Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации учителя моу сош №19 города Кореновска Краснодарского края Гузей Светланы Анатольевны (стр. 2 из 2)

МОУ СОШ № 19 Гузей С.А., г. Кореновск, 2009 г

Основные проблемы в задании «С». Аргумент – пример из литературы

Проблема

Пример

1. Проблема влияния на человека подлинного искусства 1.В русской литературе найдется немало великих произведений, способных воспитать человека, сделать его лучше, чище. Читая строки повести Пушкина «Капитанская дочка», мы вместе с Петром Гриневым проходим путь испытаний, ошибок, путь познания истины, постижения мудрости, любви и милосердия. Не случайно автор предваряет повесть эпиграфом: « Береги честь смолоду». Читая великие строки, хочется следовать этому правилу.
2. Проблема нравственности 1.Проблема нравственности – одна из ключевых в русской литературе, которая всегда учит, воспитывает, а не просто развлекает. «Война и мир» Толстого – это роман о духовных исканиях главных героев, идущих к высшей нравственной правде через заблуждения и ошибки. Для великого писателя духовность – главное качество Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского. Стоит прислушаться к мудрым советам мастера слова, учиться у него высшим истинам. 2. На страницах произведений русской литературы найдется немало героев, главное качество которых – духовность, нравственность. Вспоминаю строки рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор». Главная героиня - простая русская женщина, которая «не гналась за обзаводом», была безотказной и непрактичной. Но именно такие, по мнению автора, - праведники, на которых держится наша земля. 3. К сожалению, современное общество больше стремится к материальному, чем к духовному. Неужели все повторяется? Вспоминаю строки В.В. Маяковского, который сетовал на то, что «из Петрограда исчезли красивые люди», что многих не волнует чужая беда, они думают «нажраться лучше как», спрятаны, подобно дамочке из стихотворения «Нате!» в «раковину вещей». 4. Проблему нравственности поднимает в своей поэме «Ров» А.Вознесенский. Гробокопатели ищут и раскапывают захоронения расстрелянных немцами людей, торгуют найденным.
3 Проблема отношения человека к родине, малой родине 1 Проблему отношения к своей малой родине поднимает В.Г. Распутин в повести «Прощание с Матерой». Защищают свой остров от затопления те, кто истинно любит родную землю, а чужаки готовы надругаться над могилами, сжечь хаты, которые для других, например для Дарьи, не просто жилище, а родной дом, где умирали родители и рождались дети. 2 Тема родины – одна из главных в творчестве Бунина. Покинув Россию, он до конца своих дней писал только о ней. Вспоминаю строки «Антоновских яблок», проникнутые грустным лиризмом. Запах антоновских яблок стал для автора олицетворением родины. Россия показана Буниным многообразной, противоречивой, где вечная гармония природы сочетается с человеческими трагедиями. Но какой бы ни была Отчизна, отношение к ней Бунина можно определить одним словом - любовь . 3.Тема родины - одна из главных в русской литературе. К родной земле обращается безымянный автор «Слова о полку Игореве». Родина, Отчизна, ее судьба волнуют летописца. Автор не сторонний наблюдатель, он скорбит о ее судьбе, призывает князей к единству. Только о милой родине все мысли воинов, восклицающих: «О Русская земля! Уже ты за холмом!» 4.«Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца!» - восклицает в одной из своих публицистических статей К.Паустовский. Он никогда не смог бы променять розовеющий закат на Ильинском омуте на прекрасные пейзажи Франции или улицы древнего Рима. 5. В одной из своих статей В. Песков приводит примеры нашего бездумного, непростительного отношения к родной земле. Мелиораторы оставляют ржавые трубы, дорожники – рваные раны на теле земли «Хотим ли мы видеть такой свою родину? – приглашает нас В.Песков к раздумью. 6. В своих письмах о добром и прекрасном» Д.С. Лихачев призывает сохранять памятники культуры, считая, что любовь к родине, родной культуре, языку начинается с малого _ «с любви к своей семье, к своему жилищу, своей школе». История, по мнению публициста – это «любовь, уважение, знание»
4. Проблема одиночества 1.Наверное, человеку свойственно быть иногда одиноким, непонятым. Хочется порой вскрикнуть вслед за лирическим героем В.В. Маяковского : Нет людей. Понимаете крик тысячедневных мук. Душа не хочет немая идти, А сказать кому? 2. Мне кажется, иногда в одиночестве виновен сам человек, отделивший себя, подобно Родиону Раскольникову, герою романа Достоевского, гордыней, стремлением к власти или преступлением. Надо быть открытым, добрым, тогда найдутся люди, которые избавят тебя от одиночества. Искренняя любовь Сони Мармеладовой спасает Раскольникова, дает надежду на будущее. 3. Страницы произведений русской литературы учат нас быть внимательными к родителям, старикам, не делать их одинокими, как Катерина Ивановна из рассказа Паустовского «Телеграмма». Настя опоздала на похороны, но, мне кажется, она будет наказана судьбой, потому что больше у нее никогда не будет возможности исправить свои ошибки. 4. Читаю строки М. Ю. Лермонтова: « Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить…: Это строки из стихотворения «Одиночество», написанные в 1830 году. События жизни, характер поэта способствовали тому, что мотив одиночества стал одним из главных в творчестве гения русской поэзии.
5. Проблема отношения к родному языку, слову 1. Вспоминаю строки из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Одно из лирических отступлений говорит о бережном отношении автора к русскому слову, которое «так замашисто и бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало». Гоголь восхищается русским словом и признается в любви к его создателю – русскому народу. 2. Гимном слову звучат строки гениального стихотворения Ивана Бунина «Слово». Поэт призывает: Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный – речь. 3. К. Паустовский в одной из своих статей рассказывает о волшебных свойствах и богатстве русского слова. Он считает что «русские слова сами по себе излучают поэзию». В них, по мнению писателя, скрыт многовековой опыт народа. Надо учиться у писателя бережному и вдумчивому отношению к родному слову. 4. «Россияне убивают русский язык» - так называется статья М. Молиной, которая с возмущением говорит о том, что в нашу речь проникают жаргонные слова, всякого рода «блатнячина». Порой к многомиллионной аудитории обращаются на языке, больше уместном в тюремной камере, чем в цивилизованном обществе. М.Молина считает, что первейшая задача нации - не дать погибнуть языку.
6. Проблема состояния современного телевидения, влияния телевидения на человека 1. Как жаль, что так мало показывают действительно стоящих программ, спектаклей, фильмов. Никогда не забуду впечатления от фильма «Чучело» по повести В. Железникова. Подростки часто бывают жестокими, а повесть, как и фильм, учит добру, справедливости, терпимости по отношению к другому, пусть и непохожему на тебя. 2. Хотелось бы, чтобы на телевидении показывали больше добрых, светлых фильмов. Сколько раз смотрю фильм «А зори здесь тихие», созданный по повести Бориса Васильева, а впечатление остается таким же сильным, как в первый раз. Старшина Федот Васков и пять юных девушек принимают неравный бой с шестнадцатью немцами. Особенно потряс меня эпизод смерти Жени: красота схлестнулась со смертью в борьбе за свободу и победила. Именно такие произведения учат нас быть патриотами, а не эгоистами, думать о важном, а не о том, сколько модных вещей у очередной эстрадной звезды.
7. Проблема экологии, влияния природы, ее красоты на внутренний мир человека, влияние природы на человека 1. Роман Чингиза Айтматова «Плаха»- предупреждение человечеству о том, что мир может исчезнуть .Вечные Моюнкумы поражают красотой пейзажей. Здесь тысячи лет обитали животные и птицы в полной гармонии. Но вот человек изобрел оружие, и льется кровь беспомощных сайгаков. Сайгаков, гибнут в огне звери. Планета погружается в хаос, зло берет верх. Писатель просит нас задуматься о том, что хрупкий мир природы, его существование в наших руках. 2. Читая повесть В.Г. Распутина «Прощание с Матерой», понимаешь, как неотделимы друг от друга природа и человек. Писатель предупреждает нас, как хрупки озера, реки, острова, леса – все, что мы зовем Родиной. Меч судьбы занесен над Матерой, прекрасным островом, обреченным на затопление. Дарья Пинигина, героиня повести, чувствует личную ответственность перед умершими предками за все, что происходит вокруг. Писатель говорит о неразрывности экологических и нравственных проблем. Если нет любви к земле, родившей тебя, если не ощущаешь кровную связь с природой, не видишь ее красоту, тогда плоды цивилизации становятся злом, а человек из царя природы становится, по мнению писателя, безумцем. 3. В одной из своих публицистических статей В.Солоухин говорит о том, что мы не замечаем чистоты воздуха, изумрудного цвета травы, воспринимая все как должное: «Трава она и есть трава, ее много». Но как страшно смотреть на обожженную антифризом землю, зияющую чернотой. Надо беречь такой привычный и хрупкий мир – планету Земля.
8. Проблема милосердия, гуманизма 1.Страницы произведений русской литературы учат нас быть милосердными к тем, кто в силу разных обстоятельств или социальной несправедливости оказались на дне жизни или в трудной ситуации. Стоки повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель», повествующие о Самсоне Вырине, впервые в русской литературе показали, что любой человек заслуживает сочувствия, уважения, сострадания, на какой бы ступени социальной лестницы он не находился. 2.В одной из своих публицистических статей Д. Гранин рассуждает о том, что милосердие, к сожалению, уходит из нашей жизни. Мы разучились сострадать, сочувствовать. «Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности», пишет публицист. Он уверен, что это чувство надо воспитывать в человеке с детства, потому что, если оно не употребляется, то «слабеет и атрофируется». 3.Вспомним рассказ Шолохова «Судьба человека». «Присыпанные пеплом» глаза солдата увидели горе маленького человека, не очерствела русская душа от бесчисленных потерь
9. Проблема отношения «отцов» и «детей» 1.Вечную проблему конфликта поколений рассматривает на страницах романа «Отцы и дети» И. С. Тургенев. Базаров, представитель молодого поколения, стремится исправить общество, но пожертвовать при этом кое-какими «мелочами» -любовью, традициями предков, искусством. Павел Петрович Кирсанов не может увидеть положительных качеств своего соперника. В этом и есть конфликт поколений. Молодежь не прислушивается к мудрым советам старших, а «отцы», в силу возраста, не могут принять новое, часто прогрессивное. Каждому поколению, на мой взгляд, надо идти на компромисс, чтобы избежать противоречий. 2. Героиня повести В. Распутина «Последний срок» старуха Анна мучается не от того, что ей скоро умирать, а оттого, что фактически распалась семья. Что между ее детьми чувствуется отчуждение. 3. 4. Проблему нравственности, проблему духовной связи поколений поднимает в своей поэме «Ров» А.Вознесенский. Гробокопатели ищут и раскапывают захоронения расстрелянных немцами людей, торгуют найденным.
10. Проблема счастья 1. Надо уметь видеть счастье в самом простом. Нельзя сказать проще и гениальнее, чем Бунин в стихотворении «Вечер»: О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно. Поэт утверждает, что счастье «только знающим дано», знающим истины простые и вечные, что счастье – это дом, мир, любовь.
11 Проблема жестокости современного мира, людей; проблема насилия 1. Строки романа Достоевского «Преступление и наказание» учат нас великой истине: жестокость, убийство, «Кровь по совести», изобретенная Раскольниковым – абсурд, потому что только Бог может даровать жизнь или лишать ее. Достоевский говорит нам, что быть жестоким, преступать великие заповеди добра и милосердия – значит губить собственную душу. 2.Героиня рассказа В. П. Астафьева «Людочка» приехала в город работать. Над ней жестоко надругались, и девушка мучается, но не находит сочувствия ни у матери, ни у Гавриловны. Человеческий круг не стал для героини спасательным, и она покончила с собой. 3. Жестокость современного мира врывается в наши дома с экранов телевизоров. Ежеминутно льется кровь, корреспонденты смакуют подробности катастроф, словно стервятники, кружат над телами погибших, приучая наши сердца к равнодушию и агрессии.
12 Проблема истинных и ложных ценностей. 1.В маленьком рассказе А.П.Чехова «Скрипка Родшильда» ставятся важные вопросы нравственности. Яков Бронза, гробовщик, считает убытки, особенно если кто-то смертельно болел, но не умер. Даже со своей жене, которой он не сказал ни одного доброго слова, он снимает мерку, чтобы изготовить гроб. Только перед своей смертью герой понимает, что такое истинные убытки. Это отсутствие добрых отношений в семье, любви, милосердия и сострадания. Только это и есть истинные ценности, ради которых стоит жить. 2.Вспомним бессмертные строки «Мертвых душ» Гоголя, когда Чичиков на балу у губернатора выбирает, к кому подойти – к «толстым» или «тонким». Герой стремится только к богатству, причем любой ценой, поэтому присоединяется к «толстым», где находит все знакомые лица. Это его нравственный выбор, определяющий дальнейшую судьбу.
13 Проблема чести, совести. Проблема совести – одна из главных в повести В.Г.Распутина «Живи и помни». Встреча с мужем – дезертиром становится для главной героини, Настены Гуськовой, и радостью, и мукой. До войны они мечтали о ребенке, и вот теперь, когда Андрей вынужден скрываться, судьба дает им такой шанс. Настена же чувствует себя преступницей, потому что муки совести ни с чем не сравнить, поэтому героиня совершает страшный грех – бросается в реку, губит и себя, и неродившееся дитя. 2. В русской литературе найдется немало великих произведений, способных воспитать человека, сделать его лучше, чище. Читая строки повести Пушкина «Капитанская дочка», мы вместе с Петром Гриневым проходим путь испытаний, ошибок, путь познания истины, постижения мудрости, любви и милосердия. Не случайно автор предваряет повесть эпиграфом: « Береги честь смолоду». Читая великие строки, хочется следовать этому правилу.
14 Проблема духовной ценности книги в воспитании и образовании человека 1.Книга была и остается важным фактором в воспитании и образовании человека. Она учит нас любви, чести, добру, милосердию. Всплывают в памяти строки стихотворения Пушкина «Пророк», в котором великий поэт определил миссию поэта, писателя, миссию искусства слова -«глаголом жечь сердца людей». Книги учат нас прекрасному, помогают жить по законам добра и совести. 2.Есть вечные книги, на которых воспитывалось не одно поколение. Сроки рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» повествуют о Данко, который своим горящим сердцем осветил путь людям, показывая нам пример истинной любви к человеку, пример бесстрашия и бескорыстия.
15 Проблема нравственного выбора между добром и злом, ложью и правдой 1.На страницах русской литературы найдется немало примеров, когда герои произведений стоят перед выбором между добром и злом, правдой и ложью. Герой романа Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников одержим дьявольской идеей. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» - задается он вопросом. В его сердце идет борьба темных и светлых сил, и только через кровь, убийство и страшные духовные муки он приходит к истине, что не жестокость, а любовь, милосердие могут спасти. 2.Зло, принесенное людям, по мнению великого писателя Ф.М.Достоеского, всегда оборачивается против самого человека, убивая часть души. Петр Петрович Лужин, герой романа «Преступление и наказание»- приобретатель, деловой человек. Это подлец по убеждениям, ставящий во главу угла только деньги. Этот герой – предупреждение нам, живущим в 21 веке, что забвение вечных истин всегда ведет к катастрофе. 3. Герой рассказа Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» навсегда запомнил урок. Обманув бабушку. Самым страшным наказанием для его совести стал пряник» конем», который бабушка все же купила мальчику, несмотря на его проступок. 4. Известный ученый-литературовед Ю.М. Лотман в одной из своих публицистических статей, обращаясь к студентам, молодежи, утверждал, что у человека возникает множество ситуаций, когда появляется возможность выбора. Важно, чтобы этот выбор был продиктован совестью.
16 Проблема фашизма, национализма 1.Проблему национализма поднимает в своей повести «Ночевала тучка золотая» Анатолий Приставкин. Автор, повествуя о репрессиях по отношению к чеченцам, осуждает разделение людей по национальному признаку.
17 Проблема наркомании Проблема наркомании – прежде всего проблема нравственности. Герой романа Чингиза Айтматова «Плаха» Гришан, главарь группы ребят, собирающих и распространяющих наркотики, не думает о том, что губит чьи-то жизни. Для него и ему подобных главное – нажива, деньги. Перед молодыми парнями встает выбор: с кем идти- с Гришаном или Авдием, который пытается их спасти. К сожалению, они выбирают зло. Рассказывая об этом, автор говорит об актуальности проблемы наркомании, о ее нравственных истоках.
18 Проблема увлечения компьютерами, компьютерная зависимость 1.Нельзя остановить цивилизацию, но никакой компьютер никогда не заменит ни живого общения, ни хорошей книги, заставляющей думать, а не просто скачивать готовую информации. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» можно перечитывать много раз. Его экранизация мне не понравилась, показалась грубой подделкой. О вечной любви, о древнем Ершалаиме, Иешуа и Понтии Пилате надо читать самому, вдумываясь в каждое слово. Только тогда можно понять то, что хотел нам сказать автор.
19 Проблема материнства 1.Мать пойдет на все ради своего ребенка. Героиня романа Максима Горького «Мать» стала революционеркой, открыла для себя новый мир, мир совершенно иных человеческих отношений, научилась читать для того, чтобы быть ближе к сыну, которому она во всем доверяла, правду которого разделяла безоговорочно. 2.В своей публицистической статье «Прости меня, мама…» писатель А.Алексин уверен, что нужно вовремя, при жизни матерей сказать им все доброе, сделать для них все возможное, потому что матери отдают детям последнее и никогда ничего не требуют.
20 Проблема влияния массовой культуры на человека 1.Так называемая массовая культура даже книги пытается сделать одноразовыми, удобными для прочтения. Полки книжных магазинов пестреют романами Устиновой, Дашковой и тому подобным. Однообразные сюжеты, похожие герои. Жаль, что нет спроса на стихи, на произведения духовного содержания. Не приносят они такого дохода, как книжки в мягких обложках. Беру томик Блока и поражаюсь его глубине, неповторимости. Разве оно не современно? Мы копируем Запад, вместо того чтобы идти своим путем. Блок же говорит об избранности России: Россия – Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит, глядит в тебя, И с ненавистью, и с любовью !..
21 Проблема предательства 1.На страницах произведений русской литературы найдется немало примеров осуждения предательства. По мнению В. Г. Распутина, герой его повести «Живи и помни» Андрей Гуськов стал дезертиром, предателем и тем самым совершил преступление против совести, погубил не только свою жену и неродившегося ребенка, но и себя, собственную душу. 2. Вспоминаю строки повести Василя Быкова «Сотников». Рыбак выбирает себе путь спасения через предательство, а Сотников остается верным воинскому долгу до конца. Автор уверен, что, если идешь на компромисс с совестью, ставишь свою жизнь выше законов товарищества, то губишь собственную душу. Не случайно Рыбак пытается повеситься после того, как участвует в казни Сотникова. Но даже это ему не удается.
22 Проблема влияния событий детства на формирование характера 1.Вспоминаю строки бессмертной поэмы Н. В Гоголя «Мертвые души». Павлуша Чичиков не испытал ни горячей родительской любви, ни ласки. В его семье не было высоких идеалов. Зато герой получил наставление отца: "Береги и копи копейку». С таким наказом жизненный путь героя не мог сложиться иначе. Это путь афер, казнокрадства, подлости. Так воспитание повлияло на дальнейшую жизнь Чичикова. 2. Илья Ильич Обломов, герой романа Гончарова, воспринимал жизнь родителей, детские впечатления как своеобразную программу жизни. Его ограждали от всех забот и трудностей, не давали шагу ступить самостоятельно. Наверное, поэтому герой так и не реализовал себя в жизни, а все ждал, что, как в сказке, все произойдет само собой..
23 Проблема подлинной и ложной красоты 1.Подлинно красивы люди, в которых есть духовность, нравственность. Для Л.Н. Толстого красивы героиня романа «Война и мир» Наташа Ростова, хотя ее черты нельзя назвать совершенными. Но она добра, искренна, способна на патриотические чувства (вспомним эпизод с подводами, которые она уговорила отдать раненым). Разве можно ее красоту сравнить с красотой мраморных плеч бездушной, эгоистичной Ален? 2.Невозможно не вспомнить знаменитые строки Николая Заболоцкого, который размышляет ..что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?
24 Проблема ревности 1.Ревность часто толкает человека на необдуманные поступки. Вспомним Ленского, героя романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», погибшего из –за ревности на дуэли с Онегиным. 2. Вспоминаю строки драмы Лермонтова «Маскарад». Нина Арбенина стала жертвой слепой ревности, недоверия.
25 Проблема памяти (исторической, культурной, духовной) 1.Проблема сохранения исторической духовной памяти поднимается на страницах повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой». Рассказывая о судьбе старухи Дарьи Пинигиной, автор утверждает, что не может быть счастлив человек, утерявший связь поколений, оборвавший звенья цепи, передававшей мудрость, правду, нравственную силу. «Правда в памяти. У кого нет памяти, нет жизни», - пишет Распутин. Трудно с ним не согласиться. 2.История истерзанной репрессиями души русского народа предстает перед нами в поэме А.А.Ахматовой «Реквием». Поэт повествует о страшных годах ежовщины, о горькой странице истории, когда «крепки тюремные затворы, а за ними каторжные норы И смертельная тоска». Такое не должно повториться, именно поэтому строки Ахматовой звучат напоминанием, будят нашу историческую память. 3. Д. И Лихачев своей публицистической статье «О памяти» рассуждает о важности сохранения духовных, культурных, исторических ценностей. Без этого, по мнению публициста, невозможно существование общества. «Память противостоит уничтожающей силе времени», считает он. Историческая память и советь - это основа нравственности, осознание нравственного долга перед собой и потомками.
26 Проблема гражданского мужества, героизма, воинского подвига 1.Некоторые произведения русской литературы сами по себе – гражданский подвиг. Описать все ужасы сталинизма человеку, самому прошедшему лагеря, -это поступок. Преклоняюсь пред А. И. Солженицыным, ведь строки произведения «Архипелаг ГУЛАГ» -застывшая страшная, кровавая история. 2.На страницах произведений русской литературы найдется немало примеров истинного мужества. Вспомним героя повести В. Кондратьева «Сашка», который берет в плен немца голыми руками, но не считает себя героем. Он не ожесточился на войне, остался способным на милосердие, заступается за пленного немца, которого хотели расстрелять, несмотря на обещание сохранять пленным жизнь. В этом Сашка проявляет не только смелость, но и гражданское мужество
27 Проблема выбора жизненного пути 1.Русская литература учит нас стремиться к высшим ценностям, быть ответственным не только за свои поступки, но и за происходящее вокруг, делать правильный нравственный выбор. Иначе закончишь жизнь, как пескарь из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, который «жил –дрожал, и умирал- дрожал», потому что свою недолгую жизнь все боялся угодить в уху, жил по принципу «моя хата с краю».. Такая психология и порождает преступления, помогает процветать негодяям . 2. Ф. Кривин в своей сказке – притче «Лев из класса пресмыкающихся» осуждает людей, которых часто называют хамелеонами, потому что они не могут принять верного решения, не имеют твердых жизненных убеждений. Именно с молчаливого согласия таких людей происходят преступления, .
28 Проблема влияния социальной среды на человека 1.Безусловно, на формирование личности человека влияет социальная среда, общество. Герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» - продукт своего времени. Его, как и других дворян, учили « всему шутя», не сформировали высоких целей и идеалов, поэтому Евгений дожил « без цели, без трудов до двадцати шести годов». В этом его трагедия.
29 Проблема верности долгу 1.На страницах произведений русской литературы найдется немало примеров верности долгу, мужества и героизма. Тарас Бульба, герой повести Н.В.Гоголя, свою жизнь подчинил одной цели- защите Отечества. Он остался верен своему долгу, боевому товариществу до самой смерти.
30 Проблема восприятия мира, жизни, умения радоваться 1. Надо уметь быть счастливым, видеть красоту мира. Этому учат нас строки стихотворений Ф.И Тютчева, утверждавшего, что природа –«не слепок, не бездушный лик». Невозможно точнее передать красоту весны, чем в его стихотворении «Весенняя гроза»! Повисли перлы дождевые И солнце нити золотит. Это ли не счастье - вдыхать свежий воздух, любоваться миром, просто жить. Только надо учиться быть счастливым. 2. Надо уметь быть счастливым. Надо радоваться каждому дню, уметь радовать близких, ведь без семьи счастье, по-моему, невозможно. Л.Н. Толстой в романе «Война и мир», рассказывая о семьях Ростовых и Болконских, помогает нам понять, что простые земные радости – любовь, дом, взаимопонимание – это и есть счастье.
31 Проблема потребности человека в животворящей силе добра Герой рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» всегда будет помнить доброту, порядочность учительницы Лидии Михайловны, которая помогала мальчику в трудную минуту, когда есть было нечего, потому что видела в нем ум и талант. Уроки французского стали для героя уроками добра. Герой рассказа Бунина «Лапти» пошел сквозь пургу, метель, потому что очень сочувствовал маленькому мальчику, тяжело заболевшему и в бреду все время просившему красные лапти. Нефед погиб, пытаясь облегчить страдания ребенка.
32 Проблема влияния войны на человека, человечество 1. Предметом художественного исследования Шолохова на страницах его романа-эпопеи «Тихий дон» становится кровавая эпоха двух революций и двух войн. Гармоничное течение жизни казачьих семей, работающих на земле, ощущающих с ней кровное родство, нарушено войной. Это, по мнению писателя, страшная беда, в которой нет правых и виноватых. Сотни изломанных судеб, искалеченных душ – вот всегда итог войны, самого страшного зла, придуманного людьми. 2.На войне, по мнению писателя В. Некрасова, узнаешь людей по-настоящему. Она становится грозным испытанием, проверкой на прочность. Главный герой повести Керженцев не прячется за спинами солдат, проявляет исключительное мужество, а Астафьев мародерничает, просит прихватить трофейные часики. Война все расставляет на свои места, проверяет на прочность
33 Проблема бюрократизма, недееспособности чиновников 1.Вспоминаю город Глупов, созданный фантазией М. Е. Салтыкова – Щедрина. Не люди, а бездушные пустые марионетки предстают перед нами. Дементий Брудастый, о котором мы узнаем из главы «Органчик» - живой пример бюрократизма, бездушия чиновников. 2. Бюрократия – беда России. Для чиновников документ, бумага порой важнее человека. Вспомним героиню А. И. Солженицына «Матренин двор», которая пыталась себе выхлопотать пенсию за мужа. Гоняли ее по разным конторам по несколько раз: то за печатью, то за подписью. Не было ни у кого сочувствия к старой больной женщине. Бездушие государства просто порой поражает, ведь за сводками и протоколами не видят живых человеческих судеб. Примером казнокрадства, бюрократизма могут стать чиновники из бессмертного «Ревизора» Н. В. Гоголя. Они заняты казнокрадством, а не прямыми своими обязанностями, поэтому так боятся ревизора и принимают за него Хлестакова..
34 Проблема роли семьи в жизни человека 1.Семья, по мнению великого русского писателя Л.Н. Толстого, - истинная ценность, основа духовности человека, его счастья. Семьи, подобные Ростовым, Болконским, о которых он рассказывает на страницах романа «Война и мир», хранят традиции народа, в них ценится любовь и взаимопонимание, проповедуются законы нравственности, верности, добра. .
35. Проблема свободы 1.Свобода – необходимое условие для счастья человека. Она была высшим благом, истинной ценностью для героя поэмы Лермонтова «Мцыри». Герой не променял бы и годы неволи в «душных кельях» за минуты свободы в «чудном мире тревог и битв». 2.Вспомним пьесу Островского «Гроза». Катерина не пожелала житье духовном рабстве «темного царства», предпочитая смерть духовному рабству.
36 Проблема русского национального характера 1.Загадки таинственной русской души, проблемы русского национального характера волновали не одного писателя. Вспоминаю строки романа А. И. Гончарова «Обломов». Илья Ильич Обломов- герой, воплотивший черты национального характера – доброту, искренность, любовь к прекрасному, но и непрактичность, неприспособленность к реальной жизни, неумение планировать, приспосабливаться к новым реалиям, надежда на чудо, а не на собственные силы. В каждом из нас есть такие черты. 2. Познать тайну русского национального характера помогает нам повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник». Повествование об Иване Флягине , его судьбе, становится исследованием судьбы и характера целого народа. Герой всегда готов на поступок, он постигает жизнь не разумом , а сердцем. Главное, к чему Иван стремится - ему «за народ помереть хочется». Непрактичность и безалаберность героя сочетается в нем, как и в любом русском, с патриотизмом, смелостью, совестливостью. Это и есть черты русского национального характера. 3. Русский национальный характер – это, прежде всего, способность сочувствовать чужому горю. Вспомним рассказ Шолохова «Судьба человека». «Присыпанные пеплом» глаза солдата увидели горе маленького человека, не очерствела русская душа от бесчисленных потерь.
37. Проблема умения искренне и по-настоящему любить. 1.Любовь – великое чувство, способность на которое есть не у каждого. Вспоминаю строки произведения, которое просто потрясло меня своей глубиной. Это роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Великое чувство показано в нем как основа добра в человеке, как сила, спасающая на краю пропасти. Маргарита стала для Мастера не просто любимой женщиной, она стала его музой, ангелом-хранителем. Это и есть настоящая любовь. 2. Талантом любви наделена героиня повести Куприна «Олеся». Лесная колдунья готова отдать себя великому чувству полностью, без остатка.
38 Проблема поиска правды 1.Что лучше: сладкая правда или горькая ложь? Эти вопросы поднимает в пьесе «На дне» Максим Горький. Лука вселяет надежду в душу обитателей ночлежки. Анна умирает с верой в то, что обретет покой, Актер надеется излечиться. Но мечтам героев не суждено сбыться. Может быть, лучше знать горькую правду? Автор не дает однозначного ответа. 2. Герой романа-эпопеи Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов ищет свою правду, которая для него не просто слово, а жизненная необходимость. Он пытается найти истину и у белых, и у красных, но отчаивается. Единственное, что осталось у него на свете- это маленький сынишка. Может быть, семья, дом и есть та правда, которую герой мучительно ищет?
39 Проблема важности образования 1.Думаю, проблема важности образования не перестала быть актуальной со времен «Недоросля» Д.И. Фонвизина. Кому хочется быть похожим на Митрофанушку, который не мог отличить прилагательное от существительного, а изучение истории заменял сказками, залетая в мечтах в тридевятое царство. Автор комедии уверен, что необразованность и безнравственность всегда рядом, и с этим трудно поспорить 2. Герой бессмертной комедии Грибоедова «Горе от ума» Фамусов причину вольнодумства молодежи видел в книгах, в образовании. «Ученье – вот чума, ученость – вот причина, Что нынче, пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений». Если хочешь остановить прогресс - действуй подобно Фамусову, мечтающему сжечь все книги. А если нет… Выбор за нами.
40 Проблема чинопочитания 1. На страницах русской литературы найдется немало примеров осуждения чинопочитания, отношения к человеку не по его личностным качествам, а согласно «Табели о рангах». Вспомним строки рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Как отвратительно, что встреча старых друзей превратилась в заискивание «тонкого» перед товарищем, оказавшимся выше по положению! 2.Вспоминаются знаменитые строки из поэмы Гоголя «Мертвые души» о «тонкостях обращения». Начальник перед подчиненными «высматривает орлом», он «решительный Прометей». Перед начальством же «куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой», «уничтожается в песчинку».
41 Проблема назначения искусства, его истинности 1.В одной из своих публицистических статей, посвященной творчеству французского художника Моне, К. Паустовский восхищается умением мастера открывать в обыденном новые черты, показывать красоту мира. Розовый туман, изображенный Моне на одной из картин, поразил жителей Лондона, помог им увидеть действительность другими глазами. Наверное, в этом и заключается подлинность и сила искусства. 2. В одной из своих статей Г. И. Успенский рассуждает о силе воздействия на человека подлинного искусства. Он говорит о том, как прошла усталость, апатия, бесчувственность под воздействием красоты и непостижимости Венеры Милосской. «Нет на человеческом языке такого слова, которое могло бы определить животворящую тайну этого каменного существа», - пишет Успенский, тем самым утверждая великую силу искусства. 3. В своей публицистической статье «Подвиг художника» Е.О. Каменева рассказывает о Микеланджело, который расписал потолок дворца в Ватикане, работая четыре года на высоте 18 метров. Ради чего он отдал несколько лет своей жизни, потерял зрение? Спустя пять веков творения художника продолжают поражать зрителей, говоря о красоте и совершенстве человека. В этом и есть подлинность искусства.
42 Проблема чести, достоинства человека В своей публицистической статье Д. Шеваров рассуждает о проблемах защиты чести и достоинства человека, считая, что понятие «честь» - одно их вечных. Во времена Пушкина честь отстаивали на дуэли. Автор не призывает вернуть дуэль, но считает, что человек во все времена должен защищать свою честь и достоинство
43 Проблема падения грамотности, образованности среди молодежи 1.«Выгоду образования можно сравнить с урожаем на земле крестьянина», - пишет в одной из своих публицистических статей А. Ф. Лосев. Если в молодости потрудишься честно, несмотря на трудности, если, подобно крестьянину, будешь работать в зной и холод, то пожнешь плоды своего труда. Если же ты погубил время на разные забавы, то в старости тебя ждет горькое разочарование 2.Стоит прислушаться к мудрым словам Леонардо да Винчи, который в своей притче называет листок бумаги, испещренный буквами, «посланием разума». Чтобы стать достойным преемником предыдущих поколений, сохранить все, что в трудах и муках создано человечеством, нужно стремиться быть образованным, учиться мыслить. Иначе цивилизация обречена идти не вперед, а по кругу.
44 Проблема отношения к животным 1.В одной из своих публицистических статей, посвященной английскому ветеринару Джеймсу Хэрриоту, Д. Гранин рассуждает о нашей жестокости и эгоизме по отношению к животным. По мнению публициста, стаи бродячих собак на улицах наших городов должны стать живым укором людям. Человек должен нести ответственность за животных, испытывать чувство горячего сострадания ко всему живому, подобно доктору Хэрриоту, посвятившему братьям нашим меньшим свою жизнь 2. А. Агеев в публицистической статье приводит примеры того, как человек порой необдуманно и жестоко обращается с животными: заводит домашнюю живность, словно живую игрушку, ловит и милостливо отпускает рыбку, которая потом всплывет брюхом кверху. Он приводит мудрые слова Экзюпери «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил»
45 Проблема негативного влияния телевидения на человека 1.В публицистической статье «Остаемся. Куда нам деваться? И. Петровская рассуждает о негативном влиянии телевидения на человека. Она возмущена тем, что «бездарные безголосые юнцы с большими деньгами» заменяют мастеров культуры, что очень мало по-настоящему полезных, интересных программ. Телевидение не дает пищу для ума, а порой пропагандирует насилие, непонятно как попавшие в эфир люди « коверкают родной язык, ёрничают и кривляются, выдавая это за «новый стиль».
46 Проблема поведения человека в обществе «Нужны ли хорошие манеры?» - так называется публицистическая статья Н. Акимова. Автор уверен, что хорошие манеры – «необходимый атрибут человека». Основой дурного поведения публицист считает заниженное представление о своих обязанностях, притупление чувства справедливости, наплевательское отношение к окружающим. Хорошие манеры, по его мнению, не только вклад человека в общество, но и условие ценнейшего дохода для него самого - хорошее расположение духа и оптимизм. Трудно с этим не согласиться.
47 Проблема противостояния злу, агрессии Рыжий мужик Захар из рассказа А. И. Солженицына «Захар –Калита» стал добровольным смотрителем Куликов поля, потому что не может смириться с мародерством жителей соседних деревень, укравших плиту с могилы Дмитрия Донского, с вандалами – туристами, зубилом и гвоздями нацарапавшими послание на стенах церкви. Он противостоит злу добровольно, потому что неравнодушен к родной истории.
48 Проблема нехватки времени, его нерационального использования. В публицистической статье Е. Жарикова, Е. Кружельницкого говорится о том, что проблема нехватки времени – одна из вечных. Цитируя Сенеку, авторы рассуждают о том, что время нельзя дать в долг или вернуть, поэтому необходимо дорожить каждой минутой. Время слишком дорого, чтобы тратить его на бездействие, дурные поступки, ошибки. С этим трудно не согласиться.
49 Проблема величия человека, роли личности в истории человечества 1.«В жизни всегда есть место подвигу» -так называется одна из публицистических статей Н Дубинина. Автор считает, что человек «в своей основе всегда устремлен к хорошему». Он приводит примеры мужества, служения людям. Кандидат наук Анатолий Шаткин привил себе вирус трахомы, чтобы избавить человечество от этой страшной болезни. Пржевальский «поменял великосветский Петербург» на дым костра и тишину пустынь. Именно такие люди служат прогрессу, двигают человечество вперед. 2. М Осоргин в одной из своих публицистических статей рассказывает о великом русском певце Федоре Шаляпине. Он восхищен силой таланта певца, воплотившего в себе былинный характер русских богатырей и неистощимый талант народа. Именно такие люди творят нашу историю, вносят достойный вклад в культурное наследие нации. 3. «Есть люди, без которых трудно себе представить существование общества и литературы. Это – своего рода бродильные дрожжи, искристый винный ток», - так пишет о писателе, поэте Владимире Александровиче Гиляровском в одной из своих публицистических статей К. Паустовский. Он восхищается трудолюбием, широтой натуры, милосердием Гиляровского, ставшего летописцем Москвы. Паустовский называет его «чистейшим образцом талантливости народа». 4. В публицистической статье «Лицо времени» Л.Волынский рассказывает о П.М.Третьякове, основателе знаменитой Третьяковской галереи. Именно такие люди, просвещенные, бескорыстные, преданные русскому искусству, - слава русской земли, ее гордость. «Его горячая вера в будущность народного искусства» поддерживала талантливых художников
50 Проблема выбора профессии 1. одной из своих публицистических статей Е. Рылевская рассуждает о важности выбора профессии. По ее мнению, чтобы правильно выбрать профессию, надо «познать себя», не наклеивать себе ярлыки застенчивости, комплексов. Важно, по ее мнению, помнить, что способности формируются в деятельности. «Привыкай работать, трудиться. На одних способностях не уедешь»

.