Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по ознакомлению младших школьников с библейскими сказаниями Заключение (стр. 11 из 14)

3. Сны хлебодара, виночерпия и фараона.

4. Иосиф – правитель Египта.

5. Первая встреча Иосифа с братьями, склонившимися перед ним до земли.

6. Иосиф открывает себя перед братьями.

Отбор таких ключевых эпизодов говорит о том, что осмысление содержания нуждается в дальнейшей работе.

Ребята не понимают значения первых двух снов Иосифа, которые на первый взгляд выглядят как причина ненависти братьев. Даже отец не смог провидеть истинный смысл первых снов Иосифа, которые усугубили трагедию непонимания среди братьев. Что же означали эти два сна? Понял ли их смысл и предназначение сам сновидец?

Эти вопросы, обращенные к классу, могут организовать более глубокое проникновение в Божественный замысел судьбы Иосифа и его предназначение. Интерпретация снов должна опираться на здравый смысл, который так явственно обнаруживается в толковании последующих видений. При необходимости надо объяснить, что сноп – это связанные вместе в охапку стебли созревших злаков для последующего обмолота с целью отделения зерен от соломы. Оба сна должны толковаться вместе. В первом из них, со снопами, которые кланяются снопу Иосифа, речь идет о плодах земной жатвы, о том, что мы пожинаем в результате нашей земной жизни. Жатва символизирует окончание, подведение итогов земного пути и власть земную, перед которой предстоит склониться братьям.

Второй сон, о солнце, луне и одиннадцати звездах, которые поклоняются Иосифу, предвещает обетование Иосифа в Царстве Небесном, в мире будущем, о его особом избранничестве и Божественном предопределении. И отнюдь не случайно, что наивность и простодушие Иосифа, с которыми он рассказывал свои сны, только усилили ревность и ненависть братьев [34, 38].

Обсуждение вопроса: «Почему братья невзлюбили Иосифа?» – позволяет выйти за привычные рамки их личной ревности, зависти и в контексте всего сказания понять главное, что отличает братьев от Иосифа и почему именно он был предназначен для спасения своего народа. С помощью учителя учащиеся выясняют, что к преступлению братьев привели забвение законов братской и сыновней любви, жестокость, отсутствие сострадания и неверие в истинное милосердие и прощение, неспособность предвидеть истинные последствия своих поступков. Говоря об Иосифе, ребята справедливо отмечают его ум, здравый смысл, мудрость, способность любить и прощать, необыкновенную жизнестойкость, но от них ускользает главное – чувство долга, вера в Бога, которая дает ему силы пережить предательство и близких, и чужих людей и устоять перед искушениями, которые встают на его пути.

Ответы на вопросы: «Что такое предательство? Почему так тяжело переносить предательство? Кто предает Иосифа и в каких ситуациях это происходит? Как переносит Иосиф испытания предательством? Что дает ему силы простить предательство братьев?» – позволяют сделать следующие выводы.

Ребята в целом верно понимают нравственный смысл предательства – обман доверия, но им нужно помочь осмыслить разрушительную силу этого явления – часто неопытная душа воспринимает это как моральное право на такое же отношение к миру. Иосиф способен разрушить звено в цепи «преступление – наказание», за которым вновь следует преступление как ответ на возмездие. Только любовь и способность прощать может прервать этот роковой круг, и в этом смысле история об Иосифе – прообраз христианского отношения к миру.

Именно здесь кроется основное, кардинальное отличие в отношении к Богу и миру у братьев и Иосифа. В этом смысле очень важными для понимания истинного характера братьев являются первая и вторая сцена встречи Иосифа с братьями и их поведение после смерти отца (необходимо привлечь фрагмент из оригинального текста) [34, 39].

Испуганные и встревоженные братья размышляют: «Что если Иосиф возненавидит нас и захочет отомстить нам за все зло, которое мы ему сделали?» И послали они сказать Иосифу: «Отец твой пред смертью своею завещал, говоря: «Так скажите Иосифу: «Прости братьям твоим вину и грех их, так как они сделали тебе зло! – и ныне прости вины рабов Бога отца твоего!» (Иосиф плакал, когда ему говорили это); пришли и сами братья, и пали пред лицом его, и сказали: «Вот, мы – рабы тебе!» – и сказал Иосиф: «Не бойтесь – ибо я боюсь Бога! Вот, вы умышляли против меня зло – но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть (сохранить жизнь великому числу людей). Итак, не бойтесь! Я буду питать вас и детей ваших»; и успокоил их, и говорил по сердцу их» (Быт. 50: 15-21).

Они не могут поверить в полноту прощения Иосифа потому, что сами неспособны от полноты сердца прощать людей, причинивших им зло. Именно поэтому они идут на последний подлог, приписывая умершему отцу слова, которых он не говорил. Им кажется, что их невозможно простить, что их единственная защита – только любовь и бесконечное уважение, которые питал Иосиф к своему отцу и на которые они сами не были способны.

Дальнейшие размышления над тем, почему Иосиф не открылся братьям сразу, в их первый приезд, ведут учащихся к осмыслению отношения Иосифа к братьям. Он не мстит им, но он их испытывает, он должен привести их к полному раскаянию. Именно поэтому он несправедливо обвиняет их в злоумышлениях и требует привести к нему их младшего брата Вениамина, вероятно, не веря их словам.

«И говорили они друг другу: точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали; за это и постигло нас горе сие» (Быт. 42: 21). Только испытав сами чувства страха и душевного страдания, братья оказываются способными в полной мере оценить то зло, которое они причинили Иосифу [34, 40].

Иаков с болью в сердце, под ручательство Иуды (главного виновника продажи Иосифа), теперь головой отвечающего за судьбу Вениамина, отпускает своего младшего сына в Египет. Когда Вениамина обвиняют в краже гадательной чаши, нарочно подложенной ему в дорожный мешок, Иуда искупает свой грех перед Иосифом и предлагает себя рабом вместо Вениамина.

Иуда убеждает Иосифа: «Теперь если я приду к рабу твоему, отцу нашему, и не будет с нами отрока, с душою которого связана душа его, то он, увидев, что нет отрока, умрет; и сведут рабы твои седину раба твоего, отца нашего, с печалью во гроб. Притом я, раб твой... вместо отрока останусь рабом у господина моего, а отрок пусть идет с братьями своими: ибо как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною? Я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего» (Быт. 44: 30-38). Именно после этих слов Иуды Иосиф не смог больше сдерживаться, и за этим следует самый драматичный, самый трогательный эпизод Книги Бытия – Иосиф открывает себя братьям.

В учебнике учащимся предлагается рассмотреть две гравюры (Карольсфельда и Доре), посвященные данному эпизоду, и определить, какими выразительными средствами пользуются художники для передачи настроения сцены. Учащиеся часто испытывают затруднения при выполнении данного задания, поэтому целесообразно использовать прием словесного рисования и дать задание описать сцену открытия Иосифа себя братьям. Работу можно организовать с использованием направляющих вопросов, выясняющих, кто будет на ней изображен, какой именно эпизод привлекает внимание художника, какие тона и краски используются, кто главный персонаж, какие чувства испытывают герои сказания и т. д. После выполнения такого задания ребятам легче ответить на вопросы текста и сравнить замыслы художников.

Чем же привлекает сказание об Иосифе сердца людей? Учащиеся справедливо отмечают его гуманность, человеколюбие, утверждение лучших человеческих качеств, способность человека жертвовать чувственными наслаждениями и идти по пути исполнения нравственных обязательств, которые возлагают на него долг и высшие законы.

Сказание о Самсоне

Сказание о Самсоне – один из самых знаменитых эпизодов Книги Судей – является небольшим по размерам героическим эпосом, повествующим о судьбе легендарного героя. В его образе присутствуют черты фольклорного, мифического персонажа. Установка на чтение сказания формируется путем ответов на вопрос учителя: «Имена каких легендарных героев вы можете вспомнить из истории Древней Греции и русского фольклора?» Учащиеся вспоминают имя Геракла и его подвиги, Илью Муромца и т.д. Что общего между Самсоном и этими героями и в чем отличие? Прежде всего они наделены неимоверной силой. Геракла наделяет ею Зевс, его божественный отец, Илью Муромца – неведомые обстоятельства, а Самсона – Господь. Они совершают многочисленные подвиги, превосходящие возможности обычного человека, Геракл и Самсон побеждают в единоборстве львов, и оба они становятся жертвами женского коварства [34, 41].

Образ Самсона, как и образ Геракла, неоднократно привлекал к себе внимание художников, поэтов, композиторов. Великий голландский художник XVII в. Рембрандт неоднократно обращался к эпизодам из жизни Самсона («Самсон задает загадку на пиру», «Самсон и Далила», «Ослепление Самсона на пиру» и т.д.); Джон Мильтон – известный английский поэт XVII в. – создал драматическую поэму «Самсон-борец»; в конце XIX в. французский композитор К. Сен-Санс создал оперу «Самсон и Далила», которая пользуется заслуженной популярностью и в настоящее время.

Пожалуй, именно этот библейский персонаж получил наиболее полное отражение в различных видах искусства Нового времени. В чем же источник такой популярности и множественности интерпретаций?

Чтобы ответить на этот вопрос, сначала необходимо найти источник силы Самсона, понять, что движет им. Самсон родился к концу срока господства филистимлян и был призван Господом спасти Израиль от их руки. Это особое предназначение требовало соблюдения особых законов чистоты, ибо ребенок еще до своего рождения был посвящен в назореи. Назорей в Древнем Израиле – это особая форма религиозного служения Богу. Эти люди не могли пить вина, стричь волос, прикасаться к мертвому телу, они служили примером самоотвержения и святой жизни. В случае нарушения законов чистоты они теряли Божественное покровительство и источник силы.