Это достигается лишь внутренней духовной работой, а проще - праведной жизнью. Тогда вы неминуемо станете творцом, и пусть объектом вашего творчества будете вы сами, это не останется незамеченным в мире, ибо суммарная аура Земли и ее карма зависят от каждого из нас, Иисус сказал: "Спасись сам, - вокруг тебя спасутся тысячи".
ИТОГОВЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ...
Созидать и не обладать, трудиться и не искать выгоды.. добиться цели и не гордиться.
Лао Цзы.
Говоря о ситуации, сложившейся в нашей стране, мне хочется сказать, что руководит мною не злорадство, а боль за то, что все могло бы быть иначе. Лишь формально признавая наличие духовной составляющей людей, акцентируя лишь материальный аспект жизни, адресуясь не к людям, а к планам, социальность порождает все более технократическое мышление. И чем дольше будет продолжаться этот процесс, тем все больше теневых моментов будет характеризовать нашу жизнь. Необхо- димо помнить предостережение К. Маркса: "В наше время все как бы чревато своей противоположностью... Победы техники как бы куплены ценой моральной деградации. Кажется, что по мере того как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом своей собственной подлости" [З].
Я полностью разделяю мысль известного советского хирурга А.
Ф. Войно-Ясенецкого, приведенные в эпиграфе в начале этой главы [20]. Априорное отрицание безграничного мира духовного приводит к тому, что красота уходит из нашей жизни, заменяясь утилитарностью.
Сама категория формы, призванной эстетизировать пространство обитания людей, выпала из рассмотрения науки. В качестве символа современной архитектуры утвердился прямой угол - символ, олицетворяющий логическое, дискурсивное мышление.
"Прямой угол - общий символ нашего времени, он ассоциируется с принципиальностью и решительностью. Прямой угол не оставляет места для полутонов,... он четко разграничивает свет и тень.
Функциональная роль прямого угла очевидна, ибо он подчинен дисциплине, которая в свою очередь подчиняет себе дела и время людей. Две пересекающиеся плоскости воспринимаются как единое целое.
Линия пересечения едва различима, однако она существует, она очевидна, и как бы является своеобразным водоразделом при принятии решения "да" или "нет".
А в то же время... архитектура является активным компонентом эстетической ценности, воздействующей на идейно-художественное освоение нами существующей действительности, на наши взаимоотношения с обществом. Как мы видим, у нее достаточно сложные духовные функции. Она становится своеобразным паспортом эпохи и свидетельствует о степени ее творческих возможностей, о ее перспективе и потенции. Самые обыкновенные элементы превращаются в своего рода символы времени, они отражают отношения не только между природой и человеком, но и между личностью и обществом" [40].
Эти точные формулировки весьма созвучны моим наблюдениям топологии пространства. То же можно сказать и о любом другом виде искусства, которое становится все более утилитарным, скатывающимся на уровень ширпотреба. А всякое произведение искусства "...должно быть вестником сокровенного аромата лотоса, невидимого цветения духа" (из санскрита).
Необходимо остановить это безудержное разрушение духовной структуры людей, иначе человечество, разрушая экологию культуры, может погибнуть духовной смертью, которая по своим последствиям несравнима со смертью физической.
Необходимо коренным образом изменить расстановку ценностных акцентов и осознать первичность духовной составляющей людей, ибо она, и только она, создает человеческую структуру; материальность же, поставленная во главу угла, разрушает структуру человека.
В свое время В. В. Маяковский говорил о надвигающемся нашествии техники, что если на нее не надеть эстетического намордника, то она всех перекусает.
Перенесение акцента на человека не на словах, а на деле, возвратит материальности и план и изобилие. Экономия же на материале, на технологии за счет обеднения форм - хотя бы на примере мебели - приводит к проигрышу в гораздо большем. Попробуйте в природе найти прямой угол! И взгляните на современную архитектуру... Те, кто проектирует такие дома, такую мебель, помимо того, что они формируют в людях бездушность, жестокость, - и в полевом смысле призывают на людей серьезную опасность, ибо в зоне резкого излома пространства наблюдается напряженность, приводящая к деформациям биополевой оболочки. Не случайно мебель прошлых веков не содержала прямых углов и была поэтому комфортна: акцент при ее изготовлении был поставлен на человека, а не на план, - а вещи, при всей их бездушности, хранят тот духовный потенциал, который в них вложил человек, их изготовивший.
В то же время, сколько духовного потенциала хранят фасады старых петербургских домов! Достаточно пройти по любой центральной улице Ленинграда, чтобы заметить неповторимую индивидуальность не только здания в целом, но и каждого его этажа. И как эта, казалось бы, застывшая форма работает! Она создает структуру своих горожан значительно успешнее, чем огромный идеологический аппарат социальности.
Те же соображения можно высказать и о медицине, которая по большому счету акцентирована на болезни, а не на людей; образование также акцентировано не на человека: вместо воспитания умения получать знания, последние просто даются, точнее, "вдалбливаются", по меткому выражению Рабиндраната Тагора.
В искусстве акцент на внешнюю популярность, приносящую баснословные гонорары, вызвал к жизни бесчисленные ВИА. Дело здесь не в жанре, как таковом, а в той разрушительной работе, которую производят в человеческой структуре ритмы "Бит", "Рок", "Диско".
Недаром Тихон Хренников, выступая на съезде Всероссийского хорового, сказал с трибуны, что ВИА порождают в людях жестокость. В других видах искусства просматриваются те же тенденции и процветает явление китча и китчменов.
Как сказал В. В. Налимов, "культура наших дней достигла своего климакса..." Необходимо понимать, что процессы, происходящие у нас, не ограничиваются государственными и национальными рамками: речь идет о путях развития суперэтноса под названием человечество и прежде всего - о путях развития культуры. Я приведу замечательные слова немецкого философа Отто Шпенглера, сказанные им еще в 1920 году: "Все содержание истории исчерпывается в феномене отдельных, друг от друга наследующих, друг около друга вырастающих, борющихся, соприкасающихся и побеждающих культур. Культура рождается в тот момент, когда ее великая душа преодолевает младенческую бессознательность; она расцветает на почве строго ограниченного ландшафта, с которым она связана подобно растению. Она умирает, когда эта душа исчерпывает все присущие ей возможности, израсходовав себя. в искусстве, науке, религии, языке, государственности. Как только культура достигла своей цели и осуществила свою идею, она начинает постепенно каменеть, ее кровь застывает, ее силы сдают, наступает конец. В этом отношении культура представляет полное подобие живому организму: она пробегает возрастные ступени отдельного человека, обладая своим детством, своей юностью, своей зрелостью и своим старчеством". Эту заключительную стадию всякой культуры - ее старчество - Шпенглер называет цивилизацией.
"Цивилизация есть неизбежная судьба всякой культуры, ее логический конец, ее смерть" [78].
В словах О. Шпенглера заключен великий эсхатологический смысл, отражающий общий ход развития этноса.
... Да, нынешняя цивилизация идет к своему неизбежному логическому концу. И как уже бывало многократно в истории предыдущих цивилизаций, в недрах стареющей зарождаются ростки новой - суперцивилизации. Ее чертами будут овладение психической энергией, постижение многомерности, утверждение космического сознания. Но для этого нужно переместить весовую функцию сознания на континуальное мышление, шагнуть от Декарта к Спинозе, включить человека в единый природный комплекс.
Завершая эту главу, мне хочется пожелать моим читателям пройти без тупиков свой жизненный путь: прежде всего для этого необходимо освободиться от блуждания разума, необходимо расчистить свой интуитивный канал мышления и идти по жизни в атмосфере духовной свободы, неся людям свет и радость, не ищите свой путь в потемках: вы всегда стоите на нем1 Живите по законам смирения и недеяния, понимая под недеянием, по словам последнего из будд - Пу Мина, "...отказ от деяния, противного природе вещей" [11]. Освобождайтесь от груза эгоцентризма и тогда вы обогатитесь такой высокой духовностью, которая одарит здоровьем и приведет вас, а вслед за вами и других, в новую эру - ЭРУ КОСМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я ведь не хотел ничего другого, кроме как воплотить то, что само рвалось из меня.
Почему же это оказалось так трудно?
Герман Гессе Подводя итоги пройденного по этой книге пути, я хочу поделиться своими соображениями и созвучными с ними философскими взглядами других людей по некоторым ключевым вопросам. Как я уже говорил, в области фундаментальных знаний приближается время больших перемен, которые связаны с парадоксом Эйнштейна - Подольского - Розена (ЭПР-парадокс). Вот как об этом пишет Ю. Н. Молчанов.
"После взаимодействия в точке С квантовомеханические системы разлетаются в направлении точек Р и Т, непосредственно не взаимодействуя между собой. Затем по прибытии в точку Р (или Т) одна из этих систем подвергается материальному воздействию извне - со стороны, прибора, который изменяет ее состояние.
Сведения об изменении этого состояния с помощью материальных взаимодействий в виде каких-то пока неизвестных сил либо мгновенно передаются в точку Т (или Р), меняя состояние находящейся там системы, - либо в обратном направлении времени оказывают влияние на взаимодействие обеих систем в точке С и через его посредство - на состояние системы в точке Т (или Р)".