Уже в ответах на эти вопросы ребята пытаются осмыслить суть Библии, выйти на уровень понимания главных вопросов бытия, конечно, сообразно их возрасту, но иногда поражающих своей глубиной и проникновенностью.
Формирование первоначальной установки на знакомство с текстом можно начать с рассмотрения устойчивых словосочетаний (с некоторыми из них ребята уже знакомы) и попытки прояснить их подлинный, первоначальный смысл с помощью учителя или самостоятельной работы.
«От Адама и Евы», вавилонское столпотворение, «блудный сын», Иосиф Прекрасный, Фома неверующий, в поте лица своего, «взявший меч от меча и погибнет», «не от мира сего», древо познания добра и зла, «власть тьмы», «камни вопиют», волк в овечьей шкуре, «нет ничего тайного, что не стало бы явным», «тьма кромешная» – эти устойчивые, знакомые учащимся словосочетания, часто не осознаются ими как библеизмы и воспринимаются вне породившего их культурно-исторического контекста, хотя смысловое значение ребята определяют в основном верно. Обращение к библеизмам формирует у учащихся первоначальную установку на знакомство с текстами, и работа над ними организуется дифференцированно, в зависимости от уровня подготовленности класса.
Другой педагог Е.И. Чернова считает, что на первом уроке знакомства с Библией необходимо показать ребятам экземпляр Библии и хотя бы в самых общих чертах познакомить их с историческими условиями формирования свода книг библейского канона. По возможности целесообразно воспользоваться географической картой и показать на ней современные страны, на территории которых четыре тысячи лет назад разворачивались описываемые события. Это позволит активизировать визуальное восприятие учащихся и «приблизить» к ним события древней истории [31, 29].
Т.А. Воробьева считает, что библейские предания нельзя называть в прямом смысле слова мифами. Скорее это – именно предания и сказания, основанные на истории и многое дающие для понимания отношений, быта, генеалогии народа. Некоторые ветхозаветные тексты отражают в той или иной степени историческое события, происходившие еще в XVII веке до н.э. Позднее они были письменно оформлены на основе устных пересказов, в свою очередь, восходящих к XIII веку до н.э. [8, 30].
Ветхозаветный текст в разные времена трактовался по-разному: в нем пытались угадать аллегорический смысл, или рассматривали его как изложение подлинных исторических событий. Атеисты приравнивали ветхозаветные сюжеты к мифам. Но наиболее приемлемым на сегодняшний день является представление о Ветхом завете, как о видении, сне, которое посетило пророка Моисея.
Многие учителя, начиная работу с библейскими сказаниями, забывают познакомить детей с разграничениями мифа и сказания, что приводит к непониманию детьми смысла сказаний, утверждает Т.А. Воробьева [7, 32]. Учитель после знакомства с текстом может спросить детей, напоминает ли этот ветхозаветный текст мифы. Дети наверняка скажут, что есть сходство с мифом. И тогда учитель должен объяснить разницу между библейским сказанием и мифом, при этом ссылаясь на понятие самого слова «сказание».
Сказание – это повествовательные произведения исторического или легендарного характера, в которых историческое прошлое народа или страны описано поэтически [9, 115].
Библейское сказание, посвященное сотворению мира, конечно можно сопоставлять с мифами, его можно подвергнуть анализу, как и любой другой текст. Например, следует обратить внимание на композицию, повторы, которые придают прозаическому повествованию ритм, на анафоры, начинающиеся с союза «и». Все это придает повествованию торжественность.
Но надо учитывать, что существует важное отличие между древними языческими мифами и библейским сказанием. И это, пожалуй, главное, о чем следует порассуждать на уроке знакомства с библейскими сказаниями.
А.А. Гуменюк считает, работа с библейскими темами, введенными в базовую школьную программу, является для учителя совершенно новой: ни методического опыта, ни элементарной мировоззренческой подготовки учащихся нет [11, 47].
За период обучения в начальной школе ученики знакомятся с различными ветхозаветными текстами, среди них: «Кто сотворил мир?», «Кто сотворил человека?», «Каин и Авель», «Ной», «Ковчег», «Потоп», «Вавилонская башня». Затем работа над Библией продолжается на материале новозаветных сказаний: «Рождение Иисуса Христа», «Притча о добром самарянине», «Притча о блудном сыне».
Во время изучения учитель и учащиеся сталкиваются с анонимными пересказами, поэтому рекомендуется пользоваться на уроках не только материалом хрестоматии, но, в обязательном порядке, и текстами Священного Писания. Только тогда учащиеся смогут ощутить бесценность мгновений соприкосновения с Библией.
По ходу работы над библейскими текстами целесообразно использовать слайды, диафильмы, репродукции с картин великих мастеров.
Каждый урок должен быть уроком искусства, где, знакомясь с библейскими сюжетами, школьник осмысливает их в контексте лирики русских поэтов, русской и западно-европейской живописи.
Следует дать также начальные сведения об устройстве и убранстве православного храма, иконописи, духовной музыке.
Работу над осмыслением библейских текстов нельзя начинать с чтения фрагмента, повествующего о сотворении мира. На первом уроке, на наш взгляд, учитель должен рассказать о Библии как Книге Книг [14, 73].
С.Ф. Иванов говорил, с подготовительной возрастной группы, т.е с детьми начальных классов, уже можно и нужно начинать знакомство с историей своего рода, родного города, России, так как именно здесь закладывается основание восприятия себя как звена единой цепи человеческой истории, как поколения людей, осознающих себя в непрерывном контексте истории, тесно связанными с прошлым, настоящим и будущим своей культуры, участниками мирового культурно-исторического процесса, проживающими на определенном географическом пространстве. И это осознание, а главное, душевно-сердечное ощущение совершенно невозможно без знания азов библейской истории, хотя бы в самых общих ее чертах: сотворение мира Богом, первых людей Адама и Евы, разрыва с Богом через непослушание и нераскаянное поведение после грехопадения, изгнание за это из Рая и расселение людей по Земле. Здесь весьма уместны рассматривание иллюстраций в детской Библии, прослушивание отдельных текстов из нее либо в исполнении воспитателя, либо в звукозаписи, рассматривание детских духовных журналов с хорошими иллюстрациями, чтение духовной поэзии на соответствующие библейские мотивы и т.п. [13, 55].
Библейские сказания, учат маленького читателя думать и чуть-чуть по-другому, не так, как он привык, смотреть на происходящие в жизни события. Библия – кладезь мудрости – будет интересна и взрослым, и детям. Сказания учат совершать осознанные поступки. Человек, влияя на жизнь других людей, помогает им жить или, наоборот, лишает сил. На примере жизни святых отцов наш читатель видит, что в основе их праведного существования – доброта и взаимопонимание. Цитаты из Библии, картины с библейскими сюжетами, рассказы из жизни праведников особым образом влияют на детские умы. Библия может долгие годы сопровождать человека, помогая ему в трудной ситуации принимать правильные решения.
С. Песьяков о собственном опыте говорил следующее: «Плюсов при изучении библейских сказаний много, но главный состоит в том, что ученики интересуются предметом. Особенно это стало заметно в период изучения сюжетов Ветхого и Нового Заветов. Школьникам интересно было узнать о связях между современными научными открытиями и чудесными событиями, описанными в Библии. Так, например, было во время рассказа о Всемирном потопе и об упоминаниях о нем в древних китайских, вавилонских и других сочинениях. Об увлеченности библейскими сюжетами говорят и жаркие споры между учениками по поводу описанных чудес, продолжающиеся и после урока [24, 17].
Мотивация детей, в общем, и в целом велика. И это неудивительно: живой и яркий язык библейских сказаний, сильные, мудрые и, главное, добрые герои, способные жертвовать жизнью за свою Веру, инстинктивно привлекают души ребят, еще не до конца испорченные современными представлениями о том, каким должен быть человек XXI века.
О.В. Кубасова при изучении библейских сказаний дает следующие рекомендации: «В отличие от сказок, к сказаниям не нужно относиться как к вымыслу. Учителю нужно стремиться к тому, чтобы сказания воспринимались детьми как выражение древнейших форм миропонимания, как литературно-историческое свидетельство того, что чувствовали и как понимали мир люди на заре человечества» [17, 13].
При подготовке к восприятию библейских сказаний полезна демонстрация иллюстраций, изображающих реалии того времени. Целесообразно также учителю рассказать о книге книг – Библии (с показом ее).
Познакомить учащихся со сказаниями лучше, читая их детям. В хорошо подготовленном классе ученики могут самостоятельно прочитать тексты.
На всех этапах изучения сказаний важно стремиться, чтобы учащиеся почувствовали значимость того, о чем говорится в них, не воспринимая их как сказку.
При изучении библейских сказаний важна позиция учителя, его отношение к текстам не как к средству привлечения учащихся к вере в Бога, к определенной религии, а как к великому литературному творению. Библия – это известная всему миру книга, с ней в той или иной мере знаком каждый культурный человек. Это должны понять и учащиеся, и их родители, независимо от их вероисповедания [10, 75]. Как справедливо заметил К.И. Чуковский, «невозможно понять мировое искусство, если не знать библейских преданий» [32, 126].
В заключение хочется вспомнить слова Д. Мережковского, писавшего об одной из библейских книг (Евангелие): «Странная книга, ее нельзя прочесть; сколько ни читай, все, кажется, не дочитал или что-то забыл, чего-то недопонял; а перечитаешь – опять то же; и так без конца. Как ночное небо: чем больше смотришь, тем больше звезд...». Хотелось бы, чтобы дети и взрослые чаще смотрели на это бездонное «ночное небо» - читали и перечитывали Библию, находя в ней все новые и новые глубины [21, 54].