Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации в помощь учреждениям культуры клубного типа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения (стр. 8 из 16)

2-й Ведущий: Вспомним былину о Добрыне Никитиче, богаты­ре земли Русской, победившем страшного Змея, от набегов которого долго страдала наша страна. Обложил он ее великой данью. Даже живых людей приводили к нему на съедение. И никто не мог сладить с этим Змеем, пока не сразился с ним богатырь Доб­рыня Никитич. Тот Змей Горыныч и был в представлении наро­да Золотой Ордой. Два с половиной века носила Русь на своих плечах могучих золотоордынское иго. Если бы не разобщенность многих русских княжеств, давно бы скинула она его.

1-й Ведущий: Москва и стала собирателем русских земель, при­вела объединенное русское войско к великой победе на Кулико­вом поле, которая никогда не померкнет в памяти народной, О ней и напоминает древний московский герб. Георгий Победоносец через века помогал выстоять Москве, а значит, и всей России: в 1612 году были изгнаны из Москвы захватчики польского короля Сигизмунда III, в 1812 году – войско французского императора Наполеона, а в 1941 году – разгромив фашистские орды, народ отстоял Москву и Россию.

2-й Ведущий: Не случайно символ московский, славный и доблестный, входит в общенациональный Российский герб. Красуется гордый всадник Георгий Победоносец на груди золотого двуглавого орла, увенчанного тремя историческими коронами Петра Великого, воспарившего над страной, излучая тёплый солнечный свет и вселяя в души ее граждан, всех, кому не безразлична судьба России, извечные Веру, Надежду, Любовь, В лапах орел прочно удерживает скипетр и державу – незыблемые сим­волы власти, державности, единства и целостности государства. Москва – это сердце России. Поэтому и на государственном гер­бе – двуглавом орле – московский символ расположен на груди, у сердца.

Викторина о гербах
«Хранители традиций»

На гербе Владимира изображен золотой лев в короне и с ме­чом. На гербе какого города та же самая эмблема, но с некоторы­ми дополнениями (принять во внимание географическое положе­ние городов)?

а) Муром, б) Липецк, в) Сокольск.

На гербе одного из городов Ивановской области символ-корабль. Что это за город?

а) Шуя, б) Иваново, в) Кинешма.


В Тверской области есть старинный русский город Старица. Что изображено на его гербе?

а) старая крепость, б) старая женщина, в) старая пушка.

Герб города Звенигорода говорит сам за себя: в верхней его части – символ Москвы, принадлежность к этой области. А что в нижней?

а) множество колокольчиков, б) колокол, в) дуга с бубенцами.

Мы знаем, что Тула славится своими мастерами, умельцами. Какой знак на гербе города, отражающий один из промыслов?

а) скрещенные мечи. б) пряники, в) самовары.

На гербе города Великие Луки изображены...

а) лучник с луком, б) колчан со стрелами, в) луки с натянутой тетивой.

Символ этого города – красивая большая ладья, плывущая по реке под чистым голубым небосводом. На мачте ладьи – флаг с гербом Российской империи. Что это за город?

а) Ковров, б) Кострома. в) Курск.

На гербе города Великий Устюг изображен мужчина, опро­кинувший два кувшина с водой. Струи из этих кувшинов образуют единый поток. Что бы это значило?

а) одна река впадает в другую,

б) город расположен у истока реки,

в) этот край богат водными ресурсами.

На гербе этого города изображена довольная, облизывающа­яся, с красными глазами голова кабана, а в углу маленький герб Курска, т.е. принадлежность к этой области. Как называется город?

а) Рыльск, б) Боровск, в) Кабанск.

На гербах этих городов символом является крепость. Но только на одном из них на башне крепости сидит птица. Какой это город?

а) Сергиев Посад, б) Свияжск, в) Орел.

На древнем гербе Смоленска изображена пушка, на стволе которой сидит сказочная птица без ног. Как ее называют?

а) птица Феникс, б) жар-птица, в) птица Гамаюн.

Что, по-вашему, символизирует барс на гербе города Пскова?

а) мужество и стойкость защитников города.

б) богатство животного мира,

в) поклонение этому животному.


На гербе города Тобольска изображена пирамида, состав­ленная из боевых знамен, боевых топоров, барабанов. Кому из первооткрывателей Сибири она посвящена?

а) основателю дороги в Сибирь Артемию Софроновичу Бабинову,

б) казачьему атаману Ермаку Тимофеевичу.

в) основателю города Даниле Чулкову.

О блестящей победе русского оружия напоминает герб этого города: бело-голубое русское знамя, скрещенные шпаги, пальма, пирамида с изображением змеи, кусающей свой хвост. Битве под городом А.С. Пушкин посвятил целую поэму. Что это за город?

а) Полтава. б) Змиев, в) Руза.

Обзор литературы по истории и геральдике
«Заглянем в прошлое»

«Нет, не безродными Иванами на белом свете мы живем...» – так сказал поэт, и он, конечно же, прав. Говорят, без прошлого нет настоящего, и не будет будущего, поэтому необходимо знать историю страны и народа. Интерес к своим истокам, происхождению сопровождает человечество с глубокой древности. Источников, по которым можно изучать прошлое, множество, но самыми значимыми остаются книги.

Геральдика – неотъемлемая часть нашей истории. Прекрас­ным путеводителем в ее историю оказалась книга «Путешествие в Гардарики». Путешествуя вместе с автором Анатолием Лейки­ным по страницам книги, мы побываем в старинных русских го­родах в самые разные временные промежутки, узнаем о зарожде­нии первых геральдических символов, которые всегда тесно пе­реплетены с возникновением и развитием городов и зачастую отображают конкретные события, роль и предназначение их.

Более подробно, например, о гербе Рязанской земли рассказа­но Михаилом Шелковенко в статье «Человек с мечом» на страни­цах журнала «Родина» № 5 2002 года. В этом же журнале (№ 11 – 12, 2002 года), в статье академика Валентина Янина «Как устроен «ве­чевой строй» очень увлекательно изложена история становления новгородской государственности.

О Владимире, Ярославле и многих других русских городах рас­сказывает сборник «По Золотому кольцу России». В нем – исто­рия становления городов с красочными фотографиями памятни­ков архитектуры и природы.

О прошлом нашей столицы, о ее возвышении, о ее символах и героях повествует красочно иллюстрированная книга Николая Ермильченко «История Москвы». Автор доходчиво излагает трудный путь становления столицы России с древнейших времен до наших дней.

А вот о самых главных наших символах – гербе, флаге, гимне, а также о наградах Российской Федерации расскажет книга ее со­ставителя Юрия Кушера «Государственные символы и награды Российской Федерации». Автор разъясняет смысловое содержа­ние символов. В многокрасочном виде представлены их изобра­жения. Книг рассчитана на круг читателей, интересующихся национальной символикой, ее прошлым и настоящим.

Часто возвращаются люди к своим истокам. Так, в сборник «Рассказы о Древней Руси» вошли исторические повествования о жизни наших предков, восточных славян. Хорошо иллюстри­рованная книга расскажет и о Киевской Руси, и о становлении Владимиро-Суздальского княжества, и о собирании земель во­круг Москвы.

Обзор наш будет неполным, если не вспомнить памятники древнерусской литературы. Предлагаем вашему вниманию сборник «Древнерусская литература». Сюда вошли очень известные «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Домострой» и менее известные произведения XI – XVI веков. Книга снабжена развернутыми комментариями в помощь ученику и учителю.

И конечно, мы не можем не остановиться на былинах. Ведь они отражают наше далекое прошлое так, как видит, понимает и воспринимает его народ. Во время нашего путешествия мы упо­минали былину о Добрыне Никитиче, который сражался со страшным Змеем. Со многими другими былинами знакомит книга «Русские богатыри». Здесь рассказывается о славных и доблестных русских героях и их подвигах, о Батыевом нашествии и борьбе с ним.

История наша очень древняя, и люди стараются сохранить ее для потомков. Так не будем же безродными Иванами и постара­емся знать нашу близкую и дальнюю историю, отражающую, в сущности, местные особенности, традиции.

Литература: Сценарии и репертуар. Сборник, выпуск №11, с.64-74, М.2005 г. Устный журнал подготовлен работниками Родниковской централизованной библиотечной системы, филиал №22.

Лихие забавы на Руси

(спортивно-исторический турнир)

Звучит песня «Богатырская сила» (муз. А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова)

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Добро пожаловать на спортивно-исторический турнир! На Руси с давних пор существовало несколько видов единоборств. Многие ученые убеждены, что систематические телесные упражнения возникли у нас где-то в пору Петра Великого. Это, конечно же, заблуждение: забавы эти пошли с седой старины, со славян, с язычества.

Началось с воинства, со стремления выпестовать храброго и умелого. А поскольку всегда и везде армия стремится к некой рациональности, то и подготовка славян, а потом и русских ратников имела довольно стройную систему. Скажем, в княжескую дружину брали не абы кого, а самых шустрых, самых отчаянных мальчишек. Прошу приветствовать наши княжеские дружины!

(представление команд: две-три команды по 9-12 юношей в каждой)

Ведущий: В число важнейших народных обычаев на Руси издревле входили судебные поединки, которые ведут свою историю с дохристианских языческих времен. Отмечены они и в судебнике Ивана Третьего (1497 год), продолжались и во времена Ивана Грозного, и даже в восемнадцатом веке имели место различные формы судебных поединков.

Судебные бои соответствовали народным понятиям о справедливости. Даже если суд принял решение, но признанный виновным считал себя правым, а суд корыстным, то он мог вызвать соперника на бой, который свершался чаще всего в присутствии людей. Считалось, что, правда и желание справедливости придавали силы: неправый не мог победить. Отсюда и известная поговорка «Бог не в силе, Бог в правде», которая является девизом и нашей справедливой судейской коллегии!