Поры - это выводные отверстия протоков потовых желез.
Пороскопия (греч. poros–отверстие и греч. skopeo – смотрю) – это изучение конфигурации, размеров и взаиморасположния пор кожи человека (выводных отверстий сальных и потовых желез). Применяется наряду с дактилоскопией и пальмоскопией для целей идентификации личности. Впервые пороскопические признаки поставил на службу идентификации личности в 1911 году французский криминалист Э. Локар. Он доказал, что поры являются устойчивыми идентификационными признаками в пальцевом узоре и особенно незаменимы в случаях, когда более крупных признаков в следе не имеется.
Э. Локар, основываясь на анатомическом строении пор, в своих экспериментальных исследованиях, доказывает неизменность пор у человека в течение всей жизни. Он отмечает следующие признаки, характеризующие поры:
размер,
форма,
количество на единицу измерения,
расположение, совокупность которых строго индивидуальна для каждого человека и, следовательно, неповторима.
По данным Э. Локара, диаметр пор колеблется от 0,080 до 0,250 мм; на 1 см приходится от 8 до 18 пор; по форме они довольно разнообразны – чаще всего встречаются поры эллиптической и овальной формы, значительно реже – треугольной и круглой.
Другие ученые полагают, что поры у человека исключительно круглые или почти круглые.
Для эксперта важно, чтобы пора постоянно отображалась одинаково. В силу этого, практический интерес представляет не форма самой поры, а форма ее отображения в следах.
Край папиллярных линий только для невооруженного глаза в отпечатке пальца кажется ровным. На самом же деле очертания валика на пальце и в его отображении представляют собой кривую линию сложной конфигурации. Можно утверждать, что неровность рельефа присуща самим папиллярным валикам и их краям. Об этом впервые в 1962 году заявил индийский криминалист С.К. Чаттерджи. Исследуя окрашенные отпечатки пальцев на различных документах, он часто встречался с непригодными для идентификации оттисками. Исследования привели его к новым признакам в дактилоскопии – признакам края папиллярных линий. Тогда же появился термин – эджеоскопия.
Эджеоскопия (англ. edge – край, граница и греч. skopeo – смотрю) – раздел экспертизы следов папиллярных узоров, касающийся возможности использования неровностей на краях папиллярных линий в целях идентификации.
По мнению А.И. Железнякова для идентификации человека по порам достаточно 22-ух пор.
Поры имеют различную форму и располагаются посредине, либо у одного из краев папиллярных линий. На одном сантиметре папиллярных линий встречаются от 9 до 18 пор. Особенности пор (их форма, размеры, взаиморасположение) могут использоваться для идентификации личности.
Кожа человека состоит из двух слоев: эпидермиса и дермы. Эпидермис – это наружный слой, а дерма – глубокий слой кожи. Дермальный слой кожи плавно переходит в слой подкожно-жировой клетчатки, расположенной глубже дермы. Общая толщина кожи на ладонных поверхностях кистей рук может достигать 4-5 мм.
Кожа ладонной поверхности рук человека имеет сложный рисунок, который в основном повторяет взаиморасположение мельчайших сосочков (папилляров), находящихся в большом количестве внутри эпидермиса (наружного слоя кожи). На внешней поверхности кожи, благодаря папиллярам, можно видеть множество папиллярных линий, потоками изгибающихся в различных направлениях.
Папиллярные линии располагаются на некотором расстоянии друг от друга и разделяются бороздками - углублениями шириной 0,1 - 0,3 мм. Наличие бороздок дает возможность увидеть образуемый валиками узор. Бороздки, за редким исключением, не обнаруживаются в следе.
Свойствами папиллярных узоров являются:
индивидуальность,
относительная неизменность (неповторяемость)
восстанавливаемость.
По мнению известного российского криминалиста И.Ф. Крылова, указанные свойства нередко называют законами дактилоскопии.
Индивидуальность папиллярных узоров позволяет по следам и отпечаткам идентифицировать лицо, оставившее их. Система признаков, обуславливающая индивидуальность папиллярного узора, выражена у человека исключительно отчетливо. Другой особенностью индивидуальности узора является значительный объем информации, который он в себе содержит.
Говоря об относительной неизменности папиллярных узоров, следует иметь в виду, что это понятие предполагает, с одной стороны, определенную устойчивость объекта, а с другой - показывает, что и он подвержен каким-то изменениям. В силу этого надо выделить понятие собственной устойчивости узора и устойчивости узора к деформации в момент следообразования.
Под собственной устойчивостью папиллярного узора понимается неизменность его строения с течением времени. Папиллярный узор остается практически неизменным всю жизнь человека. Сформировавшись на 2-4-м месяце внутриутробной жизни и заканчиваясь к 6-му месяцу, папиллярный узор первые 18-20 лет лишь растет, увеличиваясь в абсолютных размерах пальцев и соответственно, в размерах имеющихся на них папиллярных линий, но при этом все мельчайшие детали узора, их взаиморасположение и количество остаются неизменными. При старении человека, папиллярные линии несколько сглаживаются, на коже появляются морщины, но и это не изменяет основного рисунка узора.
Говоря об устойчивости к деформации в момент следообразования, следует отметить следующее. Располагаясь на достаточно эластичной поверхности кожи, узор в процессе следообразования подвергается деформации: в зависимости от направления и величины усилия он на одних участках растягивается, а на других сжимается. Обычно эти искажения касаются деталей строения узора, но в редких случаях встречаются искажения общего вида папиллярного узора. И все же, как свидетельствует практика, деформация узора не приводит к значительному искажению всех без исключения признаков и всегда остается достаточный комплекс незначительно измененных или вовсе не измененных признаков, который и позволяет эксперту сделать правильные выводы.
Восстанавливаемость - это биологическое свойство организма, заключающееся в способности разрушенных тканей самовосстанавливаться в первоначальном виде. Ладонная поверхность рук постоянно подвергается трению, в результате чего верхний ороговевший слой кожи все время стирается, но, несмотря на это, кожа восстанавливается, обновляя без изменения папиллярных узоров. Восстановление папиллярного узора происходит и при повреждении верхнего слоя кожи, и только нарушение целостности нижних слоев кожи (дермы) приводит к повреждению узора, к появлению шрамов и рубцов, которые, покрывая только часть поверхности кожи, не препятствуют идентификации. Более того, шрамы и рубцы сами обладают определенной информацией, которая используется для отождествления личности. Папиллярные узоры нельзя уничтожить или изменить, не повредив серьезно кожу. В зарубежной литературе сообщалось о предпринимавшихся преступниками попытках уничтожить узоры с помощью хирургической операции путем пересадки кожи, путем внесения в папиллярные узоры каких-либо частичных изменений, стиранием рельефа кожи, повреждения его острым предметом или даже подвержению воздействия химических реактивов и высоких температур. Но достичь желаемых результатов преступникам не удавалось - узоры либо восстанавливались полностью, либо возникали необратимые изменения отдельных участков кожи.
В 1934 году в Чикаго агентами федеральной полиции был убит известный гангстер Джон Диллингер. Папиллярные узоры на кончиках пальцев рук трупа оказались нарушенными в результате воздействия, очевидно, какого-то разъедающего вещества. Однако действие этого вещества было недостаточным и нарушение папиллярных узоров не исключало возможность идентификации. Другой случай связан с Гасом Уинклером, которому была сделана хирургическая операция пальцев. Операция эта была произведена, скорей всего, лицом, достаточно хорошо знающим криминалистические способы идентификации личности по отпечаткам пальцев. Узор был не просто уничтожен, а ему был придан другой вид с расчетом на то, что эксперт не обнаружит этого изменения. Однако после заживления в отдельных участках узор восстановился.
В зависимости от строения центрального рисунка (центральной части) пяпиллярные узоры пальцев принято подразделять на три основных типа: дуговые, петлевые и завитковые. В дуговых узорах папиллярные линии центрального потока начинаются на одной стороне, приподнимаются со средней части и заканчиваются на другой стороне пальца. Дельту в дуговом узоре в большинстве случаев выделить не удается, но, если даже последняя выражена достаточно отчетливо, практического значения в таком узоре она не имеет.
Каждый тип узора подразделяется на виды (разновидности).
Дуговые узоры подразделяются на простые, пирамидальные, шатровые, елкообразные и узоры с неопределенным строением центральной части.
Петлевые узоры подразделяются на простые, половинчатые, замкнутые, изогнутые, параллельные и двойные.
Завитковые узоры подразделяются на простые, спирали, петли-спирали, петли-клубки, петли-улитки, неполные завитковые узоры.
Петли составляют 65% всех узоров, завитковые – 30% и дуговые – 5%.
Наиболее сложным является завитковый узор, а наиболее простым – дуговой.
Такая классификация папиллярных узоров дает возможность идентифицировать по ним человека, строить системы уголовной регистрации. Идентификационные задачи решаются путем сопоставления комплекса признаков, выявленных отпечатков пальцев при осмотре места происшествия и контрольных (экспериментальных) отпечатков, полученных у подозреваемого или обвиняемого.