В состав Пятикнижия входят книги: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Бытие – книга, содержащая мифы о миросотворении, о договорах (заветах) между богом и людьми, о нарушениях этих договоров людьми и последствиях (потоп, разрушение городов Содома и Гоморры и т.п.). Исход излагает миф о том, как древние евреи попали в рабство к египетскому фараону, как их бог Яхве открылся Моисею и помог ему избавить евреев от рабства, о вручении богом Моисею на горе Синай «закона» (включая заповеди), о распоряжениях касательно жертвоприношений и богослужения. Левит представляет собой подробнейшие наставления о культе, наградах и карах, связанных с выполнением и невыполнением «закона». Книга Числа посвящена описаниям странствий древних евреев по пустыне после их мифического исхода из Египта. Второзаконие – своего рода сводка материалов первых четырех книг, в центре которой находятся Моисей, его речи и предписания [12, 59].
По мнению Зенона Косидовского, в движении человечества немаловажное место занимает Ветхий завет. Тысячами нитей пронизывает он культуру многих народов, под его влиянием формировались представления поколений, язык и обычаи. Также он отмечает тот факт, что содержание Библии нам малоизвестно: «Старшее поколение помнит лишь отдельные, избранные места из Библии, а новое поколение, воспитанное в материалистическом духе, ничего о ней не знает. Переводы Библии, даже современные, архаичностью своего языка отталкивают рядового читателя, а людей неверующих к тому же отпугивает давным-давно установившееся мнение, будто это «священная» книга, полная религиозных мифов и ритуальных предписаний. Между тем современная наука доказала, что Библия – это своеобразный документ светского характера, содержащий немало ценных исторических сведений» [15, 6].
Вплоть до середины XIX века в качестве священной, «богодухновенной» книги, Библия пользовалась своеобразным иммунитетом от посягательств науки, иммунитетом, закрепленным строгими правилами церковных учреждений. Попытки критически взглянуть на библейский текст, под лингвистическим или историческим углом зрения, долгое время считались святотатством и покушением на религиозные верования. Глубоко укоренилось убеждение, будто Моисей, Иисус Навин, Давид, Соломон и пророки действительно написали соответствующие части Библии, что Яхве провозгласил десять заповедей на горе Синай, что Илья Пророк вознесся на небо в пылающей колеснице, а Даниил вышел невредимым из львиного рва. Когда библейский текст слишком очевидно расходился с тем, что отвечает понятию святости комментаторы выискивали в нем аллегорический смысл мистического характера. Так, например, Песнь песней – любовная лирика, дышащая восточной чувственностью превратилась в их толковании в религиозную поэму, где под символом возлюбленного скрывался Яхве (а в христианскую эру – Иисус Христос).
Людям эпохи великих открытий в естествознании трудно понять, что еще так недавно Библия считалась единственным авторитетом в вопросах науки о вселенной. Очаровательные в своей наивности библейские сказания об Адаме, Еве и рае большинство людей воспринимало буквально как окончательную истину о происхождении жизни на земле. Когда Дарвин в 1859 году в книге «О происхождении видов» обнародовал свою теорию эволюции, она вызвала бурю протестов не только среди поклонников Библии, но и в некоторых научных кругах [Там же, 6].
Во второй половине XIX века благодаря ряду выдающихся научных открытий стремительно расширялся горизонт человеческих знаний, и, естественно, должно было измениться и отношение к Библии. Ее проблемами, наконец, заинтересовались настоящие ученые. Постепенно стала развиваться библеистика, первые истоки которой относятся еще к XVII веку. Образовалась новая отрасль науки, со своими с каждым днем углубляющимися исследовательскими методами. Этим переменам благоприятствовала прежде всего общая атмосфера в Европе, постепенно выходившей из своей культурной изоляции. Путешественники и исследователи малоизученных материков пробудили у европейцев живой интерес к великим культурам Ближнего и Дальнего Востока. Тогда-то люди поняли, что Библия больше не может претендовать на звание единственной священной книги. Ведь у индийских браминов есть Ригведа, у последователей нового индуизма – Махабхарата и Рамаяна, у буддистов Индии, Японии, Китая и Монголии – книги Махаяна, у парсов – последних поклонников зороастризма Зендавеста, у мусульман – Коран. И список этот отнюдь не исчерпан, так как сюда надо было бы добавить ещё священные книги китайского конфуцианства, даосизма и японского синтоизма. Как ни различны между собой все эти священные книги, но каждая, по мнению ее последователей, содержит единственную, возвещенную свыше истину. Библия занимает в их ряду свое место, причем отнюдь не самое первое, поскольку даже по количеству последователей она уступает многим из них [Там же, 7].
Лишившись ореола исключительности, Библия перестала быть необычайным и неповторимым явлением и оказалась одним из многих выражений человеческой тоски по истине. Как и в других подобных книгах, в Библии отразились социально-психологические процессы, которые свойственны народам всех континентов, безотносительно к расе, языку и культуре. Ученые, занимающиеся исследованием библейского текста, разработали новую область науки, именуемую библейской критикой, которая делится на низшую и высшую. Низшая критика занимается установлением подлинного текста Библии путем обнаружения ошибок переписчиков и комментаторов. Нас скорее интересует высшая критика, так как благодаря ее сенсационным открытиям мы узнали, что действительно представляет собой Ветхий завет. Одними из первых в этой области научного исследования были Ренан и Вельгаузен. Безупречная логика их лингвистических методов, доведенная до виртуозной тонкости, в конце концов, преодолела сопротивление догматиков, и даже католическая церковь вынуждена была с этим считаться [Там же, 8].
Содержание Библии так богато, как богата сама жизнь. Идиллические сцены на ее страницах перемежаются картинами кровавых войн, эксцессами разнузданности и разврата, а также эпизодами, которые потрясают своим трагизмом. Галерея ее образов красочна. Достаточно назвать Самсона, мятущегося, полубезумного, одинокого царя Саула или изысканного и весьма предприимчивого Соломона, который нажил огромное состояние на торговле лошадьми и производстве меди [Там же, 13].
Психологические аспекты ознакомления младших школьников
с библейскими сказаниями
Многочисленные наблюдения педагогов и психологов показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих.
Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в решении учебных задач.
Среди школьников редко встречаются дети, которым для запоминания материала достаточно один раз прочитать раздел учебника или внимательно послушать объяснение учителя. Эти дети не только быстро запоминают, но и длительно сохраняют заученное, легко его воспроизводят.
Есть и такие дети, которые быстро запоминают учебный материал, но также быстро его и забывают. Обычно на второй-третий день они уже плохо воспроизводят выученное. У таких учеников прежде всего нужно формировать установку на длительное запоминание, приучать контролировать себя [26, 127].
Наиболее трудный случай – медленное запоминание и быстрое забывание учебного материала. В настоящее время таких детей большинство. И связано это, прежде всего с состоянием здоровья детей, как физическим, так и психическим. Как правило, у таких детей слабо развита словесно-логическая память, вербальная память, мышление, имеются задержки речевого развития. Этих учащихся надо терпеливо обучать приемам рационального запоминания.
Память младших школьников уже достаточно организована и сознательна, однако у нее имеются существенные недостатки. У младших школьников больше развита память наглядно-образная, чем смысловая. Поэтому при изучении библейских сказаний, носящих притчевый характер, психологи и педагоги советуют иллюстрировать те или иные эпизоды сказаний. Ученики лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, события. Это связано с преобладанием у них первой сигнальной системы.
Во время обучения в начальных классах дается очень много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память.
Как уже говорилось, мы часто сталкиваемся с проблемой снижения успеваемости при переходе учащихся в среднее звено. Одну из причин этого психологи видят в том, что у младших школьников имеется потребность в дословном запоминании, что связано с недостаточным развитием речи и словесно-логической памяти [20, 70].
Поскольку объем запоминаемого материала в начальной школе невелик, то ученику посильно запомнить его дословно. В среднем звене объем запоминаемого существенно возрастает, а у ребенка не сформирована способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Учащиеся не умеют ставить цели для запоминания, а ведь именно от мотивации зависит продуктивность запоминания.