Хорошо известны две типологии такого рода: трихотомия Пирса "иконы, индексы и символы" и оппозиция "аналоговое - цифровое представление".
Обе эти схемы оказываются недостаточными, если не неадекватными, когда они сталкиваются с реально существующими системами обозначения",[3]- как считает Соломоник Абрам.
Он пришел к выводу, что классификация отдельных знаков практически недостижима, да и нецелесообразна, и он решил заняться классификацией знаковых систем, но на основе базисного знака, их образующего. Таким образом ему удалось расклассифицировать и знаковые системы, и сами знаки, сведя последние всего к пяти основным видам.
Все существующие знаковые системы Соломоник распределил по пяти иерархически расположенным типам знаковых систем. В порядке своего появления в филогенезе человечества и в онтогенезе отдельного человека, а также по степени увеличивающейся абстракции лежащей в основании каждого типа основного знака, эти пять типов знаковых систем выглядят следующим образом:
Вначале и в фило- и в онтогенезе появляются естественные знаковые системы, которые все основаны на естественных знаках. Естественными знаками он называет такие реальные предметы или явления, которые сигнализируют о сопутствующих им предметах или явлениях, недоступных нашему непосредственному наблюдению. Примерами таких знаков являются данные спектроанализа, "говорящие" нам об элементах, находящихся в составе того или иного небесного тела, либо отметки на фотопластинках, поставленных на пути потока элементарных частиц в циклофазотроне. И в том, и в другом случае мы лишены возможности проверить на глаз наблюдаемые явления. Мы регистрируем их с помощью реально зафиксированных знаков и делаем на этом основании определенные выводы.
И спектроанализ, и фотоанализ в мире элементарных частиц опираются на цельные и хорошо проверенные естественные знаковые системы. Бывают и отдельные, не включенные в системы естественные знаки, и их достаточно много, намного больше, чем отдельных знаков в высших по иерархии системах. Так, например, стоя на пригородной платформе и еще не видя поезд, но слыша стук его колес, человек начинает потихоньку готовиться к штурму приближающегося вагона. Таких естественных знаков много, их миллионы, практически любой предмет или его свойство может стать в тех или иных обстоятельствах естественным знаком.
На заре цивилизации, до изобретения других типов знаковых систем, естественные знаковые системы были единственными помощниками человека в его взаимоотношениях с окружающей средой. Но и сегодня, когда системы более высокого иерархического уровня заняли подобающее им место, естественные знаковые системы продолжают играть колоссальную роль, особенно в повседневной жизни. Когда-то вся медицина основывалась только на симптомах болезни, которые врач мог видеть, слышать или ощущать своими органами чувств. Сегодня врач не поднимает голову от экрана компьютера, в который занесены данные множества анализов, полученных самыми хитроумными способами. Тем не менее, эти данные суть естественные знаки, опираясь на которые врач диагностирует болезнь и назначает курс лечения.
Более точным было бы сказать, что естественные знаки (при-знаки) врач получает часто с помощью различных систем изображения: ЭКГ обозначается ломаной линией, пульс виден на шкале замера, мочеиспускание для диагностики аденомы простаты демонстрируется точками и линиями, показывающими силу и продолжительность излияния струи мочи. Но, во-первых, сохраняются и непосредственно наблюдаемые симптомы болезни, а во-вторых, все эти значки раскрывают для нас те естественные явления и процессы, которые нам не дано почувствовать непосредственно. Иными словами, в конце концов и здесь все сводится к системам естественных знаков.
Между тем все эти точки, ломаные линии, диаграммы, рисунки и пр. являются знаками более высокого порядка по сравнению с естественными знаками. Они объединяются в системы, которые Соломоник предлагает называть образными и которые появляются в арсенале человечества много позже, чем первоначальные естественные системы. И в филогенезе, как об этом свидетельствуют данные эволюционной истории развития подростка и возрастной психологии, они появляются вслед за первичным освоением естественных систем знаков.
Образные знаковые системы основываются на базисном знаке, который называется образом (по-английски - image). Знак-образ отличается тем, что это уже не реальный предмет, свидетельствующий о каком-то целом, частью которого он является, как было в случае с рассмотренными нами естественными знаками. Это - изображение чего-то из реальности, связанное с ним отношением, близким к изоморфизму. Иначе говоря, знак-образ в той или иной степени похож по конструкции и/или по содержательным компонентам на изображаемое. Образы могут быть очень похожи на изображаемый предмет (фотографии), похожи как шарж, похожи на изображаемое как карикатура, похожи по навеваемому настроению (музыка) либо их сходство с предметом или явлением устанавливается конвенциональным путем, по соглашению (как, например, в геральдике лев изображает силу и мощь).
Этот тип знаков очень распространен в человеческой культуре, можно даже сказать, что почти вся культура построена на образных системах. Живопись, скульптура, архитектура, музыка, балет и многое-многое другое составляют важнейшие образные системы, каждая со своей специальной парадигмой образов и со своим синтаксисом их соединения в целостные ансамбли. Далекие от культуры, но весьма практические приложения тоже пользуются образными знаковыми системами - такова, например, дорожная система оповещения и предупреждения водителей и пешеходов. Эта система составлена из знаков разного порядка, включая слова и геометрические фигуры. Но в основном в нее входят образы, поэтому-то они и называются ее базисными знаками.
С точки зрения семиотики для нас важен вывод о том, что знак-образ гораздо более емок по своему заряду (степени) абстракции, чем предшествующий ему естественный знак. За счет своего потенциала абстрактности он может включать в себя гораздо больший объем информации. Скажем, картинка стола содержит в себе информацию обо всех столах такого рода, а реальный стол, показывающий, что мы находимся в столовой (а не, например, в спальне), говорит только об этом конкретном факте и о конкретном столе. Признак ’заряда абстрактности’ (или степени абстрактности) знаков разного типа мы будем рассматривать и в дальнейшем. Одной из характеристик заряда абстрактности является близость/отдаленность знака от изображаемого им референта. В этом смысле естественный знак, будучи реальной частью изображаемого, стоит к своему референту намного ближе, чем образ к своему реальному прототипу.
Еще более информативен по своему потенциалу следующий базисный знак в многочисленных языковых системах. Именно языковые системы надстраиваются по нашей схеме над образными, и базисным их знаком везде является слово или его эквивалент. Словесный знак почти никогда не изоморфен изображаемому, а имеет конвенциональный и условный характер. Именно поэтому слово "стол" намного абстрактнее и содержательнее нарисованного стола или реального стола, если тот выступает в роли знака. Но главное заключается в том, что слово "стол" обрабатывается в языковой системе по совершенно иным законам и с помощью значительно более содержательной логики, нежели изображение стола на любой картинке.
Если в образных системах только появляются логические направляющие для классификации знаков (скажем, применение перспективы в рисунке для отделения близкого от далекого или геометрических форм в знаках дорожного движения для выделения предупреждающих, информирующих и предписывающих групп знаков), то в языковых системах имеется большой слой чисто логических составляющих для ориентации и понимания текста. Такие связки, как "если... то...", "в то время как...", "постольку... поскольку" и многие другие, позволяют разбираться в сложных логических соотношениях и построениях. Целая группа грамматически оформленных сложносочиненных и сложноподчиненных предложений образует чисто логические конструкции. Да и схема простого предложения построена на строгих логических основаниях.
По своему семиотическому наполнению слово выказывает значительно большую степень абстракции, нежели прежде рассмотренные нами до этого другие базисные знаки. Поэтому оно появляется в копилке человечества (да и у отдельного человека) гораздо позже, чем образ, и уж тем более, чем естественный знак. Слово по отношению к обозначаемому предмету стоит значительно дальше, чем они. Как было указано, слово обычно конвенционально и ничем не напоминает обозначаемое, в то время как естественный знак - это реальный предмет или явление, а образ во всех своих проявлениях изоморфен своему референту, то есть чем-то напоминает изображаемое.
Следующий тип знаковых систем в нашей иерархии - системы записи. Их базисный знак Соломоник назвал иероглифом. В большинстве систем письма, которое является самым распространенным видом записи, основным знаком является буква. Однако и в письме есть системы, построенные не на буквах; тем более не на буквах построены другие системы записи (например, географические карты). Поэтому первоначально принятый им термин "буква" для обозначения базисного знака систем записи он заменил на иероглиф.
Географические карты фиксируют в определенной системе данные географических исследований; письмо в принятой для него форме оформляет устные языковые высказывания. Их задача - представить ускользающие без них во времени и в пространстве данные иных знаковых систем. Но они не только навечно фиксируют другие знаковые системы и данные разнообразных исследований, а также поднимают их на более высокий логический уровень, потому что их базисный знак и алгоритмы работы с ним гораздо более абстрактны, чем в предыдущих типах знаковых систем. География, оформленная в виде географических карт разного типа, - это иная география, нежели без карт, а письменный языковой текст в принципе качественно отличается более строгим логическим содержанием, чем текст, не зафиксированный на письме. Именно поэтому географические карты (особенно в их сегодняшнем виде) возникли значительно позже, чем сами географические изыскания; а письмо в разных странах появилось на много веков (может быть, тысячелетий) позднее, чем язык в его устной форме.