Третья группа сексуальных убийц – «нетипичные». Эти лица с относительно позитивными характеристиками. К ним относятся отчимы, совершившие сексуальные действия с детьми. Почти все убийства этой группы совершаются в состоянии алкогольного опьянения. Лица совершают убийства только с целью сокрытия изнасилования, они ранее не судимы, по месту жительства и работы характеризуются положительно.
Сексуальными убийцами этого типа нередко являются лица от 50 лет и старше. Иногда причиной сексуальной агрессии в этом возрасте становится результат прогрессирующего атеросклероза, вследствие чего наступают болезненные изменения в мозгу. Преступники этого возраста имеют тенденцию к сохранению спокойного образа жизни, что связанно с их семейным положением и постоянной работой. В силу этого они менее мобильны по сравнению с другими типами сексуальных убийц. Это в основном семейные люди. На почве систематического, сокрытого от окружающих злоупотребления алкоголем, они деградируют как личности, насилуют своих детей. А с целью предупреждения огласки факта сексуальной агрессии убивают детей и используют способы сокрытия трупа. Надежно сделав это, они, не редко, разыгрывают из себя страдающих отцов, чтоб отвести от себя подозрения. Потерпевшими, как правило, становятся падчерицы, дети сожительницы, племянницы преступников или лица, принадлежащие к близкому кругу знакомых семьи.
Указанные преступники совершают убийства, как правило, подручными средствами (камень, кухонный нож).
1.2.3. Данные, характеризующие потерпевшего.
В отличие от уголовно-правового понятия предмета преступления предметом непосредственного посягательства в криминалистическом аспекте может быть человек, то есть его телесная организация, которая рассматривается как физико-биологическая система, вступая в разные взаимодействия, отображает себя в материальной среде.[24]
В преступлениях, направленных против личности, жертва как личность выступает всегда в виде объекта, а как материальный субстрат (тело и психика) в виде предмета посягательства. Поэтому, при сексуальных убийствах жертва проявляет себя в криминалистической характеристике как элемент, который отображает признаки объекта преступления. При сексуальных убийствах, как активный элемент криминальной ситуации становится неотъемлемым элементом механизма преступления и обстановки его совершения.
Последствия покушения отображаются и проявляются на теле и в психике жертвы. Как материальный субстрат жертва отображает внешнее влияние окружающей среды, в том числе и действий преступника. Поэтому, характер следов покушения, которые остаются на теле и в психике потерпевшего (при покушении на сексуальное убийство), может указывать не только на признаки орудия преступного деяния, но и на субъективные качества, черты характера виновного (жестокость, садизм, огромная физическая сила, наличие навыков в определенной отрасли).
В криминалистической характеристике убийств данные о личности потерпевшего имеют огромное значение. Владея информацией о физических, психических и социальных признаках потерпевшего, следователь в ходе расследования может создать приблизительную модель его личности, что сопутствует выдвижению версии об обстоятельствах, мотиве убийства, о личности преступника.
А.Н. Колесниченко и В.Е. Коновалова считают, что система признаков, относящихся к личности потерпевшего, имеет сложную систему. Она включает в себя общую демографическую информацию (пол, возраст, место жительства, образование и т.д.), данные о способе жизни, четах характера, привычках и наклонностях, связях (личных, родственных, служебных, бытовых), и отношениях (враждебные, неприязненные, дружеские). А также признаки виктимности (например, аморальное поведение женщины).[25]
При сексуальных убийствах необходимо тщательно собирать следующую информацию о личности потерпевшего: возраст, пол, физические особенности, семейное положение, социальная адоптация, интеллект, взаимоотношения, успехи в учебных заведениях (на месте работы), стиль жизни и недавние изменения в стиле жизни, темперамент, манеры поведения, место жительства (предыдущие и последние), репутация дома и на работе, история болезни (физические и психические особенности), привычки (употребление алкоголя, наркотиков), увлечения, друзья и враги.
Серьезность данных о потерпевшем в криминалистической характеристике убийств объясняется двумя обстоятельствами: определенной выборочностью в действиях преступника свидетельствует про взаимосвязь между особенностями личности преступника и потерпевшего; наличие связи между преступником и потерпевшим влияет на цель, мотив, место, время, способ совершения и сокрытия преступления.
Жертва сексуального убийства связанна со всеми компонентами криминалистической характеристики данной категории преступлений. Но наибольший интерес вызывает её связь с преступником, поскольку он помогает разработать рекомендации, которые обеспечивают непосредственно «выход» на преступника. Взаимосвязи жертвы и преступника разнообразны и прослеживаются по линии общих морально-психологических, поведенческих, мотивационных, пространственно-временных и других характеристик и отношений.
Половые и возрастные особенности жертвы могут выступать как индикаторы, которые указывают на группу лиц, в которой возможно нахождение преступника и очевидцев. В зависимости от указанных признаков личность проявляет себя в сферах служебной, интимной, бытовой.
Анализ уголовных дел о сексуальных убийствах помогает выделить три уровня общения жертвы и убийцы.
На первое место следует поставить бытовое окружение жертвы. Связи жертвы и преступника являются постоянными достаточно тесными.
На втором месте находится периферия бытового и другого окружения. Этот уровень отличается от предыдущего ситуативностью и эпизодичностью.
И, наконец, можно вести разговор о дальнейшем окружении жертвы; связи с которой определяются не межличностными отношениями, а пространственно-временными рамками. Для этих связей характерна случайность их преображения в отношения.
Розыск сексуального убийцы должен осуществляться по линии перехода исследования уровней окружения. При этом к этому нужно подходить как к чему-то данному на момент совершения преступления, так как уровни окружения динамичны, в зависимости от перемен возрастного параметра. Например, у школьников ближайшим окружением являются одноклассники. При поступлении в ВУЗ – однокурсники, а одноклассники переходят в разряд периферийного окружения.[26]
Так, часто жертвами гомосексуалистов становятся лица из числа близкого преступнику круга знакомых. Они либо учились в одной школе или классе, проживали по соседству. При расследовании сексуальных убийств также необходимо иметь в виду то, что акты мужеложства не являются единичными; как правило, преступники совершают неоднократные попытки удовлетворения сексуального влечения в неестественной форме. При сексуальных убийствах следует допускать то, что преступник ранее совершал акты сексуальной агрессии, и они известны окружающим его лицам. В большинстве случаев удается отыскать свидетелей сексуальной агрессии преступника и через них выйти на него.
При изучении уголовных дел про серийные сексуальные убийства часто прослеживаются закономерности в выборе преступником жертв по половым признакам, одни выбирают только мальчиков или девочек, другие только женщин среднего возраста, третьи только престарелых женщин, четвертые совершают убийства несовершеннолетних и престарелых обоих полов. Прослеживается закономерность в выборе жертвы и по другим признакам –выбор жертвы только из ближайшего окружения: близкие знакомые, жертва и преступник находятся в родственных отношениях; выбор жертвы с более легкими возможностями сближения: малолетние, школьницы младших классов; по цвету и стилю одежды: короткая юбка, черные колготки, высокие каблуки; по сексуальной привлекательности внешних черт жертвы: бюст, фигура, длинна ног; иногда выбор носит случайный характер, и преступник преследует цель напасть на случайную жертву.
С теоретической и практической точки зрения одним из важнейших классификационных способов формирования криминалистической типологии сексуальных убийств является содержание взаимосвязи «жертва-преступник». Следовательно, жертвы сексуальных преступлений можно разделить на четыре группы.
В первую группу входят лица, которые находились в интимных, родственных отношениях и других достаточно близких отношениях с сексуальным преступником (кум, отчим, племянник).
Во вторую группу входят жертвы, разнообразные отношения которых с сексуальным убийцей развиваются на почве личного знакомства в рамках осуществления служебной, общественной и другой деятельности.
Третью группу образуют жертвы, отношения которых с убийцей формируются на почве случайного знакомства. Преимущественное большинство лиц этой категории строила свои отношения с преступником на почве совместного распития спиртных напитков и вступления в интимные отношения.
Четвертую группу составляют потерпевшие, взаимоотношения которых с преступником не были материализованными двухсторонними отношениями до момента покушения, а контакта с преступником возникли в момент совершения преступления.
Важнейшим в криминалистическом аспекте является разделение взаимоотношений жертвы и сексуального убийцы в зависимости от их характера. Анализ уголовных дел, касающихся сексуальных убийств позволяет разграничить дружеские, нейтральные и неприязненные отношения, а также их отсутствие до преступного результата.
Криминалистическая значимость неприязненных отношений проявляется в возможности использования информации про них для установления личности преступника, мотивов его поведения, источников информации и т. д. В связи с этим конфликтность, неприязнь в отношениях довольно часто скрывается преступником от окружающих. Такое сокрытие нередко предвидит перспективу освобождения от связи с будущей жертвой, которая стала опасной в связи с совершением в отношение неё полового преступления, про которое она угрожает обратиться в милицию. Отсутствие информации о реальном характере отношений жертвы с разными особами серьёзно усложняют раскрытие преступлений.