Смекни!
smekni.com

Анатолий Маpтынов – Исповедимый путь Философские этюды (стр. 11 из 39)

Это новое протяжение отвечает всем требованиям, которые мы на основании предыдущих размышлений можем предъявить к четвертому измерению.

Под идеей "времени" мы обозначили, с одной стороны, некоторое пространство, а с другой - движение по этому пространству. Причем движение это в действительности не существует, а оно представляется нам существующим только .потому, что мы не видим пространства -времени, т. е. ощущение движения во времени возникает у нас потому, что мы смотрим на мир как бы через узкую щель: видим только линии пересечения плоскости времени с нашим трехмерным пространством.

Неполное ощущение времени (четвертого измерения) - ощущение сквозь щелку - дает нам ощущение движения, т. е. создает иллюзию движения, которого в действительности нет и вместо которого в действительности существует только протяжение по непостижимому для нас направлению.

Но мы не поймем четвертого измерения до тех пор, пока не поймем пятого измерения.

Неопределенность, возникающую при четырехмерном описании пятимерного мира, можно пояснить следующим образом. Представим себе модернизированный вариант платоновской пещеры - кинозал, в котором места занимают "платоновские физики" (будем их называть П-физиками в благодарность Платону, подарившему человечеству замечательный образ), - но на освещенном экране не демонстрируется фильм, а перемещаются тени от шаров, движущихся в зале в лучах прожектора.

Допустим, что у наших П-физиков есть возможность наблюдать все события, происходящие в (трехмерном) зале, только по теням на (двухмерном) экране. Таким образом, описывать события они могут только с помощью величин, характеризующих расположение и перемещение теней на экране. Предположим далее, что шары взаимодействуют друг с другом (в трехмерном зале) по законам упругого удара. Тогда в результате своих двумерных исследований П-физики неизбежно столкнутся с тем, что "одни и те же" (двухмерные) условия приводят к существенно различным результатам: в одних случаях (двухмерное) столкновение шаров ведет к изменению их движения, а в других случаях шары беспрепятственно проходят друг через друга. Неопределенность результата взаимодействия шаров П-физики могли бы описать с помощью вероятности, которая с трехмерной точки зрения определяется, конечно, отношением диаметра шаров к глубине зрительного зала - величиной, не наблюдаемой П-физиками. Подобного рода неопределенность, вероятностный характер законов можно было бы ожидать, если бы оказалось, что мир можно уподобить пятимерному зрительному залу, а реальное пространство - время - четырехмерному экрану" [21].

В действительности вечность не есть бесконечное протяжение времени, а линия, перпендикулярная ко времени, - потому что если вечность существует, то каждый момент вечен, и мы можем считать у мер времени два измерения. Второе измерение, т. е. вечность, будет пятым измерением пространства. Движение первого измерения идет по порядку -последовательности: сначала причина, потом следствие, т. е.

время является продуктом причинно-следственных связей. Это предположение, выдвинутое примерно сто лет назад, нашло блестящее подтверждение в наши дни в работах ленинградского астронома профессора Николая Александровича Козырева.

ГИПОТЕЗА ПРОФЕССОРА Н. А. КОЗЫРЕВА О ПРИЧИННОСТИ ВРЕМЕНИ

Ход времени определяется линейной скоростью поворота причины относительно следствия, которая равна 700 м/с со знаком "плюс" в левой системе координат.

Н. А. Козырев Н. А. Козырев пришел к идее причинности времени в 50-е годы нашего века. Он писал о времени следующее: "Что собой представляет время, до сих пор еще неизвестно. В физике по этому вопросу существуют смутные соображения, тогда как в силу важности вопроса следовало бы иметь написанные о времени целые тома. Физик умеет измерять только продолжительность времени, поэтому для него время - понятие совершенно пассивное. Теперь мы пришли к заключению, что время имеет и другие, активные свойства. Время является активным участником мироздания" [34].

Суть причинной механики Н. А. Козырева может быть изложена в нескольких постулатах: 1. "В причинных связях всегда существует принципиальное отличие причин от следствий. Это отличие является абсолютным, независимым от точки зрения, т. е. системы координат.

2. Причины и следствия всегда разделяются пространством.

Расстояние между причиной и следствием может быть сколь угодно малым, но не может быть равным нулю.

3. Причины и следствия, возникающие в одной и той же точке пространства, различаться не могут и представляют собой тождественные понятия.

4. Причины и следствия всегда разделяются временем.

Промежуток времени между причиной и следствием может быть сколь угодно малым, но не может быть равным нулю. Следствие всегда находится в будущем по отношению к причине. Таким образом, отношение причин от следствий устанавливается свойством времени.

5. Время обладает особым, абсолютным свойством, отличающим будущее от прошлого, которое может быть названо направленностью времени. Этим свойством определяется отношение причин к следствиям, ибо следствие всегда находится в будущем по отношению причин..." [34].

Весьма интересно, что академик В. И. Вернадский в своих обобщениях вопросов естествознания пришел к заключению, что "...время натуралиста не есть геометрическое время Миньковского и не время механики и теоретической физики Галилея или Ньютона.

Действительно, для натуралиста - как и в обыденной жизни - первостепенное значение имеет направленность времени - понятие, которым совершенно не пользовались точные науки" [18].

Существование направленности времени, как некоторой физической реальности, вытекает даже просто из самой возможности жизни. Действительно, существо жизни заключается в процессах, направленных против возрастания энтропии. Это означает, что в организмах, в некоторых процессах, ход времени может отличаться от мирового хода времени.

Поэтому, подобно астрофизическим данным, точные биологические опыты должны показать в процессах жизни нарушение обычного баланса энергии из-за использования жизнью мирового хода времени" [34].

Итак, время обладает двумя следующими свойствами: 1) свойство скалярное, которое выражается существованием промежутков времени (dt), и 2) свойство векторное, которое представляется псевдовекторами хода времени +/-iC2, где С2 - псевдоскаляр, представляющий как бы скорость превращения причины в следствие и могущий служить мерой хода времени; i - орт направления причинно-следственной связи.

Н. А. Козырев занимался этой проблемой почти 30 лет. И все эти годы стойко выдерживал и прямое отрицание, и замаскированный скептицизм. Но он твердо верил, что истина всегда восторжествует. И для этого оптимизма у него были основания - достаточно вспомнить Луну.

Незыблемо считалось, что Луна относится к планетам, потерявшим внутреннюю энергию. Основанием для этого суждения служил второй закон термодинамики: "Теплота не может переходить сама собой от более холодного тела к более теплому", т. е. Луна - мертвое тело, закончившее свою эволюцию. И вдруг Н. А. Козырев заявляет: на Луне возможна вулканическая деятельность. Это было настолько парадоксальным, что над ним издевались долгие годы. Самое интересное состоит в том, что он вначале и не искал вулканы, - он лишь проверял одно предположение: сравнивая спектры света, отраженного Луной и горными породами Земли, он хотел найти аналоги. И делал это, нарушив каноны, согласно которым спектральные наблюдения Луны - бессмысленное занятие. Ведь она сама не является источником света и лишь отражает солнечные лучи.

Н. А. Козырев терпеливо продолжал именно спектральные наблюдения Луны. Год за годом он приезжал в Крымскую астрофизическую обсерваторию, направлял на Луну 50-дюймовый рефлектор и привозил в Пулково пластинки со спектром солнечных лучей. Он мог, наконец, прекратить попытки. Мог, но не прекратил. 3 ноября 1958 года Н. А.

Козырев делал снимки Марса, а когда закончил намеченную работу, посмотрел на часы и убедился, что телескоп будет в его распоряжении еще некоторое время, и навел рефлектор на лунный кратер Альфонс, который давно вызывал у него подозрения. На щели спектрографа он отчетливо увидел центр кратера в каком-то необычном состоянии: он был значительно ярче и светлее. Уже в кювете, проявляя пластинку, Козырев увидел полосы свечения газов, которые могли выходить только из недр Луны. Он даже поежился: а что было бы, наведи он телескоп на Альфонс получасом позже? Через год он установил выброс пепла в Альфонсе.

Сообщение Н. А. Козырева вызвало волну скептицизма. Дошло ло того, что директор луннопланетной обсерватории доктор Джеральд Койпер (США) ответил Козыреву: "Неубедительно" и объявил его в американских научных кругах шарлатаном. И лишь приехав в Пулково и лично, с лупой в руках, осмотрев спектрограмму, Дж. Койпер скажет: "Ради этого стоило пересечь океан". Спор продолжался еще долго, и лишь в канун 1970 года был зафиксирован приоритет Н. А. Козырева в открытии вулканов на Луне, а Международная астронавтическая академия наградила его именной Золотой медалью с бриллиантовым изображением Большой Медведицы.

Что же позволило Н. А. Козыреву предполагать вулканизм на Луне? В чем суть его гипотезы? В том, что Луна и Земля представляют собой причинно-следственную пару, и Земля подкачивает свой естественный спутник энергией через время: сама по себе Луна не смогла бы сохранить внутреннюю энергию.

Так и возникла гипотеза внутреннего вулканизма, впоследствии блестяще подтвержденная.