Смекни!
smekni.com

Анатолий Маpтынов – Исповедимый путь Философские этюды (стр. 25 из 39)

Религия отвечает на запросы сердца - отсюда ее магическая сила; наука - на запросы разума - отсюда ее неодолимая мощь. Но прошло уже много времени с тех пор, как эти две силы перестали понимать друг друга. Религия без доказательств и наука без надежды стоят друг против друга, бессильные победить одна другую.

Отсюда глубокая раздвоенность и скрытая вражда - и не только между государством и церковью, но и внутри самой науки, в лоне всех церквей, а также в глубине совести всех мыслящих людей.

Ибо каковы бы мы ни были, к какой бы философской или социальной школе мы ни принадлежали, мы несем в своей душе эти два враждебных мира, с виду непримиримые, хотя они возникли из одинаково присущих человеку, никогда не умирающих потребностей: потребности его разума и потребности его сердца".

Удивительные и простые мысли, высказанные почти 100 лет тому назад Эд. Шюре, звучат сегодня, как самое современное видение мира [81]. Только процесс раздвоенности в душах мыслящих людей принял еще более угрожающие формы. Я не буду анализировать динамику этого процесса на Западе. Общество потребления, каким по сути является капиталистическое общество, ведет безусловно к разрушению духовной структуры человека. Отсюда произрастают все извращения - от наркомании до милитаризма и войн.

Культура, порожденная христианством, оказалась не христианской, или, говоря словами Бердяева, "...христиански недостроенной. Достаточно вспомнить первую мировую войну. Ее начинали христианские государства для решения их христианских дел.

На войну их благословляли их церкви, считавшие себя носителями любви и милосердия. В духовном плане над Европой открылась бездна. В нее ринулись демонические силы. Отсюда многое... и Гитлер, и невозможность жить без водородной бомбы, и концлагеря - самое примечательное проявление гуманизма, если видеть мир глазами Власти" [7].

Если рассматривать развитие духовности в нашей стране, то надо отметить, как безусловно отрицательный момент, отрыв от национальных корней в период 20-х - 30-х годов, когда объявив религию "опиумом для народа", попытались заполнить возникший духовный вакуум лозунгами о подъеме страны и мировой революции.

Сначала эти лозунги работали и объединяли людей. Затем во времена сталинских пятилеток их мобилизующее начало было подкреплено еще и силой культа личности и страхом власти, а позже - необходимостью подвига в Великой Отечественной войне.

Уже после войны начинает сказываться несоответствие этих лозунгов внутренней структуре людей. И чем выше поднимался индекс благосостояния народов, чем настойчивее он декларировался со страниц, трибун и экранов, тем яснее становилась пропасть между лозунгами и индивидуализированным мышлением людей. Снова обозначился колоссальный духовный дефицит, достигший к началу семидесятых годов своего наивысшего состояния. Бездуховность молодежи, родившейся уже после войны, отразилась прежде всего на проблеме отцов и детей.

Острый духовный голод привел, с одной стороны, к проявлению определенной тяги к корням русской культуры, фундаментом которой было православие; с другой стороны, сначала на Западе, а затем и у нас появилась индуистская йогическая литература, хлынувшая широким потоком и повсюду нашедшая хорошо подготовленную почву для восприятия. И то, и другое само по себе еще не вызывало тревоги, хотя и привело к глубокому переосмыслению назначения человека на Земле. Позже я подробно остановлюсь на этих двух путях духовного совершенствования.

Страшнее оказалось другое: от духовного голода люди часто обращались к настоящим духовным помойкам в виде многочисленных секций и сект. Я не даром объединил эти два понятия, ибо секции, как тупиковые направления, в пределе приходят к сектам.

Убедительным подтверждением эволюции бездуховности являются данные о развитии алкоголизма в нашей стране, представленные в материалах, собранных академиком Ф. Г. Угловым и доложенных медицинской конференции в 1981 году. Доклад назывался "Медицинские и социальные последствия употребления алкоголя". Данные были проверены и обработаны учеными Новосибирского академгородка. В лекции канд. физ.-мат. наук В. Г. Жданова - председателя научно-методической секции по пропаганде трезвости СО АН СССР, прочитанной им в одном из санаториев города Сочи летом 1984 года, приводится такая динамика потребления алкоголя в России и в Советском Союзе с 1900 по 1983 год.

"В 1905 году в пьяной России мы пили по 3,5 литра чистого алкоголя на душу населения в год. В 1914 году производство и потребление алкоголя резко подскочило до 4,6 литра. В 1914 году в связи с началом войны был введен "сухой закон". Он просуществовал в нашей стране 11 лет и был отменен в 1925 году после смерти Ленина.

Уже в 1925 году индекс потребления поднялся до 0,9 литра. Дальше производство и потребление алкоголя нарастало, и к 1940 году мы вышли на уровень 1,9 литра. Во время войны почти все винокуренные заводы были закрыты. На уровень 1940 года мы вышли только в 1960

году. Начиная с 1962 года, в нашей стране с алкоголем начало твориться что-то совершенно невообразимое. За неполные 20 лет мы вышли на уровень производства алкоголя 10,8 литра на душу населения, превысив средний уровень потребления алкоголя в пьющих странах почти в 2,5 раза! (в 1980 году). В 1983 году, по предварительным данным, было уже 12 литров алкоголя. Последствия этого пьяного разгула были ужасающие. По оценке Всемирной организации здравоохранения, в нашей стране в 1980 году было 40 млн. алкоголиков и пьяниц. Но еще страшнее - последствия для будущего, подрастающего поколения. По закрытым данным Академии педагогических наук, в 1982 году родилось 16,5% ненормальных детей. Страна не успевает строить школы для дебильных детей" [25].

Полностью разделяя тревогу, высказанную автором этой лекции, я тем не менее не могу согласиться с тем, что причины этого пагубного явления внешние - что это происки ЦРУ. Причины роста алкоголизма - сугубо внутренние: просто алкоголь - самый доступный способ заглушить духовный голод.

Что же касается социальности, то она совершенно не контролирует ситуацию, и уж подавно не способна утолить этот голод.

Не справляется с этим и официальная культура, все более скатывающаяся на уровень потребительского ширпотреба. Недаром процветают сейчас такие социальные парадоксы, как пугачевский и глазуновский бумы. "Что же происходит с нашим искусством?" - вопрошает известный искусствовед М. Чегодаева. В мире существует масса потребителей искусства, отличительный признак которых состоит в том, что они именно"потребители", духовные импотенты, органически неспособные ни к какому активному восприятию искусства. Все, на что способен потребитель, это пассивно "заглотить" то, что ему подсунуто в рот, а посему предпочитающий пищу полегче - "духовную кашицу", - перемолотую, пережеванную, чуть ли не переваренную. Потребительство - это в какой-то мере обратная сторона расширения культуры, результат перенасыщения искусством - того "перекорма", когда искусство в форме телевидения, радио, рекламы, магнитофонов, транзисторов стало постоянным фоном жизни - фоном, которого современный человек почти и не воспринимает, но без которого уже не может жить, как без привычного наркотика.

В мире хорошо известны свойства потребителя, клюющего на приманку рекламы, сенсации, шума, ажиотажа. Такой потребитель получил название "китч-мена" - потребителя "китча", т. е., дешевки, духовного ширпотреба. Искусство И. И. Глазунова - "китч" высшей марки, "китч" в своем кристально-чистом выражении" [74].

Исчерпывающая характеристика "китча" дана Кристианом Келлером: "Китч означает бегство от истинного решения жизненных противоречий посредством дешевой сублимации чувств в неподлинном" [74].

Не правда ли - своеобразный аналог алкоголю? Вот почему из года в год растет разрыв между официальным искусством, культурой системы, и "альтернативной антикультурой" масс. В допетровской Руси выразителями такой "антикультуры" были юродивые. Институт юродства на Руси имел огромное влияние на царей. Юродивый пропускал через себя, через свое сердце, всю боль народа и оттого ходил голый, что бояре ходили в шубах: это доведенная до гротеска выворотная сторона жизни народа; это всегда - духовный подвиг.

В наше время великим юродивым был Владимир Высоцкий. В этом - неугасающий феномен его популярности, да и всего бардовского движения.

По словам В. В. Налимова, новое всегда появляется из подполья настоящего. Пройдя путь от объединения вокруг общей цели до разъединения вокруг личного благосостояния, наша идеологическая машина перестала удовлетворять духовным потребностям людей. Есть ли этому пагубному процессу какая-либо здравая альтернатива? Безусловно есть, но она требует глубокой переоценки жизненных ценностей и должна опираться, с одной стороны, на традиционную культуру России, а с другой - отвечать динамическому моменту сегодня.