УРОК 3. «Третий, четвертый и пятый дни творения»
И так третий, четвертый и пятый дни. Страничек в «своей» Библии становится все больше, наконец, доходим до шестого дня, на него берем целый согнутый лист – очень много надо нарисовать. Все звери уже в саду с деревьями, наверху уже светит солнце, и надо еще оставить место для того, что я расскажу на следующем уроке.
УРОК 4. «Шестой день творения»
На пустом месте рисуем людей – мужчину и женщину, они сотворены в один день со зверями и дают им всем имена. Обсуждаем, как странно называются звери: но ведь надо было каждой породе дать свое имя – это очень трудно. Наклеиваем текст под картинкой – Быт 1:24-31.
УРОК 5. «Седьмой день творения»
Выдаю последний листок. А что было на седьмой день? Подумайте, чего еще нет? Называют машины, дома, все, что сделано человеком. А что с вами бывает, когда вы шесть дней работаете? Устаете? Вот и Бог устал и на седьмой день отдыхал. Тут уже можно рисовать, как ты это себе представляешь.
Седьмой день у моих учеников был самый разный: у одних Бог читал газету, у других – смотрел телевизор, у третьих – спал в роскошном дворце. Приклеиваю Быт 2:1-3 и сшиваю каждому его Библию. Один шестилетний ученик заметил, получив в руки свою книжку: «Ух, как я устал, пока творил эту Библию! Как Бог на седьмой день» [40, 23].
Приложение 3
«Обращаясь к Библии…», автор Б.А. Ожигов.
Организация занятий по изучению Библии сопряжена с немалыми трудностями.
Перед учителем встают вопросы: приглашать или нет на такие беседы церковнослужителей, что должна содержать каждая беседа и весь цикл в целом, какую литературу использовать на занятии? Автор убежден, что изучение Библии в школе могут и должны организовать учителя. Они хорошо знают своих подопечных, особенности их психологии, увлечения, пристрастия, волнующие проблемы, и это знание даст им возможность более доверительно начать серьезный разговор.
Занятие I. План
1. Происхождение и состав Библии. Книги законодательные, пророческие и литературно-назидательные.
2. Историческое и фантастическое в Библии.
3. Позднеиудейская и раннехристианская апокалиптика.
Вводное слово.
Приступая к занятиям, стоит особо отметить возможности разного подхода к изучению библейских книг.
Так в недавнем прошлом преобладал идеологический подход к библеистике. Представители его сосредоточивали основное внимание на роли Библии в идеологической борьбе. Абсолютизация идеологического подхода привела к исключению книги из сферы культурной жизни целых поколений и нанесла огромный ущерб формированию духовного мира многих народов.
Между тем Библия не просто фольклорно-литературный памятник, а вероисповедный и богослужебный документ двух религий – иудаизма и христианства, играющих немалую роль в современном мире. И поскольку многие люди усматривают в Библии непогрешимый источник истины, продукт божественного откровения, руководство к жизни и источник морали, личной и общественной, она, по сути, стала документом огромного культурно-исторического и этического значения.
Вначале следует дать самую общую характеристику Библии.
«Библия» в переводе с древнегреческого означает «книги». В ее составе – 77 книг. Библия - книга, которую верующие христианской и иудейской религий считают Священным писанием. Большая часть книг в одинаковой мере принимается представителями обеих религий. По своему составу Библия поделена на две неравные части: Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий Завет иногда называют еврейской Библией. Книги, объединенные в Новом Завете, считаются исключительно христианскими.
Поскольку еврейская Библия рассказывает о союзе бога и человека, то ее называют заветом (завет – союз, договор). Христиане поделили Библию следующим образом: книги, написанные под знаком союза бога с Авраамом и Моисеем, называются Ветхим Заветом, а книги о союзе с Иисусом Христом – Новым Заветом. Православная церковь насчитывает в Ветхом Завете 50 книг, а в Новом – 27 [32, 62].
Прежде чем продолжить анализ содержания текстов, учащимся будет интересно узнать об истории переводов этой великой книги.
Начиная с VI в. до н.э. евреи расселились во многих странах за пределами Палестины. Посте пенно они перестали понимать язык Библии. Первым значительным переводом на греческий язык является Септуагинта, что означает перевод семидесяти толковников. Согласно религиозной традиции, по повелению правителя Египта Птолемея II (285-246 гг. до н.э.) 72 переводчика поселились на о. Фарос, где за 72 дня каждый из них сделал свой перевод. Считается, что все переводы совпадали, поскольку трудились толковники, вдохновленные духом святым.
Очередной этап связан с деятельностью монаха Иеронима Блаженного (347-420 гг. н.э.), осуществившего общепринятый перевод на позднелатинский язык, получивший название Вульгата.
Великие просветители Кирилл и Мефодий перевели Библию на славянский язык в IX в. В конце XIX в. по распоряжению Синода был сделан русский перевод Библии на современный русский язык.
Существенным изменениям подвергался и внешний вид текстов. Так, лишь в XIII в. кардинал Стефан Ленгтон ввел деление на главы, а в 1551 г. парижский типограф Робер Стефан – на стихи.
Как ориентироваться в текстах Библии? Главы и стихи в современных изданиях Библии нумерованы, и, цитируя какое-нибудь место из Библии, принято указывать не номер страницы, как обычно, а название книги в сокращении, номер главы и номер стиха, например: Быт., 17:24, что означает: Бытие, глава 17, стих 24. Впрочем, так цитируются обычно и другие древние источники, например поэмы Гомера или сочинения Цицерона. Удобство такого метода состоит в том, что он позволяет легко найти нужное место в любом издании данной книги, независимо от количества страниц в нем.
Теперь поговорим о составе Библии.
Традиционно книги Ветхого Завета подразделяют на три «разряда»: «Закон» (в иудаизме – «Тора»: «учение» или «закон»), «Пророки» и «Писания».
В «Закон» входят 5 первых книг Библии, так называемое Пятикнижие Моисеево; в раздел «Пророков» – 16 книг, авторами которых считаются 16 древних пророков, в том числе 4 «великих» (Исайя, Иеремия, Иезекииль и Даниил) и 12 «малых». В этот же раздел включают и так называемые «исторические» книги (Книгу Судей, 4 книги Царств, 2 книги Паралипоменон, книги Ездры и Неемии). Остальные книги Ветхого Завета входят в раздел «Писаний». Они разного содержания и могут быть отнесены к разряду литературно-назидательных.
В состав Нового Завета входят 27 книг, которые следуют в таком порядке: Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна (греческое слово «евангелие» в переводе на русский язык означает «благая весть» или «благовествование»).
За евангелиями следует небольшое сочинение Деяния Апостолов. Затем – Послания апостолов, их 21, из них первые 7 называются соборными, потому что адресованы всем общинам христианским от имени одного из апостолов (Иакова, Петра, Иоанна, Иуды). Остальные 14 посланий носят названия Посланий апостола Павла и адресованы какому-то отдельному лицу (например, Послание к Тимофею). Последняя книга Нового Завета называется Откровение святого Иоанна Богослова, или Апокалипсис (греч. «откровение»).
Как соотносится в Библии историческое и фантастическое? Чему тут можно верить, а чему и нет? Здесь уместно познакомить учеников с различными точками зрения.
Особый интерес в этой связи проявляется к личности Иисуса Христа. Историческая эта личность или мифологическая? Ответ на вопрос неоднозначен. Учитель рассказывает о двух направлениях в религиоведении – историческом и мифологическом.
Многие исследователи мифологической школы, начиная с XVII-XVIII вв., пришли к выводу, что евангелия, которые в соответствии с религиозной традицией являются биографиями Иисуса, не могут быть отнесены к числу достоверных источников (голландский философ XVII в. Б. Спиноза, немецкий историк религии Бруно Бауэр). Они утверждали, что Христос не был прообразом какого-либо реального проповедника и является продуктом мифотворчества.
Современные исследователи, в том числе и советские (религиовед И. А. Крывелев), солидарны с этой точкой зрения. Изучая евангелия, они обращают внимание на большое количество содержащихся там разногласий и противоречий [32, 63].
Историческая школа представляла первоначально богословскую историографию конца XIX – начала XX в. Основная идея ее состоит в том, что для мифа о Христе могли быть использованы отдельные биографические сведения о какой-либо реальной исторической личности. Важно подчеркнуть: большинство зарубежных и отечественных исследователей – сторонники этой идеи.
Современное богословие, не отрицая историчности Иисуса, рассматривает его жизнеописание как составную часть религиозного учения, т.е. на первый план выдвигается вера во Христа, в проповедуемые им идеалы общечеловеческой морали, а не историчность самой личности Христа.
Завершая беседу, рассмотрим заключительную книгу Нового Завета – «Откровение Иоанна» – как связующее звено между Ветхим и Новым Заветами. Эта книга тесно связана с книгами пророков Ветхого Завета (особенно с откровениями Иезекииля и Даниила).