О.Д. Полонская разработала ряд внеклассных занятий, посвященных библейским сказаниям. В основном занятия проходят в форме внеклассного чтения. В своей статье она рассмотрела работу над такими сказаниями, как «Сказание об Иосифе», «Сказание о Самсоне», «Книга Руфь», «Давид и Голиаф».
В начале изучения «Сказания об Иосифе» О.Д. Полонская предлагает познакомить ребят с мнениями исследователей Библии, которые высказывались о данном сказании (см. приложение 5).
Затем дети читают сказание, выясняются непонятные для них моменты. Беседа начинается с вопроса: «Кому из героев сказания вы больше всего сочувствуете и почему?» Приводятся ответы детей. После чего предлагается дополнительное чтение оригинала текста, при чтении которого ребята лучше начинают понимать глубину нравственного падения братьев и их жестокосердие [25, 35].
Анализ ответов показывает, что эмоциональное впечатление часто приводит к искажению смысла текста и требует дальнейшего уточнения понимания содержания. Его углублению и осмыслению может способствовать составление плана сказания и выполнение творческого задания: «Подумайте над составлением иллюстраций к истории, приводятся варианты исполнения данной работы».
Проведена работа по толкованию первых двух снов Иосифа. Предлагается охарактеризовать образ Иосифа. Дальнейшие размышления над тем, почему Иосиф не открылся братьям сразу, в их первый приезд, ведут учащихся к осмыслению отношения Иосифа к братьям. Далее беседа ведется о раскаяние братьев. В конце занятия детям предлагается рассмотреть две гравюры, посвященные данной теме.
Изучение «Сказания о Самсоне» начинается с установки на чтение по средствам следующих вопросов: «Имена каких легендарных героев вы можете вспомнить из истории Древней Греции и русского фольклора?», «Что общего между Самсоном и этими героями и в чем отличие?» После этого следует небольшой рассказ учителя о Самсоне и его силе. Затем следует чтение сказания детьми. После чего ведется обсуждение, предлагается выделить более запоминающиеся эпизоды. Ведется анализ данных эпизодов. Учитель демонстрирует репродукцию скульптуры М.И. Козловского и попросить их ответить на вопрос: «Физической силе или Духу Господню обязан победой изображенный здесь герой?» Приводится ряд проблемных вопросов, для ответа на которые ученики должны ещё раз обратиться к тексту. Затем ведется беседа, из которой дети делают вывод, что Самсону не надо было просить Господа о помощи, она приходила к нему сама, когда нужно было исполнить свое предназначение – избавить народ Израиля от его врагов. В конце занятия детям задается вопрос для размышления: «Что объединяет таких разных героев, как Иосиф и Самсон?» [Там же, 37].
При работе над «Книгой Руфь», учитель использует прием беседы, что бы познакомить детей с данным сказанием. Предлагается прочтение текста, если же нет адаптированного текста, берутся фрагменты данного сказания и комментируются учителем. Приводится проблемный вопрос темы: «Почему книга Руфь оказалась включенной в Библию?». После чего ведется беседа, в которой выясняется понимание учащимися данного текста. Ведется анализ образа Руфь. Подводя итоги, ребята отмечают, что Книга Руфи отличается от всех других историй: она повествует о судьбе простой женщины, а не легендарного героя. Вопрос учителя: «Чем привлекала Руфь людей?» – дает возможность определить, насколько глубоко ребята могут проникнуть в суть вечных нравственных ценностей, которые олицетворяет собой этот образ.
Также в статье рассмотрено занятие, посвященное изучению сказания «Давид и Голиаф». Для чтения предлагается один из эпизодов бурной и противоречивой жизни будущего царя, который стал неотъемлемой частью мировой художественной культуры, источником вдохновения живописных (Караваджо «Давид с головой Голиафа»), скульптурных (Донателло, Микеланджело) и музыкальных образов (Ф. Гендель, К. Сен-Санс) [Там же, 42].
Предлагается предварить историю битвы Давида и Голиафа кратким введением, в котором нужно рассказать о том, как Бог предназначил Давида на царство и послал своего пророка найти его, сказав только, что он сын Иессея. Затем читаются выбранные учителем эпизоды. После чего ставится проблемный вопрос «Какое же испытание ожидало Давида?» Часто ребята называют таким испытанием бой с Голиафом, что верно лишь отчасти и указывает на неполноту понимания сути сказания. Необходима система дополнительных вопросов и заданий, которые позволят прояснить подлинную историю. Затем проводится анализ образа Давида.
Далее работа организуется по группам, и каждая группа предлагает свой вариант сценария битвы. Ребята разбивают содержание главы 17 на эпизоды, отмечая ее сценичный характер. Затем школьники получают задание написать по группам три варианта эпизода битвы: глазами Давида, глазами Голиафа и постороннего наблюдателя. После ребятам рассказывается краткая история создания скульптуры Давида. Ведется беседа, используя прием вопрос-ответ [Там же, 49].
Заключение
Ознакомление с библейскими сказаниями на уроках литературного чтения одна из трудных тем в начальной школе. Данный вопрос глубоко рассматривается учеными, но опыт изучения Библии как памятника литературы и культуры в общеобразовательной школе достаточно скуден. Методические рекомендации для учителей начальных классов по данной теме отсутствуют. Методика ознакомления с библейскими сказаниями представлена только в педагогической периодике.
В ходе работы нами изучена педагогическая, психологическая, энциклопедическая и методическая литература. Рассмотрена специфика понятия «библейские сказания». За основу нами взято определение: Библия – это целая библиотека, собрание произведений разных жанров, где используется фольклор многих древних народов – сказания, легенды. Оно в полном объеме раскрывает сущность содержания этой книги, а также доступно для детей младшего школьного возраста.
Также нами выявлен ряд психологических процессов младших школьников, развивающихся при ознакомлении с библейскими сказаниями. Это память, мышление, воображение. Библия ориентирована на формирование интеллекта, эстетических представлений, теоретического мышления, а также на устную и письменную речь.
Проанализировав педагогический опыт учителей, мы пришли к выводу, что при знакомстве с библейскими сказаниями могут быть использованы различные педагогические методы и приемы работы.
Учителя предлагают на уроках и внеурочных занятиях изучения Библии, использовать отрывки радиоспектаклей, диапозитивы, фрагменты видеофильмов.
Библиографический список
1. Антипова, В.А. Библейские сказания. Школа "Ренессанс". // Духовное воспитание в школе. – 2007. – №11. – С. 13-16.
2. Библейская энциклопедия Брокгауза. – изд. Christliche Verlagsbuchhandluny Paderborn, 1999. – 902с.
3. Библейские легенды: [для среднего возраста] / пересказ М. Письменного. – М.: Дет. лит.: Фонд помощи развития культуры. – 1992. – 285с.
4. Большая советская энциклопедия. [В 30 томах]. Т.3. – Гл. ред. А.М. Прохоров. изд. 3-е. – М.: «Сов. Энциклопедия», 1969. – 640с.
5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – М.: Аванта – 2001. – 688с.
6. Бушуева, Л.С. Активизация творческого мышления младших школьников. / Л.С. Бушуева // Начальная школа плюс до и после. – 2005. – №4. – C.32-36.
7. Бушуева, Л.С. Развитие творческого воображения в процессе обучения младших школьников. / Л.С. Бушуева, Л.П. Блощицина // Начальная школа плюс до и после. – 2003. – №8. – C.50-54.
8. Воробьева, Т.А. Вера от слышания / О словах и выражениях в русском языке, взятых из Библии // Москва. – 1994. – №11. – С.24-30.
9. Гвоздарев, Ю.А. Строки библейской мудрости // Русская речь. – 1994. – №3. – С. 113-118.
10. Грановская, Л.М. Библейские фразеологизмы. Опыт словаря // Русская речь. – 1998. – №1. – С. 73-79.
11. Гуменюк, А.А. «Читаем ли мы Библию в школе?»// Библиотека. – 2003. – №11. – С.46-58.
12. Дронов, М.О Библии и библейском учении // Литература в школе. – 1990. – №2. – С.57-62.
13. Иванов, С.Ф. Библия в русской словесности // Русская словесность. – 1993. – №2. – С. 48-60.
14. Квятковский, Е.В. Духовно-нравственные идеалы библейских сказаний. // Дошкольное воспитание. – 1997. – №2. – С.71-74.
15. Косидовский, З. Библейские сказания; Сказание евангелистов: [Перевод с польского]. – М.: Политиздат, 1991. – 478 с.
16. Крывелев, И.А. Книга о Библии: научно-популярные очерки.- М.: изд. Социально-экономической литературы, 1958. – 360с.
17. Кубасова, О.В. Любимые страницы: Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы: 3 класс (программа "Гармония"). –М.: 2006. – 179с.
18. Литературное чтение: В 2-х частях. Учебник для 4 класса (1-4)/ Л.Л. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф. – 2003. – 140с.
19. Мальцева, К.П. Особенности памяти младшего школьника./ К.П. Мальцева // Психология младшего школьника. – М.: АПН, 1960. – 336с.
20. Матвеева, Н.Б. Развитие словесно-логической памяти младших школьников на уроках русского языка и литературы. / Н.Б. Матвеева // Начальная школа плюс до и после. – 2004. – №7. – С.72-73.
21. Мережковский, Д. С. О новом религиозном действии // Больная Россия. – Л.: 1991. – С. 93.
22. Ожигов, Б.А. Обращаясь к Библии… / Б.А. Ожигов // Вечерняя средняя школа. – 1991. – №4. – С.63-65.
23. Ожигов, Б.А. Обращаясь к Библии… / Б.А. Ожигов // Вечерняя средняя школа. – 1991. – №5. – С.36-39.
24. Песьяков, С. Урок литературного чтения с использованием Библии. // Библиотека – 2004. – №4. – С.12-19.
25. Полонская, О.Д. Изучение библейских тем в 5-6 классах общеобразовательных школ. // Литература в школе – 2006. – №7. – С. 35-49.
26. Рубинштейн, С.Л. Проблема учителя: Уч. пособие для студентов. – М.: Академия, 2004. – 176с.
27. Смирнов, А.А. Проблемы психологии памяти. - М.: Просвещение, 1966. – 423с.
28. Таганова, С.Н. Изучение крылатых слов и выражений на уроках чтения в III классе с использованием Библии / С.Н. Таганова // Начальная школа. – 1997. – №12. – C.86-88.