НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Н. И. Лобачевского
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИРЕФЕРАТ
по курсу «Социальный процесс в духовной сфере»
магистранта 2 г/о дневного отделения
направления социология
Масловой Александры Николаевны
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ
Научный руководитель
Сундуков Роман Владимирович
Нижний Новгород-2005 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Понятие социального пространства. 3
Понятие человеческого капитала. 4
Борьба за пространственные прибыли. 5
Поляризация социальной структуры.. 6
Неравный доступ к образованию.. 7
Бедность: воспроизводство культурных практик. 9
Пространственная организация духовной сферы в глобализирующемся обществе 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 14
Данный реферат посвящен неоднородному распределению духовной сферы общества между государствами, различными районами больших городов, различными типами населенных пунктов. Различные территории в разной степени нагружены культурными объектами, жители разных населенных пунктов обладают различными ценностями, социальными установками, статусами. Сфера образования также территориально неоднородна. Основываясь на работах П. Бурдье, Р. Парка, У. Бека и некоторых исследованиях российских социологов, опишем эти вопросы.
Понятие социального пространства
При рассмотрении территориального разреза духовной сферы общества необходимо обратиться к понятию социального пространства. Термин социальное пространство трактуется социологами по-разному. Пьер Бурдье относится к исследователям, считающим социальное пространство комплексом социальных связей и отношений, существующим отдельно от физического пространства. Взаимосвязь физического и социального пространства, безусловно, существует, но данные понятия не являются взаимоисключающими. Физическое пространство является социальной конструкцией и проекцией социального пространства, социальной структурой в объективированном состоянии. Существующая социальная структура объективизируется в физическом пространстве. Реализованное физически социальное пространство представляет собой распределение в физическом пространстве различных видов благ и услуг, а также индивидуальных агентов и групп, локализованных физически и обладающих возможностями присвоения этих более или менее значимых благ и услуг. С точки зрения благ, которые приобретают индивиды, проживающие в разных типах населенных пунктах, наиболее выгодную позицию имеют проживающие в столице, менее выгодную, кто живет в областном центре и самую невыгодную, кто живет в городах области.
По-другому считает Роберт Эзра Парк. Данный социолог принадлежит к группе исследователей, рассматривающих социальное пространство как физическое, преобразованное человеком и получившее в результате этого определенное значение. Р. Парк считает, что социальное и физическое пространства неотделимы друг от друга. Все, обычно понимаемое нами как социальное, можно будет, в конечном счете, истолковать и описать в терминах пространства и изменений положения индивидов в пределах естественного ареала.
Р. Парк пишет, что изменение рода занятий, личный успех или фиаско – короче говоря, изменения экономического и социального статуса – обычно выражаются в изменениях местоположения. Физическая, или экологическая, организация сообщества в долгосрочной перспективе реагирует на профессиональную и культурную организацию и становится ее отражением.
Понятие человеческого капитала
Прежде чем описывать социальные процессы, происходящие в социальном и физическом пространстве современного общества обратимся к понятию человеческого капитала. П. Бурдье выделяет несколько видов капитала: экономический, культурный, социальный, символический. Под экономическим капиталом подразумеваются материальные ресурсы личности или группы – собственность, денежные средства и др.. Термин социальный капитал был введен П. Бурдье для обозначения социальных связей, которые могут выступать ресурсом получения выгод. Культурный капитал определяет преимущества, которые передаются элитами своим детям (навыки устной и письменной речи, эстетические ценности, умение взаимодействовать с людьми, ориентация на достижения в учебе) и расширяют возможности их социальной мобильности. Культурный капитал – это знание, позволяющее его обладателю понимать и оценивать различные типы культурных отношений и культурных продуктов. Культурный капитал позволяет улавливать потенциальные возможности, формально предлагаемые всем. И наконец, символическим капиталом называется капитал чести и престижа, который производит институт клиентелы. Символический капитал является своеобразным кредитом доверия тем, кто его имеет. Демонстрация символического капитала составляет один из механизмов, благодаря которым капитал идет к капиталу.
Отсутствие капитала приковывает к месту. И, наоборот, обладание капиталом обеспечивает физическую близость к дефицитным благам (более близкое к ним место жительства), присутствие как бы в нескольких местах одновременно благодаря экономическому и символическому господству над транспортом и коммуникацией.
Борьба за пространственные прибыли
П. Бурдье пишет о концентрации благ в определенных местах физического пространства. При этом он оперирует понятием поля. Под полем понимается отдельная социальная сфера (экономическая, интеллектуальная и др.), имеющая свою структуру. Каждому полю соответствует особый вид капитала. Ставки игры и специфические интересы одного поля несводимы к «ставкам» и интересам других полей. Каждая категория интересов содержит в себе индифферентность к другим интересам, к другим инвестициям капитала, которые будут оцениваться в другом поле как лишенные смысла. Отдельные виды капитала, как козыри в игре, являются властью, которая определяет шансы на выигрыш в данном поле. В поле агенты борются в соответствии с законами и правилами, сформулированными в этом пространстве игры с различной силой. Поэтому различна вероятность успеха, чтобы овладеть специфическими выгодами, являющимися целями в данной игре. Агенты распределяются во-первых, по общему объему капитала, которым располагают, а во-вторых, по сочетаниям своих капиталов, т. е. по относительному весу различных видов капитала в общей совокупности собственности.
Распределения в физическом пространстве благ и услуг, соответствующих различным полям стремятся наложиться друг на друга. Здесь сконцентрированы высшие позиции всех полей и большая часть агентов, занимающих эти доминирующие позиции. Происходит концентрация благ в определенных местах физического пространства, прежде всего, в столице. Такая концентрация противостоит во всех отношениях местам, объединяющим самых обездоленных.
Более того, во всех городах имеется естественная тенденция к схождению линий внутренних и внешних транспортных перевозок в центральном деловом районе. В центре каждого крупного города мы ожидаем найти большие универмаги, высотные офисные здания, большие гостиницы, театры, музей изобразительных искусств и городской концертный зал. Вполне естественно и почти неизбежно экономическая, культурная и политическая жизнь сосредоточиваются именно здесь.
П. Бурдье пишет о существовании социальной борьбы за пространственные прибыли. Эта борьба может иметь форму пространственной мобильности. Такая борьба может быть как коллективной, так и индивидуальной. При этом близость к центру является показателем успеха или поражения в данной борьбе. С такой позиции миграция в большие города является ступенью восходящей вертикальной мобильности и наоборот – вертикальная мобильность выражается в изменении места жительства. Миграция в мегаполисы является результатом победы в социальной борьбе за пространственные прибыли. Результатом данной победы является повышение статуса.
Поляризация социальной структуры
События последних 12 лет привели к интенсивному социально-экономическому расслоению населения России. Есть основания говорить о происходящей поляризации в стране, то есть направленности социальной и экономической мобильности к полюсам социальной структуры. Последствия этих процессов видны уже сейчас – формирование взаимоисключающих интересов "верхов" и "низов", "геттоизация" больших групп населения на низших уровнях социальной иерархии без перспектив улучшения их положения. То есть, наиболее вероятно закрепление высокого статуса и его дальнейшее повышение высокоресурсными группами (процесс "накапливания преимуществ"), представители же низкоресурсных групп в условиях конкурентного общества оказываются главными кандидатами на "углубление депривации", или накапливание неблагоприятных социальных обстоятельств.
Можно говорить об эффекте клуба, согласно которому группы, занимающие высокие социальные позиции, исключают из своей среды нежелательных лиц. Они символически посвящают каждого из своих обитателей, позволяя ему участвовать в капитале. Эффект гетто символически разлагает своих обитателей, объединяя агентов, которые будучи лишены всех козырей, необходимых для участия в различных социальных играх, могут делиться только своим отлучением.