Итак, рождение Самсона предопределено, он – борец с филистимлянами, и в этом его предназначение. Он может все, когда Бог с ним. Молодой лев повстречался ему: «И сошел на него Дух Господень, и он растерзал льва как козленка; а в руке у него ничего не было. И не сказал отцу своему и матери своей, что он сделал» (Суд. 14: 6). Отвечая на вопрос: «Какой эпизод повествования вы хотели бы изобразить и почему?», ребята, как правило, выбирают три – Самсон, раздирающий пасть льву, Далила, отрезающая волосы Самсону, и ослепленный Самсон, обрушивающий на головы филистимлян опорные столбы в доме.
Приведем примеры. «Изображение Самсона, раздирающего пасть льву, передает напряжение героя, его мощное усилие. Все мускулы напряжены. Лев, как мне кажется, все еще сопротивляется, но уже понял свою обреченность, понял, что победит Самсон. Самсон (когда он победил льва) был еще очень молод. На его юном лице видна его юность и упоение своей силой. И мне кажется, что на нем читается благодарность Богу за то, что он не оставил Самсона в этой битве».
Воображение ученика довольно далеко ушло от текста. В нем прямо написано, что Самсон справился со львом легко, практически без усилий, а то, что он ничего не сказал родителям, говорит о том, что сам Самсон никак не пострадал, на нем нет и следа царапин, появление которых надо объяснить родителям. Знаменитое изображение Козловского, созданное для петергофского фонтана, действительно изображает фигуру мощного атлета, сильно напоминающего римские копии изображения Геракла (Геркулеса), с мощным торсом, налитыми бицепсами, с неимоверными усилиями раздирающего пасть льву, у которого изо рта бьет мощная струя фонтана. Ребятам можно предложить репродукцию скульптуры Козловского и попросить их ответить на вопрос: «Физической силе или Духу Господню обязан победой изображенный здесь герой?» Ребята выяснят, что здесь решающую роль играют собственные усилия Самсона, которые с большим искусством переданы скульптором. Исторические события, в ознаменование которых установлена статуя, подтверждают эту мысль. Она была призвана прославить победы русского войска в войне против шведов и завоевание морских берегов Балтики в Северной войне. В тексте же особо подчеркивается не физическое усилие Самсона, а Божественная легкость, с которой он побеждает дикого зверя [34, 42].
«Наиболее отчетливо мне представляется сцена разрушения дома филистимлян. В огромном зале много людей сидят за длинными столами и веселятся. Они радуются своей победе над Самсоном. Они хотят праздновать эту победу и просят привести его к ним, начинают издеваться и оскорблять его. Сердце Самсона полно гнева, и он просит Господа дать ему силу погубить филистимлян. Он дает ему силу, и Самсон сдвигает столбы, на которых держится крыша. Все гибнут, и Самсон тоже».
Данный уровень развития воссоздающего и творческого воображения учащегося предполагает серьезную аналитическую работу с текстом, которая позволит обнаружить эстетические детали, которые существенно повлияют на понимание сути данного фрагмента и главной мысли сказания о Самсоне. Приведем беседу, организованную по вопросам, проясняющим и уточняющим работу воображения ребят.
Почему Самсон не вырвался от врагов, когда у него начали отрастать волосы?
Враги, схватив Самсона, выкололи ему глаза, оковали двумя медными цепями. Самсон ослеплен и окован. Хотя его волосы начали отрастать, но это не значит, что сила вернулась к нему. Она может вернуться опять, но только по велению Божьему.
Что делает Самсон и как он ведет себя в доме? Его враги сначала веселились, а потом им захотелось «позабавиться», и Самсон начинает забавлять их, и именно в это время его ставят между двумя столбами, на которых держится все здание.
Почему Самсон, человек сильный духом, импульсивный и гордый, начинает забавлять своих врагов? Ребята начинают понимать, что в уме Самсона зреет план мести, он просит своего поводыря подвести его к столбам, на которых утвержден дом, чтобы якобы прислониться к ним, отдохнуть. Самсон устал, так сильно он забавлял филистимлян, и поэтому его просьба не вызывает удивления.
После чтения фрагмента: «И воззвал Самсон к Господу и сказал: Господи Боже! вспомни меня и укрепи меня только теперь, о Боже! чтобы мне в один раз отмстить Филистимлянам за два глаза мои» (Суд. 15: 28) – задается ряд вопросов. Почему Самсон взывает к Господу, а раньше Дух Господень сам сходил на него? При каких обстоятельствах это было раньше?
Ребята вспоминают, что женитьба на филистимлянке, борьба с молодым львом, убийство 30 человек в Аскалоне, падение веревок с его рук, убийство тридцати тысяч врагов ослиной челюстью совершались им в момент схождения на него Духа Господня. Ему не надо было просить Господа о помощи, она приходила к нему сама, когда нужно было исполнить свое предназначение – избавить народ Израиля от его врагов. И первый раз обращается к Господу Самсон после сражения в Лехе. «И почувствовал сильную жажду и воззвал к Господу и сказал: Ты соделал... сие; а теперь умру я от жажды, и попаду в руки необрезанных. И разверз Бог ямину в Лехе, и потекла из нее вода. Он напился, и возвратился дух его, и он ожил...» (Суд. 15: 18-19).[34, 43]
Почему Самсон не просит Бога о помощи, когда он оказывается в плену и уже начинают отрастать его волосы, почему он не чувствует за собой права на такую просьбу о помощи? Самсон понимает, что стал жертвой собственных слабостей, он не смог устоять перед корыстолюбивой и коварной женщиной, он был слеп в своей любви к ней и не понимал ее истинных чувств к нему. Трижды он обманывает ее, и трижды она пытается погубить его, но это не открывает Самсону глаза на истинные чувства Далилы. Он открывает ей все сердце свое и свою великую тайну. Не случайно потом филистимляне ослепляют Самсона, он и был ослеплен своими чувствами.
Слова Самсона: «Господи Боже! вспомни меня и укрепи меня только теперь, о Боже!» (Суд. 16: 28) – это вопль души его, когда он может только надеяться на помощь Бога в осуществлении своего предназначения.
Услышал ли Господь моление Самсона? Была ли предназначена Богом гибель Самсона в борьбе с врагами его народа? При обсуждении этого вопроса ребята снова и снова возвращаются к тексту Библии. Сначала Самсон сдвинул два столба, упершись в них руками, и со словами: «умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся всею силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем» (Суд. 16: 29-30).
Ребята единодушно отмечают, что этот подвиг исполнен нечеловеческой силы и мощи и без благословения он не был бы возможен. Но здесь впервые говорится о силе Самсона, вероятно, это был момент наивысшего напряжения его душевных и физических сил, о чем ни разу не упоминается ранее; он сам принимает решение погубить врагов ценою своей жизни и говорит об этом. Ребятам необходимо напомнить, что Самсон ослеплен и больше не может быть воином на поле брани, это его последний шанс завершить предназначенную Богом судьбу.
Сказание о Самсоне – одна из завершающих Книгу Судей историй, которая заканчивается картинами смуты и раздора, предательства, кощунства и непотребства среди народа Израиля, «когда каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 21: 25).
Вопрос для размышления: «Что объединяет таких разных героев, как Иосиф и Самсон?»
Книга Руфь
Книга Руфь написана в жанре назидательной повести-притчи, исполненной реалистических подробностей, а конкретный сюжет служит иллюстрацией нравственного тезиса и носит вечный характер.
В христианской Библии книга Руфь следует за Книгой Судей (после сказания о Самсоне) и также включена в генеалогическое дерево преданий, повествующих о прародителях Мессии. Руфь станет прабабкой царя Давида, из дома которого спустя тысячу лет родится Иисус Христос. Генеалогичность библейских сказаний восходит к ветхозаветной родовой традиции и подчеркивает ответственность каждого члена рода за судьбу своих потомков: благие дела и поступки способствуют благоденствию, а дурные ведут к упадку, унижению и полному исчезновению рода [34, 44].
Понимание текста требует культурно-исторического комментария, который либо дается по ходу чтения, либо предваряет знакомство с текстом. Как показывает практика, он должен быть предельно лаконичным и не допускать ненужных подробностей, отвлекающих ребят от общего смысла текста.
Если у учителя нет адаптированного для чтения текста, то целесообразно организовать работу с несколькими фрагментами, имеющими решающее смысловое значение, и оформить их пересказом учителя с приемами комментирования. В качестве организующего начала ребятам предлагается подумать над вопросами к тексту, помещенными в учебнике.
Спасаясь от голода, поразившего Израиль, отец семейства вместе с женой Ноеминь и двумя сыновьями переселился за Иордан в моавитянские земли. В скором времени отец скончался, а его сыновья женились на местных девушках-моавитянках. В течение десяти лет умерли сыновья, и женщины остались без мужской поддержки. Узнав, что на родине кончился голод, вдова решает возвратиться на родину.
«Ноеминь сказала двум снохам своим: пойдите, возвратитесь каждая в дом матери своей; да сотворит Господь с вами милость, как вы поступали с умершими и со мною! да даст вам Господь, чтобы вы нашли пристанище каждая в доме… мужа! И поцеловала их» (Руфь. 1: 8-9). Одна из них простилась со свекровью, а «...Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог – моим Богом; и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду; пусть то и то сделает мне Господь, и еще больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою» (Руфь. 1: 16-17).
Сокрушаясь и скорбя, Ноеминь вместе с Руфью пришли в Вифлеем в начале жатвы ячменя, и весь город узнал о них.
Чтобы прокормить себя и свекровь, Руфь пришла на поле подбирать колосья, оставшиеся после жатвы. Случайно оказалось, что это было поле родственника мужа Ноеминь – Вооза. Он проявил милосердие к Руфи и разрешил ей всю жатву подбирать зерна на поле, пить воду с его слугами, также запретил кому-либо обижать ее. Руфь была очень удивлена таким благоволением, но Вооз рассеял ее недоумение: «...мне сказано все, что сделала ты для свекрови своей по смерти мужа твоего, что ты оставила твоего отца и твою мать и твою родину и пришла к народу, которого ты не знала вчера и третьего дня; да воздаст Господь за это дело твое, и да будет тебе полная награда от Господа Бога Израилева, к которому ты пришла, чтоб успокоиться под Его крылами!» (Руфь. 1: 12-13).