Смекни!
smekni.com

Философия (стр. 4 из 10)

Формирование схоластики. Средневековое образование: "семь свободных искусств", школы и университета, отношение философиик реглигии и церкви. Основные проблемы схоластической философии – вера и разум, универсалии, доказательства бытия Бога. Номинализм и реа­лизм. Рационалистические тенденции и мистицизм. Платонизм и аристотелизм в христианской философии. Онтологическое доказателсьво бытия Бога. Расцвет схоластики в XIII в., его причины. Философско-теологический синтез Фомы Аквинского. Понятие «естественной теологии», пять доказательств бытия Бога. Схоластический метод. Борьба томизма и августинизма. Неотомизм. Начало кризиса схоластики. Ирационализм и эмпиризм в поздней схоластической философии. «Бритва О кама», теория «двух истин» и двух целей человеке - земной и небесной. Теоцентризм и антропоцентризм. Значение и итоги средневековой философии.

Источники

1. Августин Аврелий. Исповедь. - М.: Ренессанс, 1991.

2. Абеляр Петр. История моих бедствий. - М.: Мысль, 1959.

3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

4. Давид Анахт. Определения филоспции // Соч. - М., 1975.

* 5. Ибн Сина (Авиценна). Избранные философские произведения. -

М.: Наука, 1980.

6. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. -

Ростов-на-Дону, 1992.

7. Избранные произвеения мыслителей стран Ближнего и Среднего

Востока. – М.: Мысль, 1961.

8. Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. – М., 1991.

9. Философия средневековья: Хрестоматия. Кн. I. Западно-

европейская философия. - СПб.: Балтийск. гос. тахнич.

университет, 1994.

Учебные пособия

* 1. Реале Джовани, Антисери Дарио. Западная философия от историков до наших дней. Кн. 2. Средневековье. – Спб.: Петрополис, 1994.

2. Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высш. шк., 1979.

* 3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой

философии. – М.: Высш. шк., 1994.

Дополнительная литература

1. Аверинцез С.С. Христианство // Философская энциклопедия. Т. 5. -

М., I970.

2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М.:

Наука, 1977.

3. Бессмертный Ю.Д. Жизнь и смерть в средние века. - М., 1991.

* 4. Бонавентура Д. О возвращении наук к теологии. Путеводитель

души к Богу // Вопросы философии. - 1993. - № 8.

5. Боргош Б. Фома Аквинский. - М.: Мысль, 1975.

6. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. -

М.: Терра, 1991.

7. Вольтер. Бог и люди: В 2 т. – М.: Соцэкгиз, 1961.

* 8. Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского //

Вопросы философии. - 1994. - № I.

9. Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и

Среднего Востока. - М.: Наука, 1966.

* 10. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М.: Наука,

1972.

11. Еремеев Д.В. Ислам: образ жизни и мышления. - М.: Наука, 1990.

12. Жорис ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. – М.:

Прогресс, 1992.

* 13. Ислам и общество / Материалы "круглого стола" // Вопросы

философии. - 1993. - и 12.

14. Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. - М.:

Мысль, 1982.

* 15. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М.:

Мысль, 1979.

* 16. Ницше Ф. Антиарист. Проклятие христианству // Соч.: В 2 т. – М.,

1998. Т. 2

17. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. – М.: Наука, 1991.

* 18. Рассел Б. Почему я на христианин. - М.: Политиздат, 1987.

18. Свенцицкая И.С. Раннее хтастианство: страницы истории. - М.:

Наука, 1988.

19. Соловьев B.C. Маромет, его жизнь и религиозное учениа. - СПб.,

I902 (репринт - I991).

20. Тахтенберг О. В. Очерки по истории западно-европейской

средиевековой философии. – М.: Наука, 1957.

* 22. Фейербах Л. Сущность христианства. - М.: Мысль, 1965.

23. Флоренский П. Столп и утверждение Истины // Соч.: В 2 т. - М.:

1991. T.I.

24. Фон Грюнебаум. Классический ислам (632 - 1258 гг.). - М.:

Прогресс, 1986.

25. Фролов Е.А.- Проблема веры и знания в арабской философии. - М.:

Наука, 1983.

26. Хейзинга И. Осень средневековья. - М.: Прогресс, I988.

* 27. Честертон Г.К. Франциск Ассизский // Вопросы философии. -

1989. - № 1.

28. Штекль А. История средневековой философии. - М., 1912.

29. Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания.

- СПб., 1907.

Тема 5. Философия, культура и наука эпохи Возрождения

Общая характеристика эпохи Возрождения, ее периодизация. Искусство Возрождения: архитектура, скульптура, живопись. Новый образ человека. Филология и философия. Ренессансный "гуманизм" "антро­поцентризм". Развитие "светской" культуры. Паганизация христианст­ва. Платонизм и аристотелизм Возрождения. Пантеизм Николая Кузанского. Великие географические открытия. Итальянская натурфилософия и наука Возрождения. Формирование новой картины мира (Леонардо да Винчи, Коперник, Кеплер, Галилей). Пантеизм Джордано Бруно. Магия и астрология в культуре Возрождениу. Изобретение книгопечатания и его социокультурные последствия. Социально-философская и политичес­кая мысль Возрождения. Макиавелли и "макиавеллизм". Начало "свет­ской" политической науки. Понятие "утопии", его происхождение. Пер­воначальное накопление капитала и утопический коммунизм (Т. Мор, Т. Кампанелла). Скептицизм М.Монтеня. Реформация ХVI в., ее влияние на развитие философии и науки. Понятие "протестантизма". Особенно­сти протестантизма и его основные разновидности. Протестантская "аскеза". Контрреформация. Мартин Лютер и Эразм Роттердамский.

Источники

1. Бруно Д. Диалоги. - Соцэкгиз, 1949.

2. Данте Алигьери. Божественная комедия. - М.: Правда, 1982.

3. Кампанелла Т. Город Солнца. - М.: Соцэкгиз, 1954.

* 4. Кузанский Н. Сочинения: В 2 т. - М.: Мысль, 1980.

* 5. Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли – М.:

Наука, 1989.

6. Лютер Мартин. О рабстве воли (см.: 12)

* 7. Макиавелли Н. Избранные сочинения. – М.: Мыслъ, 1982.

* 8. Монтень М. Опыты: В 3 кн. - М.: Изд-во АН СССР, 1954-1980.

9. Мор Т. Утопия. – М., Л.: Соцэкгиз, 1947.

10. Помпонации Пьетро. Трактаты "О бессмертии души", "О причи­нах естественных явлений или о чародействе". – М.: Мысль, 1990.

11. Роттердамский Эразм. Похвала глупости. - БВЛ, т. 33. - М.:

Худож. лит., 1971.

* 12. Роттердамский Эразм. Философские произведения. - М.: Наука,

1986.

Учебные пособия

1. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М.: Наука,

1980.

* 2. Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII вв. – М.: Высш.

шк., 1984.

Дополнительная литература

1. Баткин Л.М. Итальянские туманисты: стиль жизни и стиль

мышления. - М.: Наука, 1978.

2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура

средневековья и Ренессанса. - М.: Науки, 1965.

3. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII - ХVI вв. – M.:

Наука, 1977.

4. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. – М.: Наука, 1990.

5. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. – М.: Прогресс,

1986.

6. Дорфлан Я.Г. Всемирная материя физики. С древнейших времён

и до конца ХVIII века. – М.: Наука, 1974.

* 7. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Искусство, 1978.

8. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. - Л.: Наука, 1976.

9. Чанышев А.Н. Протестантизм. - М.: Политиздат, 1969.

10. Эстетика Ренессанса. Антология: В 2 т. – М.: Искусство, 1981.

Тема 6. Классическая западно-европейская философия Нового времени

Общая характеристика эпохи ранних буржуазных революций. "Дух капитализма" в Европе ХVII - XVIII вв. Технический прогресс и науччая революция ХVII в. (И.Нъютон). Изменения в экономике, политике, праве, социальной структуре, религии и искусстве, в общественных правах и идеологии. Общая характеристики Новой философии, ее отличия от схоластической и ренессансной. Понятие "классической рациональности". Проблема метода. Эмпиризм и рационализм. Механическая картина мира. Теологическое и "юридическое" мировоззрение.

"Великое восстановление наук" Ф.Бэкона: критика схоластики, учение об "идолах разума", экспериментальная индукция. Проблема индукции в научном познании. Метод Бэкона и экспериментально-мате-матическое естествознание. Особенности материализма Бзкона. Бэкон и сциентизм. Дуализм, рационализм и механицизм Р.Декарта. Прицип интеллектуальной интуиции, "правила для руководства ума", система мира, психофизический параллелизм, нативизм. Дедукция, мысленный эксперимент и "идеальные объекты" в научном познании. Картезианст­во и ньютонианство как две ведущие научные программы (парадигмы) Нового времени, классической физики. Философские основания точной науки о природе.

Философия Т.Гоббса. Понятие "тела", знаковая теория языка и мышления, понятия "естественного права", "природы человека" и "общественного договора", теория государства и религии. Учение Б. Спинози. Геометрический (математический); метод в философии. Понятия “субстанции”, “атрибута”, “модуса”, причинности, необходшости и свободы. Критика антропоморфизма и начало научной критики Библии. Спинозизм в истории философии, свободомыслия.

Сенсуалистический эмпиризм Д.Локка. Критика теории ''врожденных идей", учение об опыте, первичных и вторичных качествах. Начало "идеологии". Локк как ведущий теоретик европейского либерализма. Понятия "патернализма" и "автономии личности", новая идея "права", концепция неотчуждаемых прав и свобод человека, "правового государ­ства" и "гражданского общества". Локк и англо-американская "демо­кратия" . Противоположность античного и либерального понимания от­ношения гражданина и государства. Философские основания либерализ­ма. Монадология и рационализм Г. Лейбница. Открытие дифференциально­го исчисления. "Истины разума" и "истины факта", "предустановлен­ная гармония". Идея математической логики. Динамизм и эволюционизм

во взглядах Лейбница. Полемика Лейбница и Ньютона о пространстве, времени, материи, философских основаниях науки о природе. Лейбниц и университетская европейская метафизика ХVIII-ХХ вв. Влияние Локка и Лейбница на Просвещение.