1940.
27. Порнев Б.Ф. О начале человеческой истории. – М.: Мысль, 1974.
28. Проблема человека в градационных китайских учениях. - М.:
1983.
29. Тагор Рабиндранат. Творчество жизни. – М., 1917.
30. Радхакришнан С. Индийская философия: В 2. т. – ТОО Стикс,
1995.
31. Розенберг О.О. Проблемы буддистской философии. – 1982.
32. Роллон Р. Жизнь Рамакришны. Жизнь Вивеканавды. – Л., 1991.
33. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. – М.: Наука, 1966.
34. Семенцов В.С. Бхагавадгита в традиции и в современной научной
критике. – М.: Наука, 1985.
35. Стеванянц М.Т. Человек в традиционном обществе Востока (опыт
компаративистского подхода) // Вопросы философии, - 199I. -№3.
36. Токарев С.А. Ранние формы религии. - М.: Наука, 1990.
37. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. – М.: Прогресс, 1989.
38. Уайт Э., Браун Д. Первые люди. - М.: Прогресс, 1978.
39. Философия и религия на зарубежном Востоке XX века.
- М.: Наука, 1985.
* 40. Фразер Дж. Золотая ветвь. - М.: Прогресс, 1983.
41. Человек как философская проблема: Восток - Запад.
– М.: Изд. университета дружбы народов, 1991.
42. Шохин В.К. Брахманистская философия. Начальная и
раннеклассический периоды. - М.: Восточная литература, 1994.
43. Щербатский Ф.И. Избранные труда по буддизму. - М., 1988.
Тема 3. Античная философия.
Древнегреческая цивилизация, ее отличия от древневосточных культур. Понятие "запада" в истории и культурологи. Всемирно-историческое значение греческой культуры. Греческая мифология и Тео-космогония (Гесиод, Гомер). Социокультурные предпосылки возникновения теоретического знания. Происхождение понятий "философ" и "философия". Особенности греческого понимания "философии". Основные этапы развития греческой и римской философии. Общие черты античной философии и науки (понятия "космоцентризм", "онтологизм", греческое-понимание "феории" и т.д.).
Возникновение понятия "природа". Картина "космоса" в античности. Особенности греческой натурфилософии. Формирование идеи субстанциальности, понятие "архэ". Ранняя классика, милетская школа. Сущность "теоретического" мышления в естествознании. Натурфилософия и конкретные науки. Теоретическое и эмперическое. Теоретическое и практическое. "Огонь", "логос" и диалектика Гераклита. Пифагор и пифагореизм: возникновение теоретической математики, понятие "числа", число и гармония как "первоначала", математическое конструирование космоса. Достижения античной математики. Пифагореизм и числовая символика в истории культуры. Элейская школа: "путь мнения" и "путь истины", открытие спекулятивного (умозрительного) no-знания, апории Зенона и их значение для развития философии и науки. Младшие натурфилософы (Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит): открытие понятий "элемента", "частицы", "атома". Всемирно-историческое значение атомистического принципа. Особенности античного материализма. Различие античного, классического и современного понятия "природа". Исторический характер "картины мира". Основополагающие категории и принципы научного мышления о мире. Инварианты научного естествознания.
Средняя классика: поворот философии к человеку и обществу. Софисты, "софистика", "софизмы". Начало "гуманитарных" наук. Открытие принципа субъективности, субъективной диалектики, релятивизма и индивидуализма. Жизнь и учение Сократа: этический рационализм, "майевтика", "ирония", диалектика. Открытие этики: идея моральности и нравственной автономии. Сократические школы – кинию киренаики понятие "высшего блага". Два основных направления в мировой этике - этика долга и этика счастья. Антисфен и Диоган: идеал внутренней свободы, независимой просторы. Аристипп: принцип наслаждения (эвдемонизм).
Высокая классика. Жизнь и учение Платона. Понятие "айдоса" всемирно-историческое значение понятия "идея" и принципов объективного идеализма. Особенности античного "идеализма". Учение Платона о душе, "эросе", красоте, "припоминании", видах знания и строении Космоса. Теория "идеального государства". Платонизм в истории мировой культуры.
Зрелая классика. Энциклопедическая система Аристотеля как средоточке античной философии. Возникновение метафизики, онтологии и теологии ("первой философии") и идеи "науки". Отделение философии от частных наук. Всемирно-историческое значение метафизики Аристотеля и ее судьба. Критика теории "идей", понятие "сущего", учение о четырех видах причинности, "материи" и "форме", "перводвигателе" и "категориях". Физика и космология Аристотеля. Перипатетическая научная программа, ее отношение к атомистической, пифагорейско-платоновской и ньютоновской парадигмам. Значение физики Аристотеля в истории естествознания. Создание логики, психологии и теории научного познания. Понятие логики как науки, ее структура и законы. Отношение логики, грамматики, риторики и диалектики в античности. Философское учение о душе и научная психология. Учение Аристотеля о знании, его происхождении и видах, о формах и методах научного познания. Античный идеал "науки". Исторический характер понятия "научности". Этика Аристотеля, его учение о сущности и видах государства. Аристотелизм в истории мировой культуры.
Эллинистически-римская философия. Идеал "мудреца". Основные этические школы поздней античности: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм. Понятия "добродетели", "атараксии", судьбы и свободы, долга и счастья. Скептицизм и догматизм. Скептические "тропы". Неоплатонизм, его основные категории - Единое, эманация, иерархия, Ум, Душа, Космос, эволюция, экстаз. Неоплатонизм и христианство. Античная философия и наука в истории мировой культуры.
Источники
* I. Аристотель. Сочинения: В 4 т. - М.: Мысль, 1975 - 1982.
2. Гесиод. Теогония // Эллинские поэты. - М., 1963.
* 3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых
философов. - Я.: Мысль, 1986.
4. Дукреций Кар. О природе вещей. - М.: изд-во АН СССР, 1946.
* 5. Платон. Сочинения: В 4 т. - М.: Мысль, 1990 - 1994.
6. Платон. О бессмертии души // Вопросы философии. – 1994. - №3.
7. Прокл. Первоосновы теологии. - Тбилиси, 1972.
8. Римские стоики: Сенека, Эпитет, Марк Авралий.
– М.: Республика, 1995.
9. Секст Эмпирик. Сочинения: В 2 т. – М.: Мысль, 1976.
* 10. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. О эпических
теокосмогоний до возникновения атомистики /
Отв. ред. И.Д. Рожанский. - М.: Наука, 1989.
Учебные пособия
* I. Асмус В.Ф. Античная философия. - М.: Высш. шк., 1976.
* 2. Богомолов А.С. Античная философия. - М.: изд-во МГУ, 1985.
* 3. Реале Джованни, Антисери Дарио. Западная философия от истоков
до наших дней. Кн. I. Античность. - СПб.: Петрополис. 1994.
* 4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М.: Высш.
шк., 1981.
Дополнительная литература
1. Блонский П.П. Философия Плотина. - М., 1918.
* 2. Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. - М.: Наука, 1972.
3. Веркан Ж. – П. Происхождение древнегреческой мысли. – М.:
Прогресс, 1988,
4. Ван-дер-Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука: В 2 т. - М.:
Физматлит, 1959 - 1990.
5. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: становление и развитие
первых научных программ. - М.: Наука, 1980.
6. Гегель Г. Лекции по истории философии: В 3 кн. Кн. 1-2 //
Соч.: В 14 т. – М., Л., 1932 - 1935. Т. 9-10.
7. Гомперц Т. Греческие мыслители: В 2 т. - СПб., 1911-1913.
* 8. Жмудь Я.А. Пифагор и его школа. - Л.: Наука, 1990.
9. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. - М.: Мысль, 1972.
10. Культура Древнего Рима: В 2 т. - М.: Наука, 1986.
11. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима –
М.: Высш. шк., I990.
12. Досев А.Ф. История античной эстетики: В 8 т. - М.: Искусство,
1963 - 1992.
13. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М.: Мысль, 1993.
14. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном
изложении - М.: Мысль, 1989.
15. Лосев А.Ф. Эрос у Платона // Вопросы философии. - 1988. - № 12.
16. Лосев А.Ф., Тахо-Года А.А. Платон. Аристотель. - М.: Молодая
гвардия, 1993.
17. Маковельский А.О. Древнегреческие атонисты. - Баку, I945.
* 18. Нахов И.М. Философия киников. - М.: Наука, 1982.
19. Нейгебауэр 0. Точные науки в древности. - М.: Наука, 1968.
20. Соловьев B.C. Лекции по истории философии // Вопросы фило
софии. - 1989. - № 6.
21. Степанова А.С. Философия древней Стои. - СПб.: KN, 1995.
22. Томсон Дж. Первые философы. - М.: Изд-во иностр. лит., 1959.
23. Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. - М., 1890.
24. Хейдеггар М. Разговор на проселочной дороге. - М.: Прогресс
1991.
25. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. - М., 1913.
* 26. Человек: Мыслители прошлого и настояшего о его жизни,
смерти, бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. - М.:
Политиздат, 1991.
Тема: 4. Христианская и мусульманская философия средневековья.
Общие черты и периодизация средневековой философии. Понятие «феодализма» и «средних веков». Особенности средневековой европейской культуы и ее «менталитета». Идейные источники средневековой философии. Понятие "монотеизма". Иудаизм. Возникновение и сущность кристианства. Библия. Особенности христианской мифологии, этики и тоологгии. Символ веры. «Патристика» и античная философия (Тертуллиан, Климент, Ориген). Христианское богословие и неоплатонизм. Учение Августича о Боге, мире, человеке, знании и вере, добре и зле, грехе и спасении, смысле истории. "Ареопагитики": понятие катафатической и апофатической теологии. Креационизм и пантеизм, средневековая идея иерархии. Католицизм и православие.
Арабо-мусульманская философия, ее источники и своеобразие. Возникновение и особенности ислама. Коран. Мусульманская ортодоксия (мутазиллиты и кутакаллимы). Шииты и сунниты, суфизм. Восточ-ый перипатетизм (Алъ-Фараби, Авиценна, Аверроэс). Роль арабской философии и науки в развитии европееской культуры.