Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по ознакомлению младших школьников с библейскими сказаниями Заключение (стр. 7 из 14)

29. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. - М., Учпедгиз, 1953. – с.444.

30. Чепайтите, М. Как знакомить детей с библейскими историями. / М. Чепайтите //Русская словесность. – 2006. – №1. – С.15-23.

31. Чернова, Е.И. Изучение произведений с библейскими мотивами // Литература в школе – 2007. – №6. – С.26-34.

32. Чуковской, К.И. Вавилонская башня и другие библейские предания. – М.: Новое время. – 1990. – 160 с.


Приложение 1

«Изучение крылатых слов и выражений на уроках чтения в III классе с использованием Библии», автор С.Н. Таганова.

Родной язык – это живая связь времен. С помощью языка человек осознает – роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Человеческая речь – одно из проявлений языка. Особую меткость и выразительность нашей речи придают вовремя и к месту употребляемые крылатые слова и выражения. Они дают возможность заменить пространственное объяснение кратким, выразительным предложением или сочетанием. К метким образным суждениям принадлежат пословицы и поговорки, представляющие собой один из самых древних видов народного творчества Разнообразная работа с этим материалом проводится большинством учителей, так как она предусмотрена содержанием программ обучения, учебников по чтению и русскому языку.

На современном этапе представляется возможным учителю использовать в своей работе литературно-художественное богатство текстов Библии. Демократизация общества в целом, и образования в частности, способствует тому, что в настоящее время стало реальным и, главное, востребованным явлением – обращение к богатейшему художественному миру одной из самых древних книг. Это потребность самой жизни, потребность, которую слишком долго просто не замечали, однако хорошо известно, что действительность остается таковой, даже если ее существование отрицается. Сегодня, имея возможность в своей работе обращаться к текстам Библии, любой учитель-словесник может открыть для себя и своих учеников глубочайший мир философско-нравственных ценностей истинных человеческих отношений. Дети, а особенно учащиеся младших классов, способны к очень глубокому прочувствованию этих текстов. А чем раньше ребенок научится прислушиваться к себе, к своим чувствам, понимать себя и окружающих тем увереннее будет его продвижение по жизненному пути, тем легче он найдет свое место в современном обществе [39, 86].

В качестве конкретного примера приводится урок по теме «Библия – источник крылатых выражений и их «копилка» (урок чтения, III класс). В работе используются тексты детской адаптированной Библии.

Цели урока:

1) закрепить знания детей о крылатых выражениях, пословицах, поговорках, их источниках;

2) дать понятие о Библии как источнике крылатых выражений;

3) раскрыть смысл конкретного крылатого выражения в ходе работы с текстом Библии;

4) продолжить работу по развитию речи детей, закрепить навыки пересказа; расширить представление о богатстве русского языка;

5) воспитывать в детях внимательное отношение к слову;

6) продолжить работу в области духовно-нравственного воспитания (пробуждать в детях отзывчивость, внимательное отношение к людям).

В начале урока сообщается тема. Затем учитель задает вопросы: «Какие выражения делают речь более красочной, эмоциональной?», «Что такое пословицы, поговорки, крылатые выражения? Чем они различаются?» Дети иллюстрируют свои ответы конкретными примерами. Большее внимание уделяется понятию "крылатые выражения", их источникам.

Завершив эту работу, учитель дает детям проблемное задание – записать и попытаться письменно самостоятельно объяснить выражение нести свой крест. При выполнении этого задания учащиеся испытывают определенные затруднения и либо вовсе не пытаются ответить, либо дают неверные или неточные ответы, не отражающие смыслового содержания выражения ("умирать", "нести смерть", "переносить болезнь, какую-то трудность" и т.п.).

Дальнейшая работа построена как беседа, наполненная вопросами проблемного характера, заставляющая детей активно размышлять над материалом и направленная на выяснение смысла предложенного крылатого выражения. Постепенно через эмоциональное восприятие и логические рассуждения дети вместе с учителем приходят к мысли о том, что выражение нести свой крест имеет две смысловые стороны: по Библии, Иисусу тяжело физически, он несет свой крест на Голгофу; но стократ тяжелее ему духовно - он с самого рождения несет крест людского непонимания. С помощью учителя дети делают вывод: нести свой крест – знать, какие трудности и удары судьбы тебя ожидают, принимать их мужественно, уметь их выдерживать [39, 87].

Ученикам предлагается решить, когда же это крылатое выражение может быть использовано в речи. Учитель проводит связь с историей России, помогает детям привести в качестве примера знакомые им страницы из жизни народа, когда люди достойно несли свой крест, не согнувшись под тяжестью испытаний.

В конце урока учащиеся записывают изученное крылатое выражение в определенный раздел тетради для работ по чтению, указывают источник этого крылатого выражения. Учитель вновь возвращается к вопросу о том, что же означает выражение нести свой крест. Дети получают задание: дать письменный ответ. Выполнение задания трудностей не вызывает, ответы детей осмыслены и раскрывают смысл предложенного крылатого выражения («нести большую тяжесть в душе, но быть мужественным», «знать, что очень долго будет тяжело, но держаться изо всех сил», «знать о возможных страданиях, чувствовать их и не сдаваться» и т.п.).

Дети получают домашнее задание: найти в адаптированном тексте Библии «Неся свой крест» еще одно крылатое выражение (умывать руки) и попытаться объяснить его смысл, а также подумать над второй частью темы урока – почему Библия не только источник, но и «копилка» крылатых выражений. (Учителю-практику в этих размышлениях может оказать существенную помощь материал «Фразеологического словаря русского языка».)

В заключение хочется вспомнить слова Д. Мережковского, писавшего об одной из библейских книг (Евангелие): «Странная книга, ее нельзя прочесть; сколько ни читай, все, кажется, не дочитал или что-то забыл, чего-то недопонял; а перечитаешь – опять то же; и так без конца. Как ночное небо: чем больше смотришь, тем больше звезд...». Хотелось бы, чтобы дети и взрослые чаще смотрели на это бездонное «ночное небо» – читали и перечитывали Библию, находя в ней все новые и новые глубины [39, 88].


Приложение 2

«Как знакомить детей с библейскими историями», автор М. Чепайтите.

УРОК 1. «Знакомство с Библией»

Я начинаю с того, что приношу в класс как можно больше Библий в разных изданиях, в том числе и детские издания, – от иллюстрированных Доре до последних, с мускулистыми комиксообразными евреями. Объясняю детям, что все эти книги – это одна книга, а если они мне не верят, то могут посмотреть сами. Шум, гам, не верят, я показываю первые страницы разных изданий синодального перевода, открываю Бытие 1:1 и показываю, что всюду написано то же самое: «В начале сотворил Бог небо и землю...». Когда все удостоверятся, что и в большой синей, и в средней коричневой, и в маленькой вишневой Библиях те же слова, объясняю, что эту книгу издают много-много раз и много-много лет на всех языках, которые только есть в мире. И что все люди на свете обязательно если даже не читали, то слышали об этой книге. Что в этой книге много интересных историй про добрых и злых людей, про Бога и вообще, про жизнь. Показываю детские Библии и рассказываю, что очень много людей пересказывали эту книгу детям и рисовали к ней картинки. Ученики смотрят картинки, удивляются, какие они разные, а я на примере разных картинок райского сада объясняю, что каждый художник рисует по-разному, потому что все люди разные. И они, мои ученики, тоже разные. Каждый из них может нарисовать свои картинки к Библии, и для этого надо послушать, как я им читаю. А сначала надо сделать обложку, где будет написано большими буквами: БИБЛИЯ [40, 16].

Я раздаю всему классу обложки из цветного картона, каждый выбирает тот цвет, который ему нравится. Затем раздаю прямоугольные бумажки, а на доске пишу слово БИБЛИЯ, чтобы они могли списать его без ошибок. Дети рисуют буквы цветными фломастерами, потом мы вместе обсуждаем, как сделать рамочку к этому слову – можно из узоров, можно из цветов, из рыбок, из котов, из волн, из солнышек и т.п. Когда все сделано, я приклеиваю листки к обложкам, а снизу подклеиваю заранее размноженные на ксероксе надписи: «Первая книга Моисеева. Бытие. Глава 1» и объясняю, что в наших Библиях мы сумеем нарисовать картинки только к первой главе, в которой рассказывается о том, как был сотворен мир. На этом первый урок заканчиваю, с обещанием на следующем обязательно начать читать эту интереснейшую книгу.

УРОК 2. «Первый и второй дни творения»

На втором уроке я начинаю читать ученикам обещанную Библию. Показываю, что я прочитаю только две страницы – один лист книги, но на нем написано, как Бог сотворил все – от тьмы и света до мужчины и женщины. Раздаю листки, объясняю, что этих листков будет семь, потому что в Библии написано, что дней творения было семь. Семь дней, за которые Бог сотворил все, что есть на земле.

Несколько детей сразу говорят, что совсем не Бог все сотворил, они это точно знают от родителей. Отвечаю им, что на самом деле не все люди верят в то, что написано в Библии. Но я их учу не верить, а знать, что там написано, а чтобы знать, надо самому прочитать или хотя бы послушать. Обязательно подчеркиваю, что все, что им говорят родители, очень важно, у родителей можно многому полезному научиться, потому что, опять же, все люди разные, работы у всех разные, я вот знаю Библию, а их родители знают то, чего не знаю я [40, 18].

Показываю на листочке, что внизу надо оставить место для текста, а наверху написать ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. Читаю про первый день творения и тут же пересказываю своими словами. Спрашиваю: «Что тут можно нарисовать?» И подсказываю: свет и тьму, день и вечер. Рисуем на листке круг, делим его напополам, одна половинка желтая, другая – черная. Вот и все. Под рисунком приклеиваю всем ксерокс Быт 1:1-5, наверху все пишут «День первый». Затем читаю про день второй, тут уже больше обсуждений – на втором листке надо нарисовать небо, отделенное от воды. Небо, какое? Голубое. А вода тоже голубая. Что на небе? Нет, солнце еще не сотворено. Нет, звезд еще нет. А откуда дождь – это же вода? Правильно – облака! А что в воде? Нет, рыб еще нет. Корабли? Еще нет людей, чтобы их построить. А что бывает на воде от ветра? Да – волны! Теперь пишем над картинкой ДЕНЬ ВТОРОЙ. И я наклеиваю всем текст Быт 1:6-8 [40, 20].