Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации в помощь учреждениям культуры клубного типа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения (стр. 9 из 16)

(представление жюри)

Ведущий: Самым любимым и распространённым видом спорта на Руси является кулачный бой. В нем участвовало все мужское население с малолетнего возраста и до седин. У кулачного боя были строгие и благородные правила, всего набиралось около двадцати пунктов. Правила эти известны: не бить исподтишка, не бить ногами, не трогать упавшего. Эти условия свидетельствуют о великодушии русского человека, тем более что кара за нарушение сего свода была быстрой, жестокой и с обеих сторон.

Вот как описывает кулачный бой очевидец – воронежский краевед
Г. Фомин: «В селе Давыдовка в 1925 году состоялись грандиозные кулачные бои. Бились давыдовцы против пяти окрестных сел. В боях принимали участие и дети, и глубокие старики, среди которых можно встретить таких, которые чуть не триста шестьдесят пять дней в году проводят уже на печи. Заслышит дед со своей печи призывный гомон боя и встрепенется сердце старого кулачника: кряхтя, слезет он с печи, выйдет потихоньку за ворота. Хоть посмотреть, послушать старое. Смотрит, смотрит, а потом и сам, не помня как, очутится среди кулачников, ринется в бой. Противники выступали друг против друга со знаменами. Бои продолжались всю неделю».

А мы с вами переходим к нашему первому конкурсу «Защита знамени»

Каждая команда в творческой форме представляет знамя своей дружины. Учитывается неординарность, творческий подход, связь с историей.

Ведущий: Воспитанием мальчишек в княжеских дружинах занимались бывалые суровые дядьки, воспитывали играми, что было замечательной идеей. Именно воинство и дало забавам повсеместное развитие. Игры дружинных отроков были разнообразные: сражались на палках, швыряли в цель камни, бегали с форсированием реки, что ныне можно посчитать двоеборьем.

«Двоеборье». По сигналу ведущего первый участник каждой команды с линии старта забрасывает в цель (корзину) мяч или мешочек с песком (одна попытка). Затем «форсирует реку»: надевает на ноги ласты, берет в одну руку стакан с водой и поднимает его над головой, оказываясь таким образом «под водой», и начинает движение вперед до ориентира и обратно. Возвращается к команде, передает эстафету следующему участнику. Если по ходу эстафеты вода расплескалась, ее добавляют в стакан.

Ведущий: Ратное дело– дело артельное, без крепкого дружеского плеча не обойтись. Собирались отроки на полянах и гоняли палками с загнутыми концами шары в лунки. Называлась эта игра чурой.

Были и другие коллективные игры, но больше любили именно чуру.

«Чура». По сигналу ведущего первый участник каждой команды ведет клюшкой теннисный мяч до ориентира и обратно, передает эстафету следующему игроку.

Ведущий: Любили русичи и бег с очевидными прикладными целями, поскольку двое состязающихся несли третьего, имитируя тем самым спасение раненого. Это было изнурительное испытание – нести товарища на двадцать верст, а то и больше.

«Спасение раненого». В эстафете участвуют «тройки». Двое игроков на скрещенных руках несут третьего до ориентира и обратно, затем передают эстафету следующей «тройке».

Ведущий: Самыми популярными, как вы знаете, были кулачные бои, которые со временем перешли и в среду мирного населения. Помимо стеношных и передовых бойцов в кулачном бою существовали ещё бойцы-дерзилы. Согласно старинной поговорке «что город – то норов, что деревня – то обычай», в каждой местности присутствовало что-то свое. Были и свои дерзилы-частушки. К примеру, боец-дерзила (можно сказать, и заводила) выкрикивал нараспев:

Ой, ты, тальяночка, играй,

Бубенчик выколачивай.

Коль не хочешь по шеям,

Так загодя сворачивай.

А в ответ другой дерзила, иногда под гармошку (случалось, на бой шли с гармошками и другими музыкальными инструментами: как никак, а бои– события праздничные), выводит:

Нам хотели запретить

По этой улице ходить.

Наши запретили,

По морде, не хотите ли?

«Частушечный аукцион». Команды по очереди исполняют частушки-дерзилы. Учитывается юмор, музыкальное сопровождение, исполнительское мастерство и соответствие теме «лихие забавы на Руси».

Ведущий: Кулачные бои, как наиболее любимое состязание, обычно приурочивались к какому-либо большому событию: свадьбе, Масленице, ярмарке. Отчего, кстати, места этих сходов назывались «торжками», и они ещё сохранились в некоторых старинных русских городах.

Дошли до нас и имена известных бойцов. Страшной силой обладал Алексей Кикин. Да и росту у него было два аршина и 13 вершков, то есть под 2 метра. Петр Первый знал и привечал своего геркулеса, который поднимал одной рукой 12 пудов, рвал двухдюймовый канат. Царь хохотал, когда Кикин жаловался, что ему никак неспособно жить в кавалерии, поскольку любая лошадь валится под его тяжестью.

Наш следующий конкурс посвящается современным геркулесам– капитанам команд.

«Силушка богатырская». Капитаны команд выполняют выжимание гири от плеча: кто больше.

Ведущий: Весьма популярным видом единоборств, в котором состязались и мальчики, и взрослые парни, были шапочные бои, которые одновременно являлись прекрасным тренингом перед кулачными боями. В шапочном бою два соперника стараются смахнуть, а главное – схватить шапку соперника и бросить ее на землю, как бы заставляя противника кланяться.

«Шапочный бой». Участники команд соревнуются парами, поочерёдно. Жюри подсчитывает количество победителей в каждой команде.

Ведущий: Рукопашный бой – очень древнее понятие. В старину хороший поединщик-рукопашник мог решить судьбу всей страны, исход войны.

В 1709 году в знаменитой Полтавской битве перед сражением произошла схватка единоборцев. Шведский король выставил на поединок воина столь огромного роста, что в русских полках призадумались. Тогда на призыв Петра Первого вышел уральский (яицкий) казак столь малого роста, что царь с удивлением пожал плечами. И прозвище у казака было Рыжечка, ибо был он ещё и рыжим, и с конопушками. Швед вышел на бой, закованный в латы, а Рыжечка – в фуфайке-безрукавке. Ловкий Рыжечка побил шведского гиганта. Царь щедро наградил его. Главного сражения никто отменять не стал, но русские войска, прослышав про победу Рыжечка, воодушевились.

Думается, никто не станет отрицать, что победу в Полтавской битве и затем выход к Балтийскому морю России обеспечили полководческие таланты офицеров, стойкость и выучка солдат, а также успешный поединок скромного казака с реки Яик.

«Орден для героя». Команды рисуют макет ордена, который мог быть вручен царем герою Рыжечке, и представляют его на суд жюри.

Ведущий: Рукопашный бой покрыл себя славой, которая не исчезнет. Помимо мужских единоборств у нас существовали единоборства для подростков и детей. С них начиналась школа кулачных бойцов и рукопашников. Бегать и плавать в древности человека учила сама жизнь. А вот мастерству единоборства и упражнениям с оружием, арканом обучали специально. В войну 1812 года казаки пленяли наполеоновских солдат и генералов с помощью метко брошенного аркана или кнута. Чтобы научиться этому, требуются специальные игры.

«Набрось подкову». На колышке высотой 30 см, закрепленный на подставке с ровной поверхностью, надо с расстояния 3 метра набросить подкову так, чтобы она на нем удержалась, – затем передавать эстафету следующему участнику.

Ведущий: Ушли в прошлое такие виды национальных единоборств, как гусиные, петушиные, медвежьи бои. Медвежатники выходили против медведя по собственной воле, потешиться в удалой схватке и для общественного увеселения, выходили против огромного зверя лишь с рогатиной. Любили и цари этот вид развлечений. Они поощряли понравившихся бойцов, но не деньгами, а преимущественно ценными подарками: дорогой шапкой, кубком, в совсем уж исключительных случаях – шубой с царского плеча…

В пору царствования Михаила Федоровича, первого из Романовых, вся Белокаменная знала матерого медвежатника Федора Рынду. Как-то в схватке медведь провел когтями по его лицу, и охотник ослеп. Было ему уже за 60, но могучий старик не оставил свое дело, продолжал биться с хозяином лесов. Полагался он только на слух, и всякий раз безошибочно. Суеверные москвичи были убеждены, что помогают Рынде какие-то неведомые, высшие силы, и отношение к нему было мистическое. Вот такие характеры рождала Святая Русь.

Мы потеряли многие культурные традиции, в том числе и в области народных видов спорта и подвижных игр. Ушли в прошлое общинные праздники. Тем не менее, одна из самых самобытных культур на земле не исчезнет. Интерес к ней начинает возрождаться с помощью таких соревнований, как сегодня.

Литература: Последний звонок. №5, М.:2004г., автор:Коренева М.А. (г.Усть-Илимск)

Сценарий праздника, посвящённого
Дню защитника Отечества

Действующие лица:

Чтец 1

Чтец 2

Ведущий 1

Ведущий 2

Александр Невский

Дмитрий Донской

Пересвет

Александр Суворов

Денис Давыдов

Василий Тёркин

Дружина (6 человек)

Звучит мелодия песни «Родимая земля», (муз. Г. Мовсесяна). На сцену выходят чтецы.

Чтец 1-ый:

Известно с давних пор, неоспоримо это:

Нет ничего возвышенней Отчизны.

Нельзя найти нигде, во всех пределах света,

Родней земли, дающей чудо жизни.

Чтец 2-ой:

Священная земля. Отечество родное,

Любимая страна, здесь всё для нас святое,

Здесь предков наших дух, здесь корни жизни нашей.

Родной земли комок чужих кораллов краше.

Чтец 1-ый:

Пусть где-то поуютней, жирнее и теплей,

Пусть во сто крат богаче и даже веселей,

Но сердце не согреет чужбины хладный свет,

Душе успокоенья в чужих пределах нет.

Чтец 2-ой:

Нет большего бесчестья – забыть родную мать,

Отца во имя блага и сытости предать.