Для чтения предлагается один из эпизодов бурной и противоречивой жизни будущего царя, который стал неотъемлемой частью мировой художественной культуры, источником вдохновения живописных (Караваджо «Давид с головой Голиафа»), скульптурных (Донателло, Микеланджело) и музыкальных образов (Ф. Гендель, К. Сен-Санс).
Необходимо предварить историю битвы Давида и Голиафа кратким введением, в котором рассказать о том, как Бог предназначил Давида на царство и послал Своего пророка найти его, сказав только, что он сын Иессея. Это очень красочный рассказ, и ребята сразу говорят, что он чем-то напоминает поиски принцем Золушки. Пророк принимает за избранника каждого сына, которого ему подводит хозяин дома, но избранник — Давид, самый младший сын, пасущий стада овец, – появляется в самый последний момент [34, 47].
Но Господь говорит: «...не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16: 7). Увидев Давида, пророк исполнил Божественное повеление, провел обряд помазания, и с тех пор Дух Господень почил на Давиде.
Кто еще из персонажей сказаний ощутил на себе благодать Господа? С чем сопряжено исполнение этого высшего долга?
Ребята вспоминают, что Самсону от рождения было предназначено обетование Духа Господня, что Иосифу в его снах было предсказано его предназначение. На пути исполнения долга герои переживали много испытаний, и оба пережили предательство женщин, которое не сокрушило Иосифа, но стало роковым для Самсона.
Какое же испытание ожидало Давида? Часто ребята называют таким испытанием бой с Голиафом, что верно лишь отчасти и указывает на неполноту понимания сути сказания. Необходима система дополнительных вопросов и заданий, которые позволят прояснить подлинную историю.
Каким предстает перед нами Давид по тексту Библии?
Он белокур, приятен лицом, с красивыми глазами, видный собой. По характеру он человек храбрый, воинственный, разумный в речах; умеет играть на гуслях. Только он своей игрой на гуслях облегчает страдания царя Саула, когда злой дух возмущал его. Давид понравился царю, и тот сделал его оруженосцем. Со временем Давид вернулся к стадам своего отца.
Почему старший брат Давида на поле сражения так презрительно отзывается о его высокомерии и говорит о его дурном сердце? Почему, как и в случае с Иосифом, самые близкие люди оказываются враждебно настроены к герою?
Этот вопрос оказывается очень сложен для ребят, и это не случайно. В самом начале истории, когда пророк не узнает избранника Господа, он хочет помазать старшего брата, который, вероятно, производит на него благоприятное впечатление. Но отношение Елиава (старшего брата) к младшему, Давиду, так же как и отношение братьев к Иосифу, говорит о зависти и боязни соперничества, непонимании высоких внутренних достоинств Давида.
Далее работа организуется по группам, и каждая группа предлагает свой вариант сценария битвы.
Ребята разбивают содержание главы 17 на эпизоды, отмечая ее сценичный характер, ведь она «так и просится в кино». Вот пример подобного сценария (в сокращении).
Долина, разделяющая две горы. На склонах разбиты лагеря филистимлян и израильтян. Ярко светит солнце.
Крупным планом показывается могучий Голиаф в полном боевом вооружении, впереди него идет оруженосец.
Голиаф громко ругает своих врагов, и эхо далеко разносит слова.
Давид идет по дороге и несет хлебы и сыры.
Давид пришел в лагерь, оставил припасы в обозе и бежит к братьям.
Неожиданно он слышит угрозы Голиафа и удивляется тому, насколько все боятся его.
Давид интересуется, как царь наградит победителя Голиафа, и ему говорят о царской награде.
Старший брат – он в полном военном вооружении – начинает бранить Давида и оскорблять его за праздное любопытство, ведь они – воины, а Давид просто пастух, который неизвестно на кого оставил свои стада.
Давид не обращает на него внимания и разговаривает с другими людьми.
Давид в простой одежде стоит перед Саулом в его шатре. Саул одет богато, по-царски. Давид стоит перед ним в простой одежде, в руке посох.
Давид бесстрашно обещает сразиться с Голиафом.
Саул поднимается с кресла, подходит к Давиду и ласково пытается отговорить его. Лицо Саула дается крупным планом.
Давид, откинув голову и жестикулируя, показывает, как он расправлялся с дикими зверями. Он делает движение, как будто хватает льва за гриву и ударяет его о землю.
Крупный план. Лицо Давида, который говорит, что Господь избавит его от руки Голиафа.
На лице Саула выражается сомнение.
Саул предлагает Давиду военные одежды и осматривает, как все это на нем сидит.
Давид начинает ходить в этих одеждах, пытается вытащить меч, но броня затрудняет его движения, он спотыкается и чуть не падает. Шлем валится с его головы.
Давид встает, снимает вооружение и остается в чем был.
Давид у ручья. Вода чистая, прозрачная. Крупным планом он видит пять гладких камней, вынимает их, подбрасывает каждый на руке. Они плотно ложатся ему на ладонь.
Снова долина, по склону спускается Давид, в руке посох, сумка на плече. Навстречу ему Голиаф. Он бряцает броней, размахивает щитом и замахивается копьем. Впереди идет оруженосец.
Голиаф увидел Давида, его лицо скривилось: «Что ты идешь на меня с палкой, разве я собака?»
Давид бесстрашно смотрит на него и говорит: «Ты идешь с мечом, и копьем, и щитом, а я иду против тебя во имя Господа. Не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господа и Он предаст вас в руки наши».
Голиаф подходит ближе, а Давид бежит навстречу ему. Вытаскивает из сумки камень, обматывает пращой, и камень летит вперед.
Голиаф падает вперед, во лбу у него торчит камень. Одна рука по-прежнему сжимает копье, а другая – щит.
Давид вытаскивает меч его из ножен и отрубает голову. Филистимляне сначала отступают, а затем бегут от израильтян, которые гонят их по долине [34, 48].
Данный вариант сценария показывает, что активно работает только воссоздающее, а не творческое воображение.
Ребята получают задание написать по группам три варианта эпизода битвы (субъективная камера): глазами Давида, глазами Голиафа и постороннего наблюдателя. Интересно, что в качестве постороннего наблюдателя ребята выбрали птичку, которую интересуют только мошки, вьющиеся перед лицами соперников.
Необходимо рассказать ребятам, что статуя Давида работы скульптора Микеланджело создана в начале ХVI в. по заказу Флорентийской республики и установлена на площади перед зданием городского самоуправления. Это монументальное произведение высотой 5,5 м изваяно из мрамора и изображает обнаженного юношу, в левой руке сжимающего пращу.
Беседа с ребятами строится по следующим вопросам. Почему скульптор изобразил Давида обнаженным? В курсе истории Древнего мира ребята знакомились с культурным наследием Древней Греции и Рима и поэтому вспоминают античные статуи, воспевающие красоту человеческого тела, передающие его малейшее движение.
Почему скульптор решил делать статую таких огромных размеров? Бесспорно, это связано с общественным характером статуи. Она рассчитана на восприятие с большого расстояния, в масштабах архитектурных сооружений, окружающих ее. Но, конечно, это и утверждение масштаба человеческой личности, веры в ее безграничные возможности.
До битвы или после нее изображен Давид? Если мнения ребят различны, можно предложить им принять позу Давида (если есть соответствующая репродукция), постараться придать лицу его выражение: сдвинуть брови и напрячь лоб. Как только мимические мышцы примут это положение, у ребят не остается сомнений: здесь изображен Давид перед битвой. В теле не чувствуется видимого напряжения – нет налитых мышц, жестких бугров, сложной динамической позы. Но скрытая мощь, непоколебимая уверенность в собственных силах сквозит в спокойном развороте туловища, и левая рука готова к стремительному движению.
Сравнение учащимися своих собственных описаний скульптурных изображений с Давидом Микеланджело приводит их к пониманию того, что интерпретация художественного образа зависит от той идеи, которую художник вкладывает в свое творение [34, 49].
УДК37.016:82(075)
ББК74.268.3я73
М605
Рекомендовано к изданию заседанием кафедры теории и методики начального образования от ___ июня 2010 протокол №___.
Рецензенты: Гайкова Т.П. – к.п.н., доцент;
Домрачева Г.В. – доцент кафедры ТиМНО
Милованова Л.А. Ознакомление младших школьников с
М605 библейскими сказаниями [Текст] : метод. пособие для студентов факультета ПиМНО / Л. А. Милованова, М. В. Кокотеева. – Шадринск: Шадринский государственный педагогический институт, 2010. - 66 с.
УДК37.016:82(075)
ББК74.268.3я73
Данное пособие предназначено для студентов как очного, так и заочного отделений педагогического факультета. В нем отражены теоретические и практические аспекты ознакомления младших школьников с библейскими сказаниями.
© Шадринский государственный
педагогический институт, 2010
© Милованова Л.А., 2010
© Кокотеева М.В., 2010