Смекни!
smekni.com

Д. С. Назаркин Проверила: ст преподаватель цикла «Прикладная лингвистика» (стр. 4 из 4)

Иероглифы - базисные знаки систем записи - отстоят от своего референта еще дальше, чем слова, потому что по отношению к исходному референту они вторичны. Река как предмет для обозначения - ее рисованный образ - слова ’река’ или ’river’ и др. - ее символическое изображение на карте: таков последовательный ход обозначения знаками разных систем. Цепочка предмет или явление в действительности - их изображения в образах - слово его обозначающее - то же слово, записанное на письме представляет собой еще один последовательный ряд знаков разного семиотического смысла и степени абстрактности.
Наконец, высший в данной иерархии слой: знаковые системы максимальной формализации, а именно математические коды. Их базисный знак Соломоник назвал символом. Эти системы не могут быть задуманы, и уж тем более не могут получить практического воплощения без заранее обозначенной системы записи. Они настолько абстрактны, что только в самых примитивных случаях (первоначальный устный счет, например) могут существовать без значков и алгоритмов для их трансформаций, которые использует работающий с данной системой. Именно математические коды венчают пирамиду знаковых систем, изобретенных человечеством для взаимодействия с окружающей природой; они же и венец человеческого гения. Впрочем, вовсе не все явления действительности требуют для своего отображения и исследования математического оформления. Каждому типу знаковых систем в диапазоне человеческих возможностей отведено свое почетное место; и лишь того, кто в той или иной степени овладеет всеми ими, можно считать гармонически развитым современным человеком.
Что касается символа как базового знака математических кодов, то даже по сравнению с иероглифом он обладает значительно более высоким потенциалом абстракции и значительно бoльшим семиотическим наполнением. Это означает, что символ способен обозначать гораздо более обширный круг предметов или явлений, чем любой другой знак. Так иероглиф, например, обозначает определенный референт (буква означает только один определенный звук в речи), а символ обозначает все, что угодно, любой выделенный для него по случаю предмет, явление или качество.

Каждый тип знаковых систем развивался и развивается от самой простой символики ко все более сложной и абстрактной, и каждый тип знаковых систем в своем историческом развитии повторяет все те стадии, которые были обнаружены в данной классификации в ее полном виде.

Таким образом данная иерархия знаковых систем, основанная на двух признаках деления - тип знаковых систем и их базисный знак - принимает следующий вид:

2.3 Классификация на основе комбинации знаков.

Знаковой системой называют множество знаков отличающихся между собой по крайней мере по одному какому - нибудь признаку вместе с набором правил использования этих знаков при передаче сообщений (информации). Знаковая система упорядоченная набором синтаксических, семантических и прагматических правил, образует язык - систему коммуникационных знаков.

Информационные возможности знаковой системы значительно шире, чем возможности составляющих ее элементов, взятых по отдельности. Дело в том, что смысл передаваемого сообщения может зависеть не только от наличия в нем того или иного знака, но и от того, какую комбинацию они образуют.

Комбинация знаков тоже является знаком, который в этом случае называется составным, или сложным.

Например, в естественном языке знаками являются буквы алфавита, из которых образуются сложные составные знаки - слова, предложения. Любой текст, написанный на каком-либо естественном (разговорном) языке является сложным знаком.

Одна из возможных схем классификации знаков:

На ней отображены виды и взаимосвязь основных знаковых систем, используемых человеком в процессе общения. Как видно из этой схемы, все знаки условно делят на конвенциональные, образные и натуральные.

Натуральные (естественные) - знаки, которые имеют естественное происхождение. С натуральными знаками человек имел дело на самых ранних ступенях своего развития: это явления природы (гром, молния), следы зверей, отдельные предметы, служащие ориентирами, звезды на небе и т.д. К естественным знакам также можно отнести различные коллекции предметов (например, минералов), произведения декоративного искусства.

Для натуральных, или естественных, знаков характерна, во-первых, тесная связь между предметом (явлением), выступающим в роли обозначающего знака, и свойствами тех предметов и явлений, на которые он указывает. Во-вторых, они обозначают вполне конкретную, реально существующую совокупность вещей или явление природы.

Образные знаки, в отличие от естественных, уже не являются частью того, что они обозначают, хотя внешняя схожесть знака с обозначаемым им предметом остается.

Так, например, нарисованные на вывеске расческа и ножницы однозначно указывают на характер заведения любому человеку, независимо от того, на каком языке он говорит.

Понятие образного знака тесно связано с понятием символа. Это слово имеет много значений. В математике, логике, других точных науках оно употребляется как синоним слова «знак». В других случаях - в искусстве, художественной литературе или, например, в религии - символ понимается как некий образ, представленный знаком и одновременно как знак, за которым скрываются неисчерпаемые свойства образа. На символических, образных знаках построены танцевальное и прикладное искусства, театр мимики и т.д. Художественные символы широко используются в литературе, поэзии, религиозных мифах.

Конвенциональные знаки представляют собой наиболее представительную группу. На их основе строятся естественные и формальные языки и системы записи. К последним относятся, например, шахматная нотация, цветовые коды, нотная запись.

Множество знаков, дополненных набором синтаксических, семантических и прагматических правил, образуют систему, на которой строится тот или иной язык общения. Различают языки естественные, возникшие стихийно на определенном этапе развития человека, и искусственные, специально разработанные для конкретных целей (язык формальной логики, математический язык, языки программирования, ин формационно-поисковые, языки библиографических описаний и др.). Кроме того, существуют языки, основанные на системах образных знаков (язык музыки, язык танца, язык мимики и жестов и т.п.). Данная классификация рассматривается в книге Владимира Агеева.[4]

Заключение

Знак - минимальный носитель языковой информации. Совокупность знака образует знаковую систему, или язык.

Но, знаком может быть все что угодно например, мох на какой-то стороне дерева может быть знаком направления на север, морщины на лбу могут быть знаком плохого настроения, слово “мама”, написанное на доске, - это знак мамы, моей или вашей, и т.д.

Основу любой знаковой системы составляет знак. Знаковые системы – это например, языки, системы дорожных знаков на дороге, награды, вручаемые героям в какой-нибудь стране, математические формулы, и т.д.

Знак представляет собой двустороннюю сущность. С одной стороны, он материален (имеет план выражения, или денотат), с другой - он является носителем нематериального смысла (план содержания).

Понятие знака имеет свои признаки и свойства, даже если рассматривать его с разных уровней абстракции. В связи с тем, что невозможно дать исчерпывающего и универсального определения знака, существует значительное число классификаций знаков, основанных на различиях формы, содержания, связи формы с содержанием и других параметров.

Поскольку классификация Ч. Пирса развивалась более полувека, она считается классической. Хотя множество исследователей считают ее недостаточной, т.к. его классификация претендует только на предварительный обзор, а не семиотический, и тем более не философский анализ его идей.

Классификация Соломоника вполне претендует на утверждение, т.к. знак рассматривается как с семиотической, так и с философской стороны и классификация проходит по двум направлениям - анализ знаков и анализ знаковых систем.

Классификация, основанная на комбинации знаков используется человеком в процессе общения.

Список использованной литературы:

1. Агеев В.Н. Семиотика. М.: Издательство «Весь мир», 2002 – 256 с.

2. Маслов Ю. С. Введение в языкознание. -Москва:изд. «Высшая школа»,1997.-Стр 25 - 30

3. Реформатский А. А. Введение в языкознание. -Москва: изд. Аспект Пресс,1996.- Стр 28 -37.

4. Соломоник А. Семиотика и лингвистика. М.,1995, с.28-38

5. http://iling.nw.ru/pdf/nl/form.html

6. http://www.oim.ru.

7. http://www.symballon.ru/symbol/signs/sign.htm#

8. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/7100

9. http://lib.vvsu.ru/books/semiotika1/page0006.asp

10. http://lib.vvsu.ru/books


[1] Реформатский А. А. Введение в языкознание.- Москва: изд. Аспект Пресс,1996.- С. 28.

[2] Реформатский А. А. Введение в языкознание.-Москва: изд. Аспект Пресс,1996.- С. 29

[3] http://www.oim.ru.

[4] Агеев В.Н. Семиотика. М.: Издательство «Весь мир», 2002, стр. 53 - 56