Смекни!
smekni.com

Криминалистическая фотография (стр. 2 из 3)

В ходе расследования преступлений нередко возникает необходи­мость детального изучения небольших по размерам предметов — вещественных доказательств и следов. Поэтому при осмотре места происшествия или экспертном исследовании такие объекты фото­графируют в натуральную величину либо с увеличением, используя макрофотографию.

Макрофотография — это специальный вид съемки, который по­зволяет получать изображения мелких объемных предметов в более крупном, чем при обычной съемке, масштабе. Ее задача состоит в передаче на снимке таких деталей, которые наблюдаются невоору­женным глазом. Областью макрофотографии принято считать мас­штабы изображений от 1:10 до 20:1. При меньших масштабах имеет место обычный вид съемки, а большие увеличения получают с помо­щью оптической системы микроскопа.

Макрофотографию используют при решении различных науч­ных и технических задач в биологии, археологии, геологии, метал­лургии. Криминалисты применяют ее для фотографирования орудий взлома и инструментов, пуль, гильз, монет и других мелких предме­тов — вещественных доказательств; следов, обнаруженных на месте происшествия, и др. Макрофотография используется при трасологических и баллистических экспертизах, судебно-техническом исследовании документов. Она, как правило, является составной частью таких методов, как репродукционная, контрастирующая, инфракрас­ная и ультрафиолетовая фотография.

4. Репродукционная фотография

Деятельность правоохранительных органов невозможна без реги­страции и тиражирования информации, без копирования и размно­жения документов. Правила получения копий документов, а также используемый для этого комплекс методов и средств изучает специ­альный раздел исследовательской фотографии — репродукционная фотография.

Репродукционная фотография находит широкое применение в экспертно-криминалистической практике при производстве почерковедческих, дактилоскопических, портретных экспертиз, а также в судебно-технической экспертизе документов. Так, при исследовании оттисков печатей и штампов, машинописных и рукописных текстов она дает наглядное представление об индивидуальных особенностях оттисков, литеров использованных печатных машинок, почерка лица, исполнившего текст. В совокупности с другими методам она позволяет выявлять вытравленные, смытые, залитые или зачеркну­тые записи в документах, устанавливать факт внесения изменений в их содержание. В оперативно-розыскной деятельности ее использу­ют, в частности, для размножения фотоснимков при розыске и опо­знании преступников, получения копий документов.

Под документами понимаются рукописи, машинописные и изго­товленные полиграфическим способом тексты, схемы, планы, рисун­ки, фотоснимки, картины и другие плоские объекты, именуемые оригиналами, с которых получают копии — репродукции.

Современная репрография включает не только фоторепродуци­рование, но и такие методы оперативного копирования документов, как диазография, термография, электрография, электронография. Однако в экспертно-криминалистической практике наибольшее рас­пространение получило фотографическое копирование. Оно дает достаточно высокое качество репродукций, отличается относитель­ной быстротой процесса, позволяет сделать увеличенные или умень­шенные фотокопии практически с любых оригиналов, а в ряде случаев является и средством выявления доказательственной информа­ции при расследовании уголовных дел.

Таким образом, репродукционная фотография — это воспроиз­ведение фотографическим путем документов, рисунков, схем, фото­снимков, рукописных и машинописных текстов и иных плоских объ­ектов для запечатления их внешнего вида и содержания, размноже­ния в натуральную величину, с уменьшением или увеличением.

По назначению репродукционную фотографию подразделяют на общую и специальную. Общая изучает вопросы размножения ориги­налов. Ее основной задачей является точное воспроизведение доку­мента на светочувствительном материале. Специальная репродукци­онная фотография служит средством выявления таких особенностей в документах, которые невидимы или слаборазличимы в обычных условиях.

Основу репродукционной фотографии составляют методы про­екционного и контактного копирования. Проекционное копирова­ние характеризуется изменением масштаба изображения при съемке оригиналов на специальных репродукционных установках (аппара­тах). Методы и средства копирования документов с большим умень­шением изучает специальный раздел репродукционной фотогра­фии — микрофильмирование.

Для контактного копирования характерно отсутствие у копиро­вальных аппаратов оптической системы (объектива). Копии ориги­нала получают в натуральную величину при его непосредственном контакте со светочувствительным материалом. Различают копирова­ние на просвет — при работе с прозрачными оригиналами и рефлекс­ную фотопечать — с непрозрачными.

4.1. Объекты репродуктивной съемки, их классификация.

Объекты репродукционной фотографии по характеру элементов рисунка подразделяются на две основные группы: штриховые и полу­тоновые.

Штриховые представляют собой документы, все элементы кото­рых выполнены на однородном фоне в виде штрихов, точек, линий. Это рукописные, машинописные и выполненные полиграфическим способом тексты, планы, схемы, чертежи, графические рисунки. Штриховые оригиналы имеют всего две яркости: максимальную в зоне фона и минимальную на участках рисунка или штрихов текста.

Полутоновые оригиналы отличаются плавными переходами от светлых участков к темных и включают градацию яркости тонов отмаксимальной до минимальной. К ним относятся снимки, картины, фотоиллюстрации.

По цвету рисунка оригиналы бывают одноцветные и многоцвет­ные. На одноцветных рисунок нанесен только одним красителем — черным либо цветным. Многоцветные оригиналы выполняются не­сколькими цветными красителями. Одноцветные и многоцветные оригиналы могут быть как полутоновыми, так и штриховыми.

По материалу подложки оригиналы репродукционной фотогра­фии подразделяют на прозрачные, полупрозрачные и непрозрачные. Прозрачные могут быть выполнены на стекле, триацетатной основе, кальке и т.п.; полупрозрачные - на тонкой бумаге, восковке; непро­зрачные - на плотных, не пропускающих свет материалах.

Среди всех оригиналов в особую группу выделяют имеющие спе­циальное назначение, т.е. требующие особых условий копирования для выявления невидимых и трудноразличимых записей или иных деталей. Такие документы фотографируют при специальном освеще­нии, используя не только видимую, но и ультрафиолетовую или инфракрасную зоны спектра.

5. Контрастирующая фотография

В следственной и экспертной практике методы и средства кримина­листической фотографии применяются в двух основных направле­ниях: 1) для наиболее полного отображения информации о свойствах изучаемых объектов; 2) для выделения из имеющейся информации сведений, необходимых для расследования.

Документальное запечатление на снимках изучаемых объектов не всегда возможно из-за несовершенства фотографического процесса, например, из-за недостаточной фотографической широты светочув­ствительных материалов: сложных условий съемки, особенно при низкой освещенности. Часть информации приходится извлекать из области передержек и недодержек негативного изображения. Неред­ко криминалистически важные сведения извлекаются при исследова­нии объектов, индивидуальные особенности которых в обычных условиях трудноразличимы. Такими объектами могут быть слабови­димые следы, записи в документах, утратившие свой первоначаль­ный вид из-за старения, выцветания, травления, смывания красите­лей, выцветшие фотоснимки и др.

Изучение подобных объектов производится посредством измене­ния соотношения их яркости или оптических плотностей, этим и занимается контрастирующая фотография — метод исследования, результатом которого является фотографическое изображение (нега­тив, снимок, диапозитив) с измененными по отношению к объекту яркостными или цветовыми характеристиками. Этот раздел крими­налистической фотографии изучает свойства малоконтрастных объ­ектов, особенности их восприятия, методы и средства их воспроиз­ведения на черно-белых и цветных снимках.

Фотографическое изменение контрастов может быть достигну­то рядом приемов, одни из которых относятся к получению необ­ходимого негатива в процессе фотосъемки, а другие — к обработке негатива и получению требуемого позитива. Оба вида приемов могут комбинироваться.

С помощью соответствующего освещения и светофильтров при контрастирующей съемке на черно-белых фотоматериалах удает­ся усилить цветовые контрасты фотографируемых объектов, а тем самым наглядно выявить даже незначительные их цветовые раз­личия. Этот метод получил название цветоделительной и цветоразделительной фотосъемки. Особенно велики возможности ука­занного метода при съемке на цветные фотоматериалы.

Регулируя спектральный состав освещения при цветодели­тельной фотосъемке путем подбора светофильтра, осуществляе­мого на основе данных спектрофотометрического исследования фотографических объектов, можно добиться такого положения, когда лучи одинакового цвета, отраженные одним объектом, будут максимально воздействовать на светочувствительный слой фото­материала, а лучи иного цвета, отраженные от другого объекта, окажут минимальное воздействие, что повлечет за собой разделе­ние даже тех цветов, различие между которыми глаз не улавли­вает. При этом для ослабления цвета снимаемого объекта исполь­зуют светофильтр того цвета, который необходимо ослабить. На­оборот в целях усиления цвета запечатлеваемого объекта приме­няют светофильтр противоположного цвета. Выбор цвета свето­фильтра, необходимого для цветоделительной съемки в каждом конкретном случае, может быть облегчен путем использования цветового круга (рис. 2). При цветном трансформировании, на­пример в случае необходимости усиления деталей синего, фиоле­тового и голубого цветов и одновременного ослабления красно-оранжевых элементов, целесообразно проводить съемку в услови­ях слабой освещенности с использованием нейтрально-серых све­тофильтров. Фотоматериалы выбираются по их цветочувствитель­ности в строгом соответствии с задачами съемки и подобранным светофильтром.