2. Важно обеспечить участие всех оттенков позиции каждой силы, вовлеченной в конфликт, чего нередко не могут и не хотят делать "органы", представляющие точку зрения лидеров, руководящего звена, тогда как внутренняя оппозиция, не представленная в руководстве фракция могут внести важные нюансы в ход и исход диалога.
3. Кто-то должен предоставить возможность высказаться "выпадающим" из представляемых разными СМИ позиций и потому неудобным экспертам, социологам, специалистам, простым гражданам.
Серьезная трудность журналистского диалога - найти в себе силы признать, что СМИ могут выступать на общественной арене только "слугами двух господ": своего "хозяина" - учредителя и владельца, и аудитории, к которой обращена информация и информированности которой надлежит добиваться. Своя частная позиция поэтому - при нормальном информационном порядке - обречена на пристальный анализ на фоне других частных взглядов и вместе с тем сквозь призму общих интересов. Именно на таком пути достижимы гуманистически ориентированные результаты.
Для результативного диалога важно соблюдение ряда условий:
· точное определение проблемы;
· подбор представляющих все точки зрения компетентных участников;
· ясное формулирование спорных вопросов;
· понимание значимых интересов сторон;
· заинтересованность участников в решении;
· сознание возможности его на общегуманистической основе (при возможном сохранении некоторых разногласий, не мешающих принципиальному согласию).
Стратегия и тактика диалога как его своеобразная логическая основа требуют и психологического обеспечения.
Важно отказаться от глубоко укоренившегося противоположного "мы" - "они", от стереотипного образа "врага" и готовности "сражаться с ним до победы". Самое трудное - уступать, признавать свою неправоту, слабость аргументов, соглашаться с доводами партнеров-соперников, видоизменять свой подход, оценки, требования. Кажется, что в такой ситуации происходит "потеря лица", "страдает статус" участника диалога как представителя определенных сил. Поэтому психологически важно сознание общности конечных интересов всех участников диалога на пути к наилучшему результату, достигаемого общими усилиями, в том числе и через уступки.
Важно также отказаться от различного рода предрассудков и предубеждений, которые в сфере отношений партнеров по диалогу проявляются как межгрупповая дискриминация ("чужое" - неверно и плохо) и внутригрупповой фаворитизм ("свой" - значит приемлемо). А для этого требуется развитие у всех партнеров свойства рефлексии - способности к самоанализу и самокритике, пониманию мыслей другого и постоянному внутреннему сопоставлению "своего" и "чужого" для нахождения "нашего". В связи с этим формулируются по крайней три принципа психологии спора:
· принцип децентрической направленности, отправным требованием которого является стремление к непричинению ущерба делу, а способом реализации - фиксация внимания на "другом" и взгляд на себя со стороны "другого", способность к выявлению общего;
· принцип равной безопасности, проявляющейся в стремлении вести диалог без намерения причинить ущерб "другим", двигаться к общему благу, справедливому для всех разрешению конфликта;
· принцип адекватности, требующий держаться рамок обсуждаемого вопроса, пользоваться относящимися к делу верными сведениями и доказательствами, стремиться к конструктивному решению путем отбора и синтезирования всего положительного, найденного в ходе диалога[3].
Открытый и результативный диалог - ясный признак осознанного и активно реализуемого социального партнерства в системе СМИ, необходимого в самых разных масштабах. Детальная проработка норм основанного на открытом диалоге информационного порядка ''открытого общества", демократически и гуманистически ориентированного, способна привести к серьезным изменениям в информационной политике различных СМИ[4].
РАЗДЕЛ 3
ГРАЖДАНСКАЯ (ГУМАНИТАРНАЯ) ЖУРНАЛИСТИКА
В РОССИИ: УТОПИЯ ИЛИ ПРОЕКТ?
В ряде работ исследователей современных российских СМИ зафиксирован процесс отчуждения, дистанцирования аудитории от СМИ. Возможным способом разрешения этой проблемы является глубинное преобразование профессиональной журналистской идеологии, связанное со становлением так называемой гражданской, коммунитарной, гуманитарной журналистики[5].
Гражданская журналистика - это одновременно мировоззрение и набор инструментов. Мировоззрение заключается в принятии того, что журналисты обязаны – и эта обязанность защищена Конституцией – предоставлять людям информацию, которая им необходима для принятия решений в обществе самоуправления. Новые инструменты позволяют читателям и зрителям увидеть, что они могут стать активными участниками общественной жизни.
В основу этой журналистики положены следующие основные принципы:
· Читатели должны быть основой освещения любой проблемы, поэтому следует начать с опроса общественного мнения и интервьюирования граждан, чтобы выявить и понять их позицию. Журналистам следует рассматривать читателя и зрителя не как фон или пассивных наблюдателей, а в качестве участников при решении важных вопросов, которым следует уделять не меньше внимания, чем представителям элиты или экспертам, которых журналисты так часто цитируют.
· Материалам о путях решения проблем надо уделять столько же внимания, как материалам о самих проблемах. СМИ должны использовать тональность, ориентированную на решение проблем. Сейчас для СМИ недостаточно просто обозначить проблему, которую должен решать кто-то другой.
· Для того чтобы поднять активность читателей и довести до них существо проблем, можно практиковать общественные форумы, совместные мероприятия с вещательными СМИ и проч. Важным источником идей являются общественные комитеты граждан. Необходимо привлекать аудиторию к работе СМИ, публикуя вопросники, обзванивая население по телефону, привлекая редакторов и журналистов к опросам аудитории. Использовать авторские материалы для информирования аудитории о единстве и разнообразии потребностей местного сообщества.
Уже недостаточно просто привлекать внимание к несправедливости, как принято в традиционной журналистике. Гражданам в наше время требуется гораздо больше. Им необходимо увидеть, каким образом они могли бы сыграть свою роль, изменить что-либо, быть услышанными – каким образом они могли бы в большей степени участвовать в общественной жизни. Таким образом, участие граждан – ключ к пониманию гражданской журналистики. Граждане помогают журналистам более профессионально делать свое дело. А у граждан, однажды получивших возможность более активно участвовать в общественной жизни, похоже, разыгрывается аппетит к участию в гражданской жизни.
Во всех проектах гражданской журналистики две идеи требуют постоянного повторения: призыв граждан к активному участию в общественной жизни и убеждение их в том, что они способны повлиять на ситуацию в обществе. Активное участие граждан является определяющим свойством гражданской журналистики. Своим активным участием граждане способны помочь журналистам значительно повысить качество их работы, а также содействовать улучшению общественной жизни. Поскольку данный подход нов для многих газет, журналисты должны подробно разъяснять читателям суть проектов и их ‑ граждан ‑ роль в ходе проекта.
Участие граждан в деятельности СМИ может происходить в следующих формах:
· "Обсуждение". Иногда требуется именно "выплеснуть" общественное мнение. Можно просто цитировать читателей в газете; можно также организовать совещательные городские форумы по тем или иным проблемам. Цель: дать возможность высказать идеи, обсудить их, посовещаться.
· "Вовлечение". Другие проекты гражданской журналистики приглашают к более активному участию и часто предлагают конкретный график потенциальным добровольцам. Возможности для добровольцев варьируются от обучения детей-инвалидов до оплаты парковых фонарей в бедных районах. Граждан призывают откликнуться, при желании индивидуально, без шумихи, а СМИ часто рассказывают о том, как это сделать.
· "Организация". Высший уровень общественного самосознания ‑ объединения граждан с целью изучения того или иного вопроса или осуществления проекта. Подобные проекты гораздо сложнее создавать и поддерживать, но они, при условии эффективной организации, дают более конкретные результаты.
Вместо заключения
В силу ряда обстоятельств, пресса еще не стала эффективным участником гражданского, общественного диалога, модератором социального партнерства. Отношения между властью и СМИ в России самоопределяются либо в терминах подчинения и услужения, либо в терминах войны. Третьего - то есть диалога, партнерства - не получается. Многие журналисты сознательно или бессознательно поддерживают мифологию военного противостояния прессы и власти, поскольку этот миф позволяет журналистам повысить свою значимость как некоего ресурса.
Очевидно, что в рамках двух названных выше моделей отношений между властью и журналистским сообществом (модель подчинения и модель войны) добиться взаимоприемлемых и эффективных схем сотрудничества невозможно. Разумеется, при этом прежде всего страдает та часть аудитории, которая склонна к толерантности и партнерству. Поэтому, на наш взгляд, необходимо от идеи противостояния журналистов всем и вся переходить к идее социального партнерства, разумеется, с точным пониманием границ этого партнерства, очерченным общеевропейскими документами о независимости прессы. Но очевидно, что реализация идеологии социального партнерства предполагает смену основных профессиональных ориентаций журналистов. Речь идет о постепенном переходе к новой модели профессиональной деятельности, ориентированной не на конфликты и ньюсмейкеров, а на участие в общественных дискуссиях в качестве их вдохновителя.