Смекни!
smekni.com

Философия (стр. 9 из 10)

Во "Введении" необходимо "поставить проблему". Не все понима­ют, что "тема" и "проблема" - это совсем не одно и то же. Тема -это просто название предаете, о котором будет идти речь, например -"философия экзистенциализма". Этот предмет существует совершенно не­зависимо от студента и ему все равно, рассуждают о нем в реферате или нет. А проблема - это как раз название для состояния небезразличия, выражение состояния coзнания исследующего субъекта, а имен­но, состояния озадаченности, непонятности, трудности, которую сле­дует преодолеть. Проблема - это формулировка задачи, которую предстоит разрешить в реферате, это представление о цели, которая долж­на быть достигнута в результате проведенного анализа литературы. Формулировка "проблемы" всегда подразумевает вопрос, хотя она не обязательно имеет форму вопроса с вопросительным знаком на конце. Во введении должен быть поставлен этот вопрос, так чтобы было ясно, в чем же здесь затруднение, какова цель всей работы, чтобы было вид­но, что вопрос этот важен, для чего он важен и почему нужно на него ответить. Вопрос о том, что такое "абсурд" в философии экзистенциа­лизма или что нового она принесла в понимание свобода – это пробле­ма, а не просто "тема". Надо отметить также, что показать "пробле­матичность", увидеть.проблему и грамотно ее сформулировать - совсем не просто. Это ужа половина дела.

Основная часть реферата должна содержать анализ литературы, также проведенный по всем правилам логического (желательно и рито­рического) искусства. Постановка проблемы должна задать ориентир для чтения, определить отбор материала и аспекты, в которых он бу­дет рассматриваться. Читать нужно с определенной целью, а именно – с целью ответить на поставленный во "Введение" вопрос. Естественно, что по любому истинно философскому вопросу высказывались уже и до нас и неоднократно. Естественно, что высказывались различные точки зрения, предлагались различные решения. В основной части и нужно прежде всего кратко изложить имеющиеся в литературе точки зрения. Следует также привести аргументы в пользу каждой из них и аргументы против, оценить их достоинства и недостатки. В "Заключении" необходимо сделать вывод, сформулировать свое решение проблемы, или, по меньшей мере, свое отношение к прочитанному. Список литературы дол­жен быть составлен в соответствии с государственным библкографическим стандартом (ГОСТ).

МИНИСТЕРСТВО СВЯ3И РФ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

им. проф. М.А.БОНЧ-БРУЕВИЧА


Кафедра философии

(НАЗВАНИЕ РЕФЕРАТА)

Реферат по философии

студента гр. _____

(ФИО)

Преподаватель –

(ФИО)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

1996

Примерные темы докладов, рефератов и контрольных работ

Часть I

1. Предмет философии. Возможно ли "определение" философии?

2. Является ли философия наукой?

3. М. Хайдеггер о сущности философа.

4. Образ человека в восточной философии.

5. Понятия "атараксии" и "эвдемонии" в античной философии.

6. Счастъе и долг. Эпикур или Сенека?

7. Философия стоиков.

8. Догматизм и скептизм. «Тропы» Секста Эмпирика.

9. Понятие «высшего блага» в античной философии.

10. Богословие "откровенное" и "естественное".

11. Апофатическое богословие на Востоке и на Западе.

12. Философия истории Августина.

13. Теодицея: Бог и зло.

14. Философская основа мистицизма и монашества.

15. Восточный перипатетизм и мусульманская ортодоксия.

16. Теория "всеобщего интеллекта" Ибн-Рушда.

17. Схоластический метод.

18. Доказательства бытия Бога в средневековой философии.

19. Теоцентризм и антропоцентризм как два принципа миропонима­ния.

20. "Исповедь" Августина.

21. Православие, католицизм и протестантизм как разновидности

христианства.

22. Ницше о христианской морали.

23. Русские философы о смысле и преимуществах православия.

24. "Сеньориальный образ жизни" и "дух капитализма".

25. Антропоцентризм и гуманизм Возрождения.

26. Искусство Возрождения и философия.

27. Образ человека в культуре Возрождения.

28. Пантеизм Николая Кузанского.

29. Итальянская натурфилософия и наука Возрождения.

30. Мировая Душа и бесконечность Вселенной в философии Бруно.

31. Магия, алхимия и астрология в культуре Возрождения.

32. Утопия Ренессанса.

33. Принципы протестантизма. "Протестантская аскеза".

34. "Опыты" Мишеля Монтеня.

35. Эразм Роттердамский и его "похвала глупости".

36. Философские основания физики Ньютона.

37. Ньютонианство и картезианство.

38. Проблема метода в философии Нового времени.

39. Учение Ф.Бэкона об "идолах рязума".

40. "Система мира" Р.Декарта.

41. Знаковая теория языка и мышления в британском эмпиризме.

42. Этика Б.Спинозы.

43. Идея Бога в философии ХVII-ХVIII вв.

44. Анатомия и физиология рассудка в трактате Д.Локка "Опыт о

человеческом разумении".

45. "Монадология" Г.Лейбница.

46. Критика материализма и атеизма в философии Д.Беркли.

47. Понятия "вещи", "тела", "материи" и "субстанции" в Новой

философии.

48. Агностицизм Д.Юма.

49. Критика причинности в философии Юма.

50. Эволюция британского эмпиризма.

51. Глассический эмпиризм и современная аналитическая философия.

52. Что такое Просвещение?

53. Философия истории И.Гердера.

54. Антиклерикальная сатира Вольтера.

55. Критика культуры и социального неравенства в работах Ж.-Ж.

Руссо.

56. Трактат П.Гольбаха "Система природы".

57. Просветительская критика религии, ее достоинства и

не достатка .

58. Критика разума в философии И.Канта.

59. "Наука логики" Гегеля. Идея и система деалектической логики .

60. Философия культуры Э.Кассирера.

61. Проблема языка в философии XX в.

62. Философия физики Р.Карнапа.

63. ''Историческая школа" в западной философии науки.

64. Основные направления современной религиозной философии.

65. Этика А.Швейцера.

67. "Судьба Россия" в русской религиозной философии.

68. Славянофилы и западники: история и современность.

69. А Л.Радищев о бессмертии души.

70. Философские взгляда М.В.Ломоносова.

71. Русская материалистическая философия.

72. Философские проблемы в творчестве Достоевского.

73. Л.Толстой о сущности искусства.

74. "Свободная теософия" Вл. Соловьева.

75. Критика "западной философии" в работах русских философов.

76. "Оправдание добра" Вл. Соловьева.

77. Философия русского "космизма".

78. Философия православия С.Н.Булгакова.

79. Философия Н.Бердяева.

Часть 2.

80. Типология мировоззрений.

81. Философия и религия.

82. Сущность, структура и формы религии.

83. Материя и дух, естественное и сверхъестественное.

84. Философия и наука.

85. Эволюция понятия "наука".

86. Философские основания науки.

87. Что таяое "цивилизация"?

88. Происхождение человека.

89. Проблема "первобытного мышления".

90. Древняя мифология и современное искусство.

91. Магия древняя и современная.

92. Философия мифа в структурализме.

93. Миф в свете психоанализа.

94. Генезис науки: происхождение арифметики, геометрии и

астрономии.

95. Астрология в древневосточных цивилизациях.

96. Числовая символика в истории культуры.

97. Проблема бесконечности в математике, физике и философии.

98. Диалектика непрерывного и дискретного.

99. Эволюция "картины мира" от древности до современности.

100. Материя и форма. Чистая форма и первоматерия.

101. Аксиома, постулат, дедукция и доказательство.

102.Законы логики.

103. Идея Бога в буддизме, иудаизме и христианстве.

104. Геоцентризм и гелиоцентризм: формирование научной картины

мира.

105. Классическая и неклассическая рациональность.

106. Эмпиризм в философии и естествознании.

107. Анализ понятия "рационализм".

108. Проблема индукции в научном познании.

109. Проблема интуиции в философии и науке.

110. Сравнительный анализ методологии эмпиризма и рационализма.

111. "Идеальные объекты" в научном познании.

112. Проблема сознания и психофизический параллелизм.

113. Монизм, дуализм, плюрализм как философские принципы.

114. Понятие "прав человека" и "правового государства": клас­сический

либерализм и его философские основания.

115. Патернализм и свобода личности.

116. Философские основания математического анализа.

117. Истины разума и истины факта, априорное и апостериорное.

118. Смысл идеализма, его основания и разновидности.

119. Происхождение и эволюция термина "идеология".

120. Разум, прогресс и история.

121. Эволюция научной картины мира.

122. Принцип "разумного эгоизма".

123. Рыцарь и буржуа: абсолютное и относительное в морали.

124. Феноменальное и ноуменальное бытие.

125. Долг и склонность. Сущестует ли категорический императив

нравственности?

126. Сущность нравственности.

127. Истина, добро и красота - их различие и единство.

128. Спорят ли о вкусах, или Что такое "красота"?

129. Вещи и лица, закон природы и закон свободы.