В средние века целью Великого Делания становится уже только Философский Камень, на который, таким образом, перенесены также функции Алкагеста и Эликсира. В религии этому соответствует обращение верующих в молитве ко Христу, символизирующему Единого Бога, и как бы принимающего функции двух других ипостасей. Поэтому в более поздней традиции Философский Камень способен не только превращать неблагородные материалы в благородные, но это и средство от всех болезней; с его помощью человек может перемещаться в пространстве одним лишь усилием воли. Благодаря Философскому Камню человек обретает подлинное счастье и способность влиять на Вселенную.
Получение Философского Камня означает трансмутацию низшей, животной природы человека в высшую, божественную. Скрытым проявлением Философского Камня является наша душа, и искусство алхимии освобождает ее от материальных, телесных оков.
Итак, сокровенная сущность Философского Камня такова: это совершенный синтез Духа и Материи; совершенное существо, окруженное потоками энергии и наделенное искусством преобразовывать все, чего касается. В минеральном царстве он преобразует неблагородные металлы и минералы в благородные, в растительном – ускоряет производство эликсира, в человеческом – открывает сердца людей, ищущих Истину. Неудивительно поэтому, что средневековые мистики сравнивали с Философским Камнем Христа.
Резюмируя основы алхимии, отметим, что согласно ей, любое Творение Божье может стать Философским Камнем – минерал, растение, животное и, разумеется, человек. Что же касается вопроса о том, как это сделать, то ответ на него следующий “Уметь, мочь, осмелиться и молчать”. Что же сей девиз означает?
Суть многих (если не всех) понятий алхимии отражена, пускай и смутно, иносказанием, в ритуале посвящения. Этот ритуал берет начало ещё в египетской традиции, в средневековье он расширился и известен именно в таком виде, в каком я его представляю. Текст дополнен выдержками из комментариев К.Г. Юнга.
К.Г. Юнг.
ПОСВЯЩЕНИЕ
Посвященный обладает лампой Трисмегиста, плащом Аполлония и посохом патриархов.
Лампа Трисмегиста-разум, просвещенный знанием; плащ Аполлония - совершенное самообладание, изолирующее мудреца от инстинктивных токов; посох патриархов - помощь тайных и вечных сил природы.
Здесь закладываются основные значения, толкования символов, окружающих нас в наших видениях, снах, в бессознательном. Работа К.Г. Юнга над «Психологией и алхимией» началась со странного сна: Он попал в лабораторию своего отца, с удивлением обнаружив свой странный наряд-плащ, посох и лампа, он проснулся в крайнем удивлении. Это в некотором роде определило направление его научной деятельности, он заинтересовался алхимией и нашел, как известно, в древней науке прототип современной психологии бессознательного.
Лампа Трисмегиста освещает настоящее, прошедшее и будущее, открывает совесть мужчин, освещает изгибы сердца женщин. Лампа горит тройным пламенем, плащ трижды складывается, и посох делится на три части.
Число девять - число божественных отражений: оно выражает божественную идею во всем ее абстрактном могуществе, но оно выражает также и роскошь верования, а, следовательно, и суеверие, и идолопоклонство.
К.Г. Юнг нашел данное толкование одним из самых полных среди тех, что раскрывают символику чисел. Обширное исследование на эту занимает у Юнга почти 200 страниц. Именно эти строки расшифровывают в какой-то мере девиз: «Тройка заключена в единице, а единица троична». Предположительно, существовал ещё один, более древний, догмат, включающий отдельное трактование числа девять вне привязки 3*3=9. К сожалению, алхимическая литература считалась еретической, подлежала сожжению, поэтому до нас дошли лишь немногие книги. Сложный язык алхимиков ещё более усложняет задачу восстановления «чистого» искусства алхимии.
Поэтому-то Гермес и сделал его числом посвящения: посвященный царствует над суеверием и посредством суеверия; он спокойно идет во мраке, уверенно опираясь на свой посох, закутавшись в свой плащ и освещая путь своей лампой.
Очень яркий символ, живущий в каждом человеке, буквально логотип, бренд алхимии. Именно он, явившийся во сне, натолкнул Юнга на мысли об алхимии.
Разум дан всем людям, но не все умеют им пользоваться; это - наука, которой надо научиться; свобода предоставлена всем, но все не могут быть свободны: это - право, которое надо завоевать; сила - для всех, но не все умеют на нее опереться: это - могущество, которым надо завладеть.
Еретические мысли. Разум, свобода, сила — то, что составляет человека, основа для роста, познания. Под гнетом церкви развитие человека в данном направлении сурово каралось.
Без усилия мы ничего не можем достигнуть. Назначение человека - обогащаться тем, что он зарабатывает, а затем подобно Богу, пользоваться славой и удовольствием давать.
Развитие, развертывание философии познания. Сотни книг, проповедовавших подобное, были безжалостно сожжены, часто вместе с авторами.
Магическое искусство некогда называлось искусством первосвященническим и царским, так как посвящение давало мудрецу власть над душами и способность управлять волями. Прорицание - также одна из привилегий посвященного, а прорицание - только знание следствий, содержащихся в причинах, и наука, примененная к фактам универсального учения об аналогии.
Магическое искусство — это познание психологии бессознательного, любому человеку дающее власть и способность управлять(кстати, отлично дополняющие друг друга привелегии). Так же любой человек, знакомый с психологией, способен «прорицать» поведение других людей, осознавая причины и следствия различных душевных движений и метаний.
Людские поступки не только записываются в астральном свете: они оставляют также следы на лице, изменяют наружность, походку и акцент голоса.
Именно на этом основан «язык жестов», каждая наша мысль, скрытая и не произнесенная, все же проявится в наших бессознательных движениях: жестах, мимике, походке, голосе.
Следовательно, каждый человек носит с собой историю своей жизни, и посвященный может прочесть ее. Будущее же всегда следствие прошедшего, и неожиданные обстоятельства почти ничего не меняют в разумно ожидаемых результатах.
А это уже основа идей психоанализа, аналитической психологии (за тысячелетия до З. Фрейда). Наши детские психологические травмы остаются с нами всю жизнь, вызревая в комплексы и заболевания. Только посвященные — опытные психоаналитики, знатоки психе — могут прочесть эту историю. И тем не менее, всю жизнь мы носим её с собой, даже не подозревая этого.
Следовательно, каждому человеку можно предсказать его судьбу. По одному движению можно судить обо всей жизни; одна неловкость предсказывает целую серию несчастий. Цезарь был убит потому, что стыдился своей лысины; Наполеон умер на острове святой Елены, так как ему нравились стихотворения Оссеана; Людовик-Филипп должен был покинуть трон именно так, как он его покинул, потому что у него был зонтик... Все это парадоксы для толпы, не схватывающей тайных отношений между вещами; но для посвященного, все понимающего и ничему не удивляющемуся, это - причины.
Посвящение предохраняет от ложного спета мистицизма; оно придаст человеческому разуму его относительное значение и соответственную непогрешимость, соединяя его цепью аналогий с верховным разумом.
Познание психологии бессознательного ведет к освобождению собственного разума, а так как мы все созданы по образу и подобию Божьему, то познание себя, своей души и раскрытие её возможностей — это кратчайшая дорога к высшему разуму, Богу.
Поэтому, у посвященного нет ни сомнительных надежд, ни бессмысленного страха, как нет и неразумных верований, он знает, что он может, и ему ничего не стоит осмелиться; поэтому, для него сметь значит мочь.
Итак, вот новое толкование атрибутов посвященного: его лампа представляет знание; окутывающий его плащ - скромность, посох - эмблема его силы и смелости; он знает, смеет и молчит.
Он знает тайны будущего, смеет в настоящем и молчит о прошлом. Он знает слабости человеческого сердца, умеет пользоваться ними для своего дела и молчит о своих проектах.
Кодекс психоаналитика — тайны прошлого, поведанные пациентом, не могут быть переданы другим лицам, это строжайшая тайна. Он молчит о проектах — используя знание психологии, он не объясняет всем людям вокруг, как именно он читает их эмоции и устремления, как он заставляет их делать то, что выгодно ему.
Он знает смысл всех символизмов и культов, смеет практиковать их или воздерживаться от этого без ханжества и нечестия, и молчит о едином догмате высшего посвящения.