Главной особенностью технологии «Экология и диалектика» является переконструирование содержания образования в направлениях гуманизации, диалектизации и интеграции.
Для начальной школы характерно раннее обучение иностранному языку, насыщение начальной школы занятиями художественно-эстетического плана (МХК).
В I-VI классах изучается интегративный предмет «Окружающий мир» вобравший в себя разнообразные сведения из многих областей - географии, включая краеведение, биологии, геологии, физики, астрономии, техники, химии, исто-рии, экологии. Фактически это не один учебный предмет, а последовательность из шести вполне самостоятельных интегративных предметов, каждый из которых развивает свою тему: в I классе - Мир знакомый и незнакомый, во II классе -Мир красивый и некрасивый, в III классе - Мир изменчивый и постоянный, в IV классе - Мир таинственный и познаваемый, в V классе - Четыре грани мира, в VI классе - Наша планета - Земля.
В целом «окружающие миры» решают ряд очень важных задач - реализуют раннее формирование многих естественнонаучных понятий, дают представление о картине мира в целом и месте человека в нем, обеспечивают серьезную подготовку к последующему изучению естественных предметов и, более того, возбуждают интерес к их изучению. Обратим внимание на то, что все четыре естественных предмета - физика, химия, биология, география - изучаются синхронно (одновременно): это происходит в VII - IX классах. Программы этих предметов существенно изменены -все они завершаются в IX классе.
Основную школу отличает раннее формирование естественнонаучных понятий (естественнонаучный развивающий предмет «Окружающий мир I-VI»), развитие вариативного и системного мышления (предметы «Закономерности окружающего мира», «Информатика и моделирование процессов»).
Завершение базовых естественных предметов в IX классе требует радикальней перестройки всего курса математики; этот курс должен теперь заканчиваться не в XI, а в IX классе (вместе с логарифмами, тригонометрическими функциями, элементами стереометрии). Обратим внимание также на интегративный предмет «Закономерности окружающего мира» в VI - VIII классах. Речь идет о вероятностных закономерностях. Этот предмет знакомит школьников с вероятностями, вероятностными подходами, формирует вариативное мышление.
Исходя из интересов детей, наблюдательная астрономия перенесена из XI класса (когда она уже неинтересна учащимся) в «Окружающий мир» в V классе (когда дети особенно жадно желают постичь картину Вселенной). Атомно-молекулярные представления, понятия о химических элементах, простых и сложных веществах, несложных химических реакциях формируются в V классе. Тогда же дети знакомятся и со многими физическими понятиями - силой, энергией, работой, мощностью. В «Окружающем мире» в VI классе вводятся понятия физического поля (магнитного поля и поля тяготения), даются представления о химии литосферы, атмосферы и гидросферы Земли, рассматривается фотосинтез и его роль в земной биосфере.
Старшая (лицейская) ступень ориентирована на экологизацию, позволяющую выходить на проблемы культуры и нравственности (предметы «Вселенная человека», «Человек и природа», «Современный мир», «Образ жизни и здоровье человека»).
Эти курсы построены в соответствии с экологическим императивом, здесь человек (в частности, учащийся) есть часть самой природы, а не некий абстрактный исследователь, наблюдающий ее как бы со стороны.
Особенности методики
В технологии «Экология и диалектика» ведущей является не методическая, а содержательная сторона.
Однако ЗУН являются не целью, а средством развития. Важнейший метод -проблемный. Развитие личности ребенка включает 3 этапа:
1) развитие ЗУН и СУД посредством игры - начальная школа;
2) развитие поисковых функций интеллекта, овладение формальной и диалогической логикой посредством проблемного обучения - V—IX классы;
3) развитие основных фаз творческого процесса - X-XI классы. Используется модель холистического обучения:
- гармоническое обучение, обращенное к ученику в целом;
- восприятие всеми органами чувств, работа с левым и правым полушариями мозга (пример: рисование абстрактных понятий - ток, звук), драматизация, ви зуализация (в воображении), эмоциональность, синектика - установление связей, латеральное мышление (юмор, инсайт, творчество).
Позиция ученика:
- ориентация на личностное восприятие всего окружающего: не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь;
- личная ответственность за последствия своей деятельности для других людей и для природы;
- сопричастность: этого достигли люди, значит, это доступно и мне;
- глобальное восприятие: это нужно всем, значит, и мне;
- ориентация на консенсус: признание за другими права иметь свою точку зрения;
- от ученика не требуется запоминание всего. Позиция учителя:
- не является пассивным исполнителем некоторой программы, а представляет творческую личность, которую отличают: эрудиция, любовь к ребенку, психологическая грамотность, раскованность, экологическое мышление.
Литература
1. Гусев В. Геометрия. - М.: Авангард, 1996.
2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону, 1996.
3. Мордкович Г. Алгебра. - М.: Авангард, 1996.
4. Пермякова Н. Родное слово. - М.: Авангард, 1996.
5. Петрова О. Речь и культура общения. - М.: Авангард, 1996.
6. Рекомендации по созданию и функционированию образовательных учреждений, работающих по модели «Экология и диалектика». - Письмо № 96/11 МО РФ от 23.01.96.
7. Репьева И. Профессиональный разговор // Учительская газета. - 1996. - № 21.
8. Селевко Г.К. Диалектика развития взглядов на природу света //' Вопросы оптики в факультативных курсах. - Ярославль: ЯГПИ, 1970.
9. Тарасов Л. Неслучайная случайность. - М.: Авангард, 1996.
10. Тарасов Л. Число и окружающий мир. - М.: Авангард, 1996.
11. Тарасов Л., Баранова Т. Математика. 1 класс: В 4 ч. - М.: Авангард, 1996.
12. Тарасов Л., Жарова П., Мишина И. История. - М.: Авангард, 1996.
13. Тарасов Л.В. Новая модель школы: Экология и диалектика. - М., 1992.
14. Чибизова Г., Тарасов Л. Окружающий мир. - М.: Авангард, 1996.
15. Целищева Н.И. Лев Тарасов и его модель «Экология и диалектика» //Народное образование. -1997. - № 1.
7.2. «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов)
Я стал разумнее всех учителей моих ибо,
размышляю об откровениях Твоих.
Св. писание
Библер Владимир Соломонович - ученый-философ Российского гуманитарно го университета, г. Москва.
Курганов Сергей Юрьевич - учитель-экспериментатор, г. Курган.
Проблема диалога в обучении и воспитании не является новой, однако в ряде технологий она сводится к проблеме общения, актуализации смыслообразующей рефлексивной и других функций личности. В технологии «Диалог культур» сам диалог предстает не только как средство обучения, а как сущностная характеристика технологии, определяющая и ее цель, и содержание.
В основу технологии «Диалога культур» положены идеи М.М.Бахтина «о культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л.С.Выготского и положения «философской логики культуры» В.С.Библера.
Диалог как двусторонняя информационная смысловая связь является важнейшей составляющей процесса обучения. Можно выделить внутриличностный диалог (противоречие сознания и эмоций), диалог как речевое общение людей (коммуникативная технология) и диалог культурных смыслов, на котором и строится технология диалога культур.
Классификационные параметры технологии
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: диалектическая.
По основному фактору развития: социогенная + психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.
По ориентации на личностные структуры: 1) ЗУН + 2) СУД.
По характеру содержания: обучающая, светская, гуманитарная, общеобразовательная, дидактоцентрическая.
По организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами групповой.
По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + проблемная.
По категории обучаемых: продвинутого уровня.
Целевые ориентации
• Формирование диалогического сознания и мышления, освобождение его от плоского рационализма, монофилии культуры.
• Обновление предметного содержания, сопряжение в нем различных, не сводимых друг к другу культур, форм деятельности, смысловых спектров.
Концептуальные идеи
• Диалог, диалогичность есть неотъемлемый компонент внутреннего содержания личности.
• Многоголосье мира («карнавал мироощущения» по Бахтину) существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога.
• Диалог есть позитивное содержание свободы личности, так как он отражает полифонический слух по отношению к окружающему миру.
• Диалог не есть проявление противоречий, а сосуществование и взаимодействие никогда не сводимых в единое целое сознаний.
• Современное мышление строится по схематизму культуры, когда «высшие» достижения человеческого мышления, сознания, бытия вступают в диалогическое общение с предыдущими формами культуры (Античности, Средних веков, Нового времени).
В технологии «Диалога культур» диалог выступает в двух функциях:
1. Форма организации обучения.
2. Принцип организации самого содержания науки:
а) диалог - определение самой сути и смысла усваиваемых и творчески формируемых понятий;
б) диалог культур в контексте современной культуры развертывается вокруг основных вопросов бытия, основных точек удивления;
в) диалог в сознании ученика (и учителя) голосов поэта (художника) и теоретика, как основа реального развития творческого (гуманитарного) мышления.
Особенности организации содержания (по В.С.Библеру)
1. Проецирование на весь процесс обучения особенностей культуры и мышления эпох: