Смекни!
smekni.com

Философия (стр. 8 из 10)

лите­ратуры / Пер. с разн. яз. - М.: Прогресс, 1991.

47. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни,

смерти, бессмертии. 19 век. - М.: Республика, 1995.

48. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. - М.: Знание,

1994.

* 49. Шестов Л. Памяти великого философа (Эдмунд Гуссерль) //

Вопросы философии, - 1989. - № I.

50. Юлина Н.С. Проблема метафизики в американской философии

XX века: Критический очерк эмпиристических позитивистских

течений. - М.: Наука, 1978.

51. Юлина Н.С. Теология и философия в религиозной мысли США

XX века. - М.: Наука, 1986.

Тема 9. Русская философия

Исторические условия развития философии в России. Русский наци­ональный тип. Общие особенности русской философии, периодизация, ее истории. Философско-религиозная мысль допетровской Руси. Образова­ние русского государства. Принятие христианства и влияние Византии. Характерные черты русской религиозности. Понятие и особенности «православия». Учение с "Москве - третьем Риме".

Образование и духовная культура в ХVII в. Реформа Петра I. Фе­офан Прокопович. Секуляризация и перелом в церковной идеологии в XVIII в. Философия Г.Сковороды. Начало светской культуры, "обмир-шение" философии, русское "вольтерьянство" и генезис русского ради­кализма. Появление масонства. М.В.Ломоносов как основоположник русской материалистической традиции. Философия в духовных академиях ХVIII в. А.Н.Радищев как родоначальник революционно-республиканской идеологии в России. Русская "интеллигенция". Идеология декабризма.

Философия в высших школах XIX в. Россия и Европа. Западные влияния: русское шеллингианство, гегельянство, неолейбницианство, неокантианство и т.д. Понятия "западничества" и "славянофильства". Главный пункт полемики. П.Чаадаев и А.С.Хомяков. Идея "соборности" И русский либерализм. Мировоззрение Н.В.Гоголя. Развитие русского социализма. Революционный демократизм: И.В.Белинский, А.И.Герцен. Русский анархизм (М.А.Бакунин). Философия в духовных школах первой Половины XIX в. Позитивизм, натурализм, нигилизм, материализм в русской философии. Н.Г.Чернышевский. Поиски научной философии, ес­тественно-научный материализм (В.И.Вернадский, И.И.Мечников, ИЛ.Сеченов). Философия и социология "народников" (П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев, Н.К.Михайловский).

Философско-религиозные взгляды Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского. Художественная литература и философия. К.Н.Леонтьев и В.В.Розанов. Вырождение славянофильства.

"Свободная теософия" всеединства B.C. Соловьева. Идея "богочеловечества". Софиология. Критика "западной философии". Этика Соло­вьева. Понятие "цельного знания".

Русский "космизм". Н.Ф.Федоров и К.Э.Циолковский.

Интуитивизм Н.О.Лосского.

Русский марксизм. Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, диалектический ма­териализм в СССР. Марксистский коммунизм и русский мессианизм.

"Русский Ренессанс" начала XX в.: Д.С.Мережковский, Н.А.Бэрдяев, Л.Шестов. Философские взгляды поэтов-символистов. "Вехи".

Метафизика всеединства: Л.П.Карсавин, С.Л. Франк, П.А.Флоренс­кий, С.Н.Булгаков.

"Особый путь" русской философии. Современное состояние фило­софской мысли в России.

Источники

1. Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика. – М.: Правда,

1989.

* 2. Бакукин М. A. Ибранные философские сочинения и письма. – М.:

Мысль, 1987.

3. Белинский В. Г. Взгляд иа русскую литературу 1846 года.

Взгляд на русскою литературу 1847 года // Избр. филос. произв.:

В 2 т. – М., 1948. Т. 2.

4. Белинский В. Г. Письмо к Н.В. Гоголю. 3 июля 1847 г. // Избр.

филос. Произв.: В 2 т. – М., 1948. Т.2.

5. Бердяев Н. Мое философское мировоззрение // Философские науки.

– 1993. - № 6.

* 6. Бердяев Н. О русской философии.: В 2 ч. – Свердловск, 1991.

* 7. Бердяев Н. Смысл истории. – М.: Мысль, 1990.

8. Бердяев Н. Смысл творчества. Философия свободы. – М.: Правда,

1989.

* 9. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.:

Политиздат, 1990.

*10. Бердяев Н. Самопознание. – Л.: Лениздат, 1991.

*11. Бердяев Н. О назначении человека. – М.6 Ревспублика, 1993.

12. Булгаков С.Н. Свет невечерний. – М., 1917.

13. Булгаков С.Н. Православие. - М.: Гсспубляка, 1993.

14. Булгаков С.Н. Философский смысл троичности // Вопросы

философии. - 1989. - № 12.

15. Вернадский B.И. Философкие смысл натуралиста. - M.: Наука, 1988.

*16. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. Из глубины:

Сборник статей о русской революции / М.О.Гегшензон, Н.А.

Бердяев и др. - М.: Правда, 1991.

*17. Герцен А.И. Письма об изучении природы // Избр. филос.

произв.: В 2 т. - М., 1946. T.I.

*18. Данилевский Н.Я. Россия и'Европа. - М.: Правда, 1991.

19. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Новый мир. – 1991.

- №10.

*20. Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993.

21. Киреевский П.А. Критика и эстетика. - М.: Искусство. 1987.

22. Кропоткин П.А. Этика. – М.: Мысль, 1991.

* 23. Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. -

М.: Мысль, I990.

Подготовка доклада, реферата, контрольной работы

Выступление с докладом и написание реферата - важная состав­ная часть самостоятельной работы студента над курсом. Доклад можно рассматривать как сжатое изложение рефзрата, а реферат - как раз­вернутый к подробно письменно изложенный доклад. Их цели совпадают. Для того чтобы составить ceбe достаточно верное и не слишком поверухностное представление о философии, необходимо хотя бы в двух-трех точках этого безбрежного океана «мировой мудрости» погрузить­ся в глубину и попробовать своя силы в размышлениях над фундяментальными философскими проблемами. Тематика докладов в основном оп­ределяется преподавателем, организующий практические занятия, конференции, коллоквиумы, диспуты и т.д. Разумеется, допускается и по­ощряется инициатива студентов. Тема реферата (если он не "вырас­тает" из доклада) в основном должна быть самостоятельно определена студентом. Первоначальную ориентировку при выборе тем дает настоя­щая программа базового курса. Поскольку длительность доклада сос­тавляет 10-30 минут, а объем реферата - 20-30 страниц, то тема долж­на быть достаточно узкой, специальной, конкретной и точно сформули­рованной, для того, чтобы ее можно было достаточно подробно и логи­чески грамотно осветить в столь небольшом временном и пространственном объеме.

Следует помнить, что доклад и реферат, естественно, преследуют учебные цели. "Реферировать" означает «прочитать, разобраться, проанализивароть и кратко изложить» известный круг литературы по избранное теме. Реферат не является оригиальным (классическим) философским трактатом (хотя теоретически это возможно, однако программой курса не требуется). Реферат не может быть также пересказом учебника или "Краткого философского словаря". Первая задача студента – найти тот классический философский текст, с которым он будет работать и для анализа которого будет привлечена вся дополнительная литература - учебник, справочники, энциклопедии, книги и журнальные статьи. Именно на этом этапе - формулировка темы и выбор источника - весьма полезно посоветоваться с преподавателями, так как множество текстов неисчерпаемо и не все они в равной мере подходят для данной цели. Исходный текст может быть цельным самостоятельным произведением (разумеется, скорее всего - небольшого объе­ма), либо частью его, обладающей известной относительной самостоятельностью и смысловой завершенностью. Не рекомендуется делать доклад и писать реферат только по "вторичной", комментаторской литературе. Следует помнить, что между нею и первоисточниками есть качественное различие, подобное различию между живым человеком и его фотогрефией. Тот, кто не читал первоисточников, тот не знает, что такое философия. Без oпоры на классические тексты изложения любого вопроса курса будет поверхностным и недовлетворительным. В этотм отношении философия существенно отличается от других дисциплин, например от физики или математики. С физикой Ньютона не обязательно знакомиться по его собственным трудам для того, кто хочет работать в качестве физика в наше время. Классическую механику можно изучить абсолютно адекватно по работам многих авторов, так как ее сожержание достаточно безлично. Но изучить философию Платона можно тольео по его собственным сочинениям. Она существует в единственном экземпляре, подобно произведениям искусства, в данном случае – мыслительного искусства. С нее можно снять "копию", но это будет всего лишь копия, несущая на себе отпечаток посредственности и упускающая не то самое важное. Это различие дисциплин и, соответственно, методов их изучениф обусловлено качественным, глубочайшим различием в характере философского и конкретно-научного, частнонаучного знания. Оно проявляеься и в законах развития философии. В развитии науки имеет место постоянный прирост, накопление знания, так что после данные теории как бы «снимают», впитывают в себя предшествующие внимают их. Поэтому научные теории непрерывно устаревают. Совершенно иначе обстоит дело в искусстве или в религии, гдн Достоевский не делает устаревшим Шекспира, а Магомет не сделал устаревшим учение Христа. Именно таков характер "развития" философии. Поэтому не имеет значения, в какое время, в какую эпоху был написан классический фи­лософский текст - все они имеют равную теоретическую силу и равную актуальность. Другое дело, что с текстами былых времен труднее ра­ботать, так как необходимо научиться преодолевать историческую дис­танцию, "чуждость" иной культуры, подобную, скажем "языковому барь­еру" .

После выбора темы и текста необходимо составить план реферата, его концепцию. Изложение материала, накопленного в процессе чтения, должно подчиняться известной логике, открытой и подробно описанной еще в греческой философии. А именно, сначала надо сделать то, что называется "постановкой проблемы", затем провести анализ имеющихся в литературе точек зрения, предложенных решений этой проблемы, и, наконец, сделать, вывод, некоторое "резюме" или обобщение. Поэтому реферат должен состоять из следующих четырех частей: введения, ос­новной части, разделенной на 3-4 параграфа, главы и т.п., заключе­ния и списка литературы. Такова общенаучная форма, по которой в на­ше время пишут статьи, книги, диссертации и т.п.