Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по ознакомлению младших школьников с библейскими сказаниями Заключение (стр. 9 из 14)

Апокалипсические произведения были призваны поднять завесу над будущим и рассказать о нем в откровениях пророков. Перед чтением текстов из «Откровения» важно рассказать ученикам о времени их создания: о состоянии христианства на раннем этапе его становления, гонениях на христиан в период правления Нерона или Диоклетиана, об убеждении автора «Откровения», что гонения закончатся, христианство победит и возвысится над своими гонителями (на чем оно основывалось).

Занятие II. Изучение наиболее актуальных проблем Ветхого Завета. План

1. Библейская космогония и космология.

2. Представления о боге, человеке, обществе в Ветхом Завете.

Напомним ученикам, что историю христианской религии необходимо рассматривать в тесной связи с историей иудейской религии, а историю религии нельзя отрывать от истории народов, у которых возникли и существовали эти религии. Обратимся, во-первых, к общеисторическим данным, основанным, в частности, на археологических памятниках, и, во-вторых, к материалам самого Ветхого Завета.

Древние предки евреев, входившие в состав более крупной общности западносемитских племен, еще в первой половине II тысячелетия до н. э. были кочевниками-скотоводами. Они бродили со своими стадами по Сирийско-Аравийской полупустыне и степям к востоку и юго-востоку от Палестины, т.е. в районе, который тогда назывался Ханаан. Библейская книга Бытие, сохранившая легендарные сказания о так называемых патриархах (греч. – «древние предки») Аврааме, Исааке, Иакове, представляет их типичными шейхами, главами больших патриархальных семей, постоянно кочующими с места на место в поисках пастбищ и источников воды для своего скота.

История евреев до XIII в. до н.э. освещена в источниках очень туманно. Древние евреи прошли через стадию родоплеменного строя и еще в глубокой древности сформировали племенной союз Израиль, объединивший несколько их племен. Примитивным формам общественного строя соответствовали и религиозные представления древних евреев. Довольно рано из среды других богов выделился один – Яхве, который стал общим объектом поклонения у всех древнееврейских племен и их главным покровителем. Вероятно, еще в глубокой древности возник миф о договоре, заключенном между Яхве, древними предками евреев – патриархами Авраамом и другими. В книге Бытие об этом «завете» (этим словом в русском переводе передано древнееврейское «берит», что означает «союз» или «договор») рассказывается, что однажды Яхве, явившись к Аврааму, возвестил ему: «И поставь завет мой между мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что я буду богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь; всю землю ханаанскую, во владение вечное...» (Бытие, 17:7). В ознаменование этого завета Яхве приказал Аврааму: «...обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между мною и вами» (17:11) [32, 64].

Подробное изложение основного материала учитель предваряет кратким анализом Пятикнижия. Такой анализ нужен еще и потому, что Пятикнижие (в иудаистской традиции Тора – «Учение») является важнейшим и наиболее авторитетным с религиозно-догматической точки зрения компонентом Ветхого Завета. Автором его иудейское и христианское историческое предание называет Моисея, легендарного пророка, предводителя; израильтян во время их бегства из «дома рабства» в Египте. Оно состоит из пяти книг, объединенных общим сюжетом. В Пятикнижии представлена легендарная история израильтян и их мифических предков-патриархов – от сотворения мира и появления первых людей до исхода из Египта и прихода к границам «земли обетованной», т.е. Палестины. Содержанием исторического процесса Пятикнижие считает возникновение, развитие и углубление союза между Яхве и избранным им народом.

В состав Пятикнижия входят книги: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Бытие – книга, содержащая мифы о миросотворении, о договорах (заветах) между богом и людьми, о нарушениях этих договоров людьми и последствиях (потоп, разрушение городов Содома и Гоморры и т.п.). Исход излагает миф о том, как древние евреи попали в рабство к египетскому фараону, как их бог Яхве открылся Моисею и помог ему избавить евреев от рабства, о вручении богом Моисею на горе Синай «закона» (включая заповеди), о распоряжениях касательно жертвоприношений и богослужения. Левит представляет собой подробнейшие наставления о культе, наградах и карах, связанных с выполнением и невыполнением «закона». Книга Числа посвящена описаниям странствий древних евреев по пустыне после их мифического исхода из Египта. Второзаконие – своего рода сводка материалов первых четырех книг, в центре которой находятся Моисей, его речи и предписания.

Большое место в Ветхом Завете занимают проблемы космогонии и космологии.

Учитель начинает изложение материала с определения космогонии как области астрономии, в которой изучаются проблемы происхождения и развития космических систем и космологии в качестве учения о Вселенной как едином целом.

Почему эти проблемы нашли свое отражение в Библии? Религия древних иудеев выполняла одну из основных социальных функций – мировоззренческую. Авторы Пятикнижия пытаются создать общую картину мира, по-своему объяснить природу человека и пути развития мира.

Картина мира, фигурирующая в Библии, включает представление о трехслойном строении Вселенной: в центре мира находится земля, над ней простираются небеса, под ней – преисподняя. В Библии определяется исключительное значение земли во Вселенной: она является местопребыванием человека, который есть венец творения и создан единственный из всех тварей (от слова «сотворить», «сотворенный»), по образу и подобию Божьему. Геоцентрическая концепция является, таким образом, и антропоцентрической. Человеку предназначено владычествовать «над рыбами морскими, и над птицами небесными... и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Бытие, 1:26). Все на земле и во всей Вселенной существует для человека и во имя человека, даже ангелы и бесы рассматриваются в Библии не как нечто самодовлеющее, а в отношении к Богу и к людям [32, 65].


Приложение 4

«Библейские сказания». Школа «Ренессанс», автор А.В. Антипова.

Цель: Формирование духовно развитой личности ребенка в процессе приобщения к художественной культуре с использованием библейских сказаний.

Задачи:

· формирование морально-этических представлений учащихся;

· формирование информационной культуры школьников;

· приобщение учащихся к мировым духовным ценностям;

· формирование представления о целостности и многообразии мира;

· формирование понятия о непреходящем характере этических и эстетических ценностей.

Занятие первый. Священная история.

Сегодня мы будет говорить о Библии. Это единственная книга, которая называется просто «книга» – так переводится слово «Библия». Тайны ее можно постичь, только уверовав. Апостол Павел говорил, что «вера – уверенность в невидимом и осуществление ожидаемого». Мы постараемся поверить библейским сказаниям и не будем подвергать сомнению все эти порой сказочные и неправдоподобные для современного человека истории. Постараемся понять, почему они на протяжении тысячелетий волнуют мир. Чтобы донести Библию до новых народов, специально были созданы германская и славянская письменность, изобретено книгопечатание.

Библия – это не изложение вероучения, и не история человечества, это рассказ о том, как Бог искал человека. Бог – единственный, один, в отличие от множества богов Египта, Греции, Междуречья. У него много имен, произнесение некоторых из них читалось преступлением. Бог Ветхого завета называется Саваоф, Элохим, Адонаи, и самое священное его имя – Яхве.

Вот эпизод из самого начала Библии: после того, как люди совершили первый грех, они «услышали голос Господа Бога – и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты?».

Итак, Библия это речь Бога, обращенная к людям, а также рассказ о том, как люди слушали (или не слушали) своего Творца. Этот диалог длился полторы тысячи лет [1, 13].

Древние иудеи создали первую часть Библии, она называется «Ветхий завет». Вторая часть – «Новый завет» была создана значительно позднее, и о ней мы будем говорить особо. (Учитель показывает Библию синодального издания, выделяя при этом объем Ветхого и Нового Заветов).

Слово «завет» обозначает «договор». Запись в словарь в тетради. Значит, были Ветхий и Новый "договоры". Кто же и о чем договаривались?

Через самых достойных людей разных времен Бог заключал заветы – договоры, союзы с людьми, давая им обетования – обещания спасения от власти зла. В Ветхом завете говорится о четырех таких союзах (внимание на учебную доску, где размещен следующий список):

Адам

Ной

Авраам

Моисей

Давайте запишем эти имена.

Взамен люди обещали не грешить и повиноваться.

Первый завет был нарушен Адамом – и он был изгнан из рая, об этом нам расскажет (имя ученика, который готовил рассказ об этом эпизоде). Завет, который заключил Бог с праведником Ноем, дал возможность возродить человечество после Всемирного потопа (об этом нам расскажет…). Завет с Авраамом знаменовал появление избранного Богом народа (евреев) (об этом нам расскажет…). Завет с Моисеем вернул еврейский народ на путь истинный и дал ему законы праведной жизни – Десять Заповедей (об этом нам расскажет…). На пятом Завете, заключенном Христом, основано христианство. Это уже другая религия [1, 14].

Священная история говорит нам о создании мира и жизни в нем. Сейчас давайте обратимся к первому сюжету. (Демонстрация иллюстрации к Библии Гюстава Доре «И сказал Бог: да будет свет» (Быт.1.3. и др.). Слово предоставляется ученику. (Пересказ А.И. Немировский, «Библейские сказания» из книги «Мифы и легенды Древнего Востока», глава «В начале начал». Семь дней творения представлены центральным символом иудаизма – религии древних евреев – семисвечником (менорой). Учитель на доске изображает менору. Последовательно показывая на каждую свечу, учитель обращается к классу: Что было создано в этот день? (Средняя свеча – суббота). Учитель кратко рассказывает о жизни в раю, создании женщины и передает слово следующему ученику с вопросом: какой же первый завет заключил Бог с людьми? Ученик при ответе использует понравившиеся ему иллюстрации в программе «Библия» или картину Рафаэля «Адам и Ева».