Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по ознакомлению младших школьников с библейскими сказаниями Заключение (стр. 10 из 14)

Комментарии учителя: Современные ученые определили приблизительное географическое положение рая, анализируя древние сказания Междуречья.(карта из программы «История Древнего Мира») Из страны Тигра и Ефрата появляется и змей-искуситель.

Люди нарушили первый завет с Богом и со временем становились все безнравственнее и лживее. Что же последовало дальше? Рассказ ученика о Ное и потопе. Демонстрация иллюстраций по выбору ученика.

Комментарий учителя. В этом сюжете вам встретились два хорошо знакомых образа, которые стали во всем мире символами. Давайте запишем их значения, но вначале сами попытаемся их понять. Как вы думаете, что стоит за символом голубя? (Иллюстрация. Г. Доре) Давайте его изобразим в тетради. С помощью учеников учитель формулирует определение (запись в тетради):

Голубь – символ доброй вести, спасения и благополучия.

А теперь скажите, когда первый раз появилась радуга, и что она обозначала? (Иллюстрация. Г. Доре). (Ученики говорят о радуге как символе связи с небом, как о хорошем знаке и выполняют зарисовку.) Запись в тетради:

Радуга – символ связи с высшим, знак единства с Богом.

Занятие второе. Избранный народ.

Подлинные исторические события тесно переплелись в тексте Библии с древнейшими преданиями и легендами. Ряд картин прошлого урока. Повторение по картинам сюжетов о сотворении мира, Адаме и Еве, Всемирном потопе и Ное.

Рассказ ученика о Вавилонском столпотворении. И опять люди нарушили завет и получили наказание.

История Авраама – следующий пункт нашего путешествия. Ученик рассказывает кратко о завете Бога и Авраама. Видеоряд из фильма об Аврааме – скитания в пустыне. Обещание Бога создать целый народ. Сын Авраама – Исаак. Иллюстрации. Рембрандт. «Жертвоприношение Авраама».

Комментарии учителя. Место, на котором должно было совершиться жертвоприношение, почитается и доныне. Иллюстрация. (Иерусалим, Мечеть наскального купола (Мечеть Омара)) На этом месте, по преданию, находится «краеугольный камень земли», который со дня сотворения мира поднялся со дна мирового океана и положил начало суше.

Потомков Авраама Создатель избрал, чтобы они сохранили и передали дальше веру в истинного Бога. Их стали называть евреями по прозвищу Авраама (Авраама га-Иври), которое обозначает – «прибывший с той стороны реки Ефрат». У сына Авраама Исаака был младший сын Иаков. После таинственного ночного единоборства (иллюстрация) Бог дал ему второе имя – Израиль. Позже этим именем стали обозначать весь народ и современное государство [1, 15].

Шли века, и временами вера потомков Авраама слабела. Поэтому евреи оказались в Египте, практически на положении рабов. («Принц Египта», м/ф, видеоряд). Дальнейшие события связаны с именем величайшего пророка Моисея. Слово предоставляется ученику. (Демонстрация картины Д. Да Вольтерра «Моисей на горе Синай»). Эпизод перехода через Красное море – «Принц Египта».

Комментарии учителя. Что же такое скрижали? (Г. Доре. Пророк Моисей сходит с горы Синай). Это каменные плиты, на которых сделаны надписи. Почему именно так Моисею были вручены заповеди? Наверное, для того, чтобы они хранились вечно.

(Запись на доске и в тетрадях) Заповедь – священный закон, который нельзя нарушать.

В Библии сосредоточены религиозные законы, правила поведения и знания, накопленные людьми. Ранее от человека требовалось только соблюдение обряда, а по десяти заповедям, полученным на горе Синай, самое главное – верность своему идеалу и нравственной правде. Именно это помогло еврейскому народу пережить все невзгоды и создать свое государство в Земле Обетованной. Золотой век этой страны при царях Давиде и Соломоне позволил создать великолепную столицу – Иерусалим.

Слово предоставляется ученику. Его рассказ о Давиде касается происхождения будущего царя (Вифлеем), пастушеской жизни, музыкальной и поэтической одаренности, сочинения псалмов, поединка с Голиафом и взятия Иерусалима. (Ученик показывает и объясняет иллюстрации Г. Доре и картину Рембрандта «Давид и Саул»).

Продолжил дело Давида его сын Соломон. Мудрость этого царя не имела границ. Рассказ ученика о Соломоне включает следующие избранные темы: притчи Соломона, решение спора между матерями (Рафаэль «Суд Соломона») и построение Храма. (Иллюстрации – виды Иерусалима, Стена Плача, мечеть Омара).

В Древней Иудее были запрещены изображения Бога. Сохранился этот запрет и в современных иудаизме и мусульманстве. Но символы Ветхого завета, его сюжеты могут быть нарисованы. Постарайтесь дома придумать и, если захотите, сделать эскиз своего рисунка. Это может быть Храм Соломона, такой, каким он представился вам – ведь никто не знает, как он выглядел в действительности. От него остался только план. Кто-то захочет изобразить менору или голубя, а кому-то захочется нарисовать первую на земле радугу [1, 16].


Приложение 5

«Библия рядом с нами», автор О.Д. Полонская.

Сказание об Иосифе

История об Иосифе представляет собой, по мнению исследователей (Г.В. Синило), настоящую реалистическую новеллу, имеющую самостоятельное значение в Книге Бытия. Одна из самых больших по объему (14 глав), она повествует о судьбе рода, заставляет задуматься о реализации человеком своего высшего предназначения, об ответственности человека за свой поступок, о вечной победе любви над злобой, жестокостью и ненавистью.

Современный мир, массовая культура, которая своим центром избирает гедонистический принцип жизни, когда чувственные наслаждения и переживания от радости обладания становятся мерилом успеха, человеческого благополучия, эта история обращает внимание учащихся к высшему предназначению человека, к обретению полноты Божественного замысла и возможности его осуществления [34, 35].

Сказание об Иосифе – это практически самостоятельное законченное повествование, исполненное напряженного психологического драматизма, и ребятам предстоит вместе с его героями понять, как мучительно человечество отвоевывало себе право «жить общей жизнью с Богом, т. е. жизнью вечной и радостной, в любви к Творцу и друг к другу, ко всем Богом сотворенным существам» (А.П. Лопухин).

После прочтения сказания необходимо выяснить все, что ребятам было непонятно в тексте, дать необходимый культурно-исторический комментарий.

Беседа начинается с вопроса: «Кому из героев сказания вы больше всего сочувствуете и почему?»

Ответы, сделанные на основании чтения адаптированного текста, показывают, что больше всего ребята сочувствуют Иосифу, которого предали братья и жена хозяина. В некоторых случаях они иногда мотивируют поступок братьев тем, что «Иосиф был любимчик и наушничал отцу, поэтому он сам виноват во всем», «Иосиф был слишком самоуверен, даже любящий отец на него рассердился, когда он рассказал свой сон, в котором солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились ему».

Часть ребят активно сопереживает растерянности братьев, оказывающихся во власти начальника в стране Египетской, ведь Иосиф подозревает братьев в шпионаже напрасно. И только один ученик говорит о страданиях любящего отца, который потерял сына старости своей, ведь «братья принесли только окровавленные одежды Иосифа и отец даже не смог плакать над его могилой». Никто не сочувствует жене Потифара, полнота понимания мотивации ее поступка лежит вне пределов данного возраста, наоборот, ее вероломство не находит оправдания у ребят. И ни один ученик не говорит о том, что сочувствия заслуживают братья, которым недоступна полнота бескорыстной любви и которые на всю жизнь обречены нести ответственность за свое преступление [34, 36].

Именно поэтому возможна дополнительная работа с оригинальным текстом, при чтении которого ребята лучше начинают понимать глубину нравственного падения братьев и их жестокосердие. Мнимо убивая Иосифа, они не щадят своего престарелого отца и, даже видя его боль и муки на протяжении всех этих лет, так и не открывают тайны исчезновения любимого сына. И в этом случае становятся понятны и оправданны поступки Иосифа с братьями, когда они проходят через цепь несправедливых подозрений и унижений, подстроенных ловушек (эпизод с возвращенными деньгами за зерно и чашей в мешке у Вениамина), чтобы привести их к полному раскаянию и осознанию ответственности за содеянное преступление.

Анализ ответов показывает, что эмоциональное впечатление часто приводит к искажению смысла текста и требует дальнейшего уточнения понимания содержания. Его углублению и осмыслению может способствовать составление плана сказания и/или выполнение творческого задания: «Подумайте над составлением иллюстраций к истории. Помните, что в иллюстрациях должны быть представлены самые важные, ключевые события сказания об Иосифе». Аналитический подход (составление плана) вряд ли является здесь оптимальным, он может разрушить целостное эмоциональное восприятие текста учащимися, поэтому творческое задание в данном случае предпочтительнее. Рассмотрим один из вариантов его выполнения [34, 37].

1. Иосиф лежит во рве, а братья получают деньги от купцов.

2. Жена Потифара обвиняет Иосифа, а ее муж приказывает схватить его.