
Я б и ей дала медаль!
Но медали гармони не давали, а вот в песнях она увековечена для потомков. Есть ли у нас здесь гармонисты? (если – да...) Вот гармонь – души огонь!
Только взял боец трехрядку,
Сразу видно – гармонист!
Для начала, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз...
А гармонь зовет куда-то,
Далеко, легко ведет...
Эх! Какой же вы, ребята,
Молодой еще народ!
А. Твардовский
Гармонист играет любую мелодию. Если он может аккомпанировать, то с его помощью присутствующие в зале поют песни о гармони, если нет, то просто исполняет что-нибудь для души. Затем выступает Катюша с аккомпаниатором.
Катюша. Любимица всех родов войск, к ней, звучащей как воспоминание о мирной жизни, шли на огонек, кто-то подпевал, кто-то просто слушал.
На солнечной поляночке,
Дугою выгнув бровь,
Парнишка на тальяночке
Играет про любовь.
«На солнечной поляночке». Муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Фатьянова
С берез – неслышен, невесом
Слетает желтый лист.
Старинный вальс «Осенний сон»
Играет гармонист.
«В лесу прифронтовом». Муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского.
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
«В землянке». Муз. К. Листова, сл. А. Суркова.
Катюша. Пели бойцы о любимых, о родных краях, где ждут их невесты, жены, родные. Но были дома, где гармонь ждала гармониста. Брали женщины инструмент в руки, обтирали, гладили, как что-то теплое, родное, и пытались даже играть. И многие научились. Играют до сих пор. Сыграйте нам... (Обращается по имени-отчеству к женщине. Этот эпизод можно использовать, если организаторы найдут женщину-ветерана, играющую на гармони.)
Катюша (поет).
А когда не будет горя и в помине
И к своим любимым мы придем опять, –
Вспомни, как на запад шли по Украине...
Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать.
Об огнях-пожарищах,
О друзьях-товарищах
Где-нибудь, когда-нибудь
Мы будем говорить.
Вспомню я пехоту,
И родную роту,
И тебя – за то, что дал мне закурить.
«Давай, закурим». Муз. М. Табачникова, сл. И. Френкеля.
Курить-то вы сейчас многие бросили. А как эта самодельная папироса там, на фронте, называлась? (Ответ: «самокрутка».) И как она делалась? Покажите! Вот здесь пехота не ударит в грязь лицом! Тут-то она и покажет класс! (Ассистенты уже принесли в зал нарезанные листы газеты, из которых предлагается свернуть «козью ножку». Катюша тоже пытается сделать самокрутку, напевая «Давай, закурим».).
Для ваших детей и внуков, особенно для внуков, эти слова необычны, так же, как «лимонки» или «гранаты». (Обращается к одному из присутствующих детей.) Ты знаешь, что такое, например, «яблочко»? (Ребенок пытается ответить.) «Яблочко» – это нейтральный круг мишени. Ваши деды точно посылали снаряды и пули в «яблочко». А вот 'как они сейчас могут это делать? (Устанавливает фанерный щит, на котором изображена мишень. Участникам-снайперам от каждого «рода войск» предлагается взять по пять снарядов (это могут быть теннисные мячи) и попасть в «яблочко». Помощники считают попадания.)
В этом «бою» меткой стрельбой отличились «партизаны»! «Моряки» тоже не подкачали. «Яблочко» так «Яблочко» (Приглашает всех станцевать. Звучит танец «Яблочко»).
Сколько тебе? Семьдесят? Тридцать?
Пять? Или семнадцать?
Ну, кто не боится всем показать,
Что он молод душою?
Яблочко»! Вместе делай со мной!
Левую руку выше подняли!
Влево и вправо теперь покачались!
Шире раскрыли правую руку!
Обняли крепче друга, подругу!
Танец можно исполнять, сидя на месте.
Вы думаете, случайно сегодняшнюю встречу поручено вести Катюше? Символом Великой Отечественной войны стала минометная установка «катюша»! В перерывах между боями бойцы напевали о ней. (Поет.)
Шли бои на море и на суше,
Грохотали выстрелы кругом.
Распевали песенку «Катюша»
Под Костромой, Курском и Орлом.
Дух солдат российских поднимала,
Пела марш победный, боевой,
И врагов в могилу зарывала
Под великой Курскою дугой!
В перерывах между боями перед бойцам выступали и фронтовые концертные бригады. Артисты кино, театра, эстрады – звезды довоенного и военного времени – все они побывали на передовой, чудом спасаясь от бомбежек и артобстрелов. Их концерты, как реликвии, сохранились в хрониках тех дней, в грамзаписях.
У нас сегодня в гостях своя фронтовая концертная бригада! (Все концертные номера подготовлены заранее. Желательно, чтобы это были песни, репризы, шутки именно довоенного и военного времени из репертуара известных артистов, не использованные в данном сценарии).
Расставаясь с концертной бригадой, хотелось бы вспомнить еще одну знаменитую песню, которую исполняла Клавдия Ивановна Шульженко – «Вальс о вальсе» муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко. Вспомним и станцуем этот вальс, так, как его пели и танцевали на площадях в светлый праздник – День Победы! (Молодежь приглашает ветеранов на танец).
Катюша (поет):
Вальс воевал.
Он в шинели шел, запылён,
Вальс напевал
Про маньчжурские сопки,
Вальс навевал нам на фронте осенний сон,
И, как друг фронтовой,
Не забудется он...
Никогда не забыть, никогда не забыть фронтовой этот вальс! (Танцующие садятся на свои места). Вспомнилась молодость? (Ответ). Как вы считаете, задание я выполнила? (Ответ.) И как будто вы вернулись в те майские дни 1945 года, когда невиданным салютом – 30 залпами из тысячи орудий – Москва салютовала Победу! Это был 353-й победный салют столицы. Прозвучит он и сегодня в честь славной Победы нашей! И чарка фронтовая как к месту! (Запевает.)
Если на празднике вместе встречаются
Несколько старых друзей,
Все, что нам дорого, припоминается,
Песня звучит веселей!
Встанем, товарищи, грянем застольную!
Выше бокалы с вином!
Выпьем за Родину нашу привольную,
Выпьем и снова нальем!
Вспомним о тех, кто командовал ротами,
Кто замерзал на снегу,
Кто в Ленинград пробирался болотами,
Горло сжимая врагу!
Вспомним и чокнемся кружками стоя мы,
В братстве друзей боевых,
Выпьем за мужество павших героями,
Выпьем за славу живых!
Если действие происходит за столиками, то фронтовые «100 грамм» могут уже стоять налитыми. Если же действие идет в зрительном зале, то помощники на подносах выносят чарки. Заканчивается песня и... раздается салют! Это может быть запись салюта, проекция или кадры кинохроники, дискоэффекты, всполохи огней, но если нет подходящей техники, то можно воспользоваться простейшими средствами: по сигналу помощники одновременно прокалывает воздушные шары, в которые предварительно насыпали конфетти, можно использовать елочные хлопушки, бенгальские огни и т: п. Помощники бросают в зал самолетики из цветной бумаги, на которых написано, например «Поздравляем с Победой». «Наше дело правое – мы победили!» и т.д.
Катюша. Задание выполнено! Разрешите отбыть к месту основной дислокации? (Присутствующие отвечают).
Песню запевай! «Расцветали яблони и груши...» (Зал подпевает).
По окончании песни Катюша встает по стойке «смирно», прикладывает ладонь к пилотке, поворачивается и строевым шагом уходит из зала. Программа закончена, но вечер продолжается с музыкой, танцами и плясками.
Сценарии и репертуар, №6.М., 2005г., стр.65-76. автор: Г.Лучникова
Один день из жизни солдата
(сценарий конкурсного марафона для молодежи)
Ведущий: Добрый день! Сегодня в День защитников Отечества, мы пригласили вас на конкурсную программу «Один день из жизни солдата». Буквально через месяц выйдет приказ Министерства обороны о призыве на службу новобранцев и об увольнении в запас отслуживших солдат. Кому-то из вас, сидящих в этом зале, придет повестка из военкомата. Кому-то она придет гораздо позже. Говорят: «Армия – это школа жизни». Но лучше в ней учиться заочно, добавите вы. С вами можно согласиться и не согласиться. Потому что для многих, кому предстоит служить, армия станет первым серьезным испытанием на зрелость, характер и мужество. Нашу программу мы назвали «Один день из жизни солдата», в ней через конкурсные задания познакомим вас с некоторыми особенностями армейской службы.