· Специфика рекламной коммуникации в современной культуре.
· Клиповость, фрагментарность, «усталость» сознания аудитории.
· Имидж и бренд товара как феномены.
8. Использование паракатегорий постнеклассической эстетики в качестве оснований рекламного образа.
· Основные установки современной эстетики, их отличие от классических.
· Паракатегории (В. Бычков): игра, ирония, безобразное, текст, гипертекст, объект, артефакт, телесность, лабиринт, абсурд и т.п. как результат художественного осмысления действительности XX в. (обязателен рассказ о становлении одной из паракатегорий в литературе, кинематографе и т.п.).
· Роль эмпирического начала в формировании паракатегорий.
· Использование паракатегорий как концептов в рекламной деятельности.
9. Коммуникативная природа эстетической формы и ее применение в рекламе.
· Эстетическое в системе других способов отношения человека к миру.
· Конкретно-чувственная природа эстетического.
· Эстетическое и утилитарное.
· Понятие значащей формы в структуре эстетического отношения.
· Коммуникативный потенциал эстетического на примере его социокультурной обусловленности и значимости в практике дизайна.
· Ценностно-коммуникативное значение эстетической формы в рекламе.
10. Эволюция типов художественного творчества (классика, модернизм, постмодернизм). Взаимодействие современных художественных практик и рекламы.
· Принципы выделения исторических типов художественного творчества.
· Миметический (классический) тип художественного творчества.
· Переосмысление отношения искусства к действительности в модернизме.
· Постмодернистский тип художественного мышления. Реклама как постмодернистская художественная практика.
· Деление современного искусства на массовое и авангардное.
· Значение авангардного подхода к творчеству для развития рекламного креатива.
11. Прекрасное, безобразное, трагическое и комическое в составе рекламной коммуникации.
· Конкретные формы отношения человека к действительности.
· Прекрасное как эстетическая ценность и значение его использования в рекламе.
· Возвышенное в искусстве и рекламе.
· Проблема безобразного в искусстве и рекламной коммуникации.
· Комическое как эстетическая форма критики и предпосылки его востребованности в рекламной коммуникации.
· Смысл трагического и потенциал его использования в социальной рекламе.
12. Природа художественной коммуникации. Образ в искусстве и рекламе. Модели строения образа в эстетике и семиотике.
· Образ как молекула художественной коммуникации.
· Особенности восприятия образной информации.
· Предпосылки использования образа в рекламной коммуникации.
· Деление образа на содержание и форму в эстетике.
· Семиотическая структура образа (по статье Р.Барта «Риторика образа»).
13. Процессы стилеобразования в современной культуре, их влияние на практику рекламы.
· Классическая и неклассическая эстетическая парадигма: трактовка стиля.
· Стиль как «выражение души культуры» (О. Шпенглер).
· Трансформации стиля в культуре второй половины XX-XXI вв. под влиянием маркетинговых процессов. Овнешнение стиля, сведение его к совокупности формальных характеристик.
· От стиля к стилевым направлениям. Стайлинг, look и т.п. как результаты маркетинговой интерпретации стилевых феноменов.
· Размывание границ стиля как условие его деэстетизации. Китч и эклектика в ряду стилевых явлений современности.
· Примеры использования стилевых элементов и практик для достижения коммуникативных и рекламных целей.
14. Функции дизайна. Роль дизайна в реализации рекламных проектов.
· Роль дизайна как посредника между промышленно произведенными изделиями и повседневной жизнью человека.
· Посредническая функция дизайна как основная и определяющая для других функций.
· Три группы функций дизайна: в жизни человека, в обществе и культуре, в природной среде (допускается назвать по одной функции из каждой группы).
· Воспитательная и экологическая функции дизайна как наиболее актуальные для современной культуры.
· Роль дизайна в реализации рекламных проектов.
15. Понятие «форма» и его значение для осмысления дизайна и рекламы.
· Традиция рассмотрения понятия форма в философии (учение Аристотеля о форме; трактовка формы Фомой Аквинским; теории формы в философии Нового времени; идеи морфологии И.В.Гете; предпосылки и ограничения формализма в дизайне).
· Психофизическое воздействие формы в процессе взаимодействия с вещью.
· Внешняя и внутренняя форма вещи.
· Деформация и трансформация.
· Актуальные формообразующие приемы в современном дизайне и рекламе (проиллюстрировать примерами).
16. Эстетические аспекты рекламы и дизайна: общее и особенное.
· Эстетическое как выразительная форма.
· Особенности восприятия и переживания эстетических ценностей.
· Эстетическое как «целесообразность без цели» (И. Кант).
· Возможность использования (эксплуатации) эстетических феноменов для усиления привлекательности, эмоциональной яркости и т.п. продуктов.
· Шкала эстетических ценностей. Несводимость эстетического к гармоничному и прекрасному.
· Эстетическое начало дизайна – единство целесообразности и выразительности.
· Уход от целесообразности при рекламной подаче товара (проиллюстрировать конкретными примерами).
17. Теории визуальных коммуникаций, их использование в современной рекламной практике.
· Специфика визуальной коммуникации: особенности визуального восприятия (по Б.В.Раушенбаху, Р.Арнхейму), психофизиологические основы визуальной коммуникации. Особенности пространства визуальных коммуникаций.
· Трактовка визуальной коммуникации гештальпсихологами.
· Восприятие формы по Р.Арнхейму. Последовательность считывания информации. Символизм визуального образа как фактор визуальной коммуникации.
· П.А.Флоренский о визуальном восприятии фигуры, профиля, жеста. Визуальные константы и их роль в коммуникации.
· М.Мерло-Понти о восприятии пространства и предмета. Феноменологический подход к визуальной коммуникации.
18. Проблема творчества в рекламе: социокультурные условия появления инноваций и оригинальных идей.
· Творчество как создание абсолютно нового, «того, чего еще не было прежде» (Н.А.Бердяев).
· Творчество как единство репродуктивного и инновационного.
· Изменение характера и целей творческого процесса в рекламной практике.
· Творчество и креатив (например, по В.Ученовой). Отличие креатива от творчества.
· Необходимость и границы новизны в рекламе.
· Понятия «инновация», «оригинальность», «эвристичность», «новизна».
· Характеристики творческой составляющей в достижении инновационности и оригинальности.
19. Игра как сценарий построения и восприятия рекламы: социокультурные основания.
· Трактовка игры в работах Й.Хейзинги, В.Бычкова, Э.Берна.
· Игра как эстетический феномен.
· Границы игры. Равенство субъектов игры. Свобода и выбор как характеристики игровой деятельности.
· Игра как состояние человека.
· Значимость игры в условиях урбанизированного автономного существования людей в современной культуре.
· Использование игровой составляющей при разработке сценариев восприятия рекламного текста (проиллюстрировать примерами).
20. Виртуальность и предметность рекламы как феномена культуры.
· Виртуальность и предметность как взаимосвязанные ипостаси рекламного образа в современной культуре.
· Генезис и значение понятия «виртуальность».
· Соотношение виртуального и реального объектов в сознании потребителя.
· Симулятивный (либо двойственный) характер потребления виртуальных продуктов.
· Проблема подлинности потребления рекламируемого продукта или изделия (проиллюстрировать конкретным примером).
· Специфика переживания предметности современным человеком. Связь предметности и телесности.
· Изменение отношения к предметной среде под воздействием рекламной информации.
II. Теория рекламы
1.Реклама: понятие, разновидности, функции.
· Определение понятия «реклама».
· Разновидности рекламы.
· Функции рекламы.
· Отличие рекламы от других видов маркетинговых коммуникаций.
· Концепция ИМК.
2.История возникновения и особенности развития рекламы в США и Западной Европе.
· Возникновение и основные этапы развития рекламы в США.
· Известные персоны, основатели, видные деятели рекламы в США.
· Возникновение и основные этапы развития рекламы в странах Западной Европы (Германия, Франция, Англия). Национальные особенности рекламы в каждой из стран.
· Известные персоны, основатели, видные деятели рекламы в странах Западной Европы.
· Сравнение развития рекламы в США и странах Западной Европы.
3.История возникновения и особенности развития рекламы в России.
· Возникновение и основные этапы развития рекламы в России.
· Специфические черты российской рекламы.
· Известные персоны, основатели, видные деятели рекламы в России.
· Современное состояние рекламы в России.
4.Понятие «массовая коммуникация». Структурные составляющие коммуникационных процессов. Реклама как массовая коммуникация.
· Определение понятия «массовая коммуникация». Функции массовой коммуникации.
· История изучения массовой коммуникации (ключевые исследователи).