«Всё это только доказывает, что всякая новая мысль должна быть подробно разъяснена, чтобы привлечь всеобщее внимание», — так писал по этому поводу Дарвин.
Год спустя был издан главный труд всей жизни Дарвина. Назван он был по традиции той эпохи многословно: «Происхождение видов путем естественного отбора или выживание благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». Впервые же день, 24 ноября 1859 г., разошелся весь тираж книги – 1250 экземпляров, что по тем временам для научного труда было неслыханно.
В «Происхождении видов» Дарвин не стал подробно останавливаться на происхождении человека. В 1871 г. он выпустил отдельную работу «Происхождение человека и половой отбор», где рассмотрел этот вопрос.
Выдвинутая в учении Дарвина идея о происхождении, человека от животных всегда встречала наибольшие возражения. Один из друзей учёного после выхода книги адресовал ему письмо, подписанное так: «Ваш старый друг, а ныне потомок обезьяны».
Сам Дарвин писал об этом: «С сожалением думаю я, что главный вывод этого сочинения о том, что человек происходит от менее совершенной органической формы, придётся многим не по вкусу. Но ведь невозможно отрицать, что мы произошли от дикарей». Дарвин вновь вспоминает свою встречу с дикарями Огненной Земли и продолжает: «Первая мысль, пришедшая мне в голову, была — таковы были наши предки.
...Что касается меня, то я также готов вести свою родословную от той героической маленькой обезьянки, которая бросилась на самого страшного своего врага, чтобы спасти жизнь своему сторожу; или от той старой обезьяны, которая спустилась с гор и с торжеством унесла своего маленького товарища, отбив его у целой своры озадаченных собак, — как и от этого дикаря».
В 1872 г. вышла книга «Выражение эмоций у человека и животных», выросшая из одной главы труда «Происхождение человека и половой отбор». В первый же день разошлось 5 тыс. экземпляров книги. Любопытно, что заметки для этой работы Дарвин начал делать ещё в 1839 г., наблюдая за выражением эмоций у родившегося тогда его первого ребёнка.
Скончался Чарлз Дарвин в возрасте 73 лет, 19 апреля 1882 г. Перед смертью он произнёс: «Я ничуть не боюсь умереть». Он был похоронен в Вестминстерском аббатстве, рядом с могилой Исаака Ньютона.
Судьба его учения заслуживает отдельного рассказа (см.ст. «Эволюция»). Непримиримыми противниками дарвинизма всегда оставались многие религиозные деятели. Но сам автор «Происхождения видов» не находил коренного противоречия между своими научными взглядами и религиозными воззрениями. Вот как он заканчивает этот основной труд своей жизни:
«Любопытно стоять на густо заросшем берегу, покрытом многочисленными, разнообразными растениями, с птицами, поющими в кустах, с порхающими вокруг насекомыми, с червями, ползающими в сырой земле, и думать, что все эти прекрасно построенные формы были созданы благодаря законам, действующим и теперь вокруг нас. Из свирепствующей среди природы войны, из голода и смерти непосредственно вытекает самый высокий результат, который ум в состоянии себе представить, — образование высших форм животной жизни. Есть величие в этом воззрении, по которому жизнь, с её различными проявлениями, Творец первоначально вдохнул в одну или ограниченное число форм. И из такого простого начала возникли несметные формы, изумительно совершенные и прекрасные».
Земля — родина человека. Неисчислимыми нитями родства связан он с природой Земли, с животными и растениями. Человеческое тело состоит из тех же веществ и элементов, что и наша планета. Человека породил животный мир, в котором и до сего времени есть много близкородственных человеку видов. Прежде всего, это обезьяны. Одни из них меньше похожи на человека, например американские — игрунки и капуцины, у других, обезьян Африки и Азии — мартышек, макак, больше сходства с человеком.
Но, оказывается, можно установить и еще более тесное родство человека с такими высокоразвитыми обезьянами, как шимпанзе. По очень многим анатомо-физиологическим особенностям шимпанзе больше напоминает человека, чем, скажем, мартышки, павианы или макаки. И не случайно эту обезьяну называют человекообразной или антропоидом. Рост шимпанзе — 1,4—1,5 м, вес — 50—60 кг. У него нет хвоста. Строение головного мозга тоже приближает шимпанзе к человеку.
Близкородственны человеку и гориллы. Они, как и шимпанзе, обитают в тропических лесах Африки. Гориллы — это великаны среди обезьян: рост самца достигает 1,8—2 м, вес — 100—200 кг и более.
К человекообразным обезьянам также относят обитателей лесов Азии — орангутанов и гиббонов. Но если шимпанзе и особенно гориллы проводят много времени на земле, то азиатские антропоиды живут почти исключительно на деревьях.
Орангутаны—крупные, тяжелые обезьяны: самцы весят 100—200 кг, но рост их редко превышает 1,4—1,5 м. Из-за большого веса они лазят по веткам очень осторожно, неторопливо. Самки меньше ростом (1,1—1,2 м) и легче раза в 1,5—2.
Гиббоны, наоборот, редко бывают тяжелее 10— 15 кг; обычно они не выше 1 м и весят 5—10 кг. Это необыкновенно ловкие акробаты: они легко перелетают с дерева на дерево, преодолевая расстояние до 14 м. По внешнему виду гиббоны напоминают маленьких волосатых человечков. В одной индийской легенде рассказывается, будто люди произошли именно от гиббонов, которые научились возделывать землю, стали лучше питаться, а потом потеряли шерсть, сделались выше и тяжелее. Конечно, это всего лишь наивный миф, но он свидетельствует о том, что люди давно подметили особое сходство между обезьянами и человеком.
Когда в 1859 г. появилась эволюционная теория Ч. Дарвина, уже накопилось много научно достоверных сведений о строении человекообразных и других обезьян. В 1863 г. вышла книга друга Ч. Дарвина — английского ученого Т. Гексли «О положении человека в ряду органических существ». Автор доказал, что к человеку несравненно ближе шимпанзе, чем мартышка, макака или павиан. Еще спустя пять лет была напечатана монография немецкого биолога Э. Геккеля «Естественная история миротворения». В ней утверждалось происхождение человека из животного мира, от ископаемой обезьяны.
Таким образом, в то время развивалась идея о родстве человека с животными, мысль о его естественном, а не чудесном происхождении. Дарвин уже тогда подготовил рукопись позднее напечатанной книги, в которой рассматривал проблему происхождения человека в свете созданной им теории естественного отбора. Он объяснял, какие животные были предками первых людей на Земле, под влиянием каких причин они начали превращаться в человека, как шло их развитие дальше.
Дарвин писал, что человек, со всеми своими благородными качествами, включая гуманность, с высокими способностями, в особенности разумом, носит в своем физическом строении неизгладимую печать происхождения из животного мира.
Действительно, у каждого человека во внешнем облике и во внутреннем строении есть много таких органов и особенностей, наличие которых можно объяснить не иначе, как унаследованием от животных предков, включая обезьян.
Разве на голове и теле человека нет волос, как у млекопитающих? Пусть их мало на теле, но на голове до 100 и даже 150 тыс. Можно указать здесь и на особое сходство человека с обезьянами: у человека, как и у обезьян, волосы на руке от плеча и от кисти направлены к локтю.
Кожные узоры на ладонях и подошвах человека поразительно похожи на обезьяньи. А если взглянуть на ногти, то и здесь удивительное сходство. Кстати, человек и все названные животные с ногтями объединяются зоологами в одну группу млекопитающих, а именно в отряд приматов {от латинского «примас»—первенствующий).
У человека с крупными антропоидами — гориллой, шимпанзе и орангутаном наблюдается много общего и в процессе их жизненного цикла. После 8—9 месяцев внутриутробного развития у антропоидов рождается детеныш весом, как правило, около 2 кг. До 5—6 месяцев детеныш беспомощен и еще долго питается молоком матери. У него, как и у ребенка, появляется 20 молочных зубов, которые к 12—15 годам заменяются 32 постоянными. Половое созревание у антропоидов наступает в возрасте 8— 12 лет, а у самцов горилл даже позже. Крупные антропоиды живут на воле до 40—50 лет.
Из сказанного видно, как много общего в анатомии и физиологии человека и антропоидов. Но это еще не все. Несколько десятков лет назад французский ученый Ж. Труазье провел 35 удачных опытов переливания крови от человека шимпанзе. Теперь известно свыше 150 экспериментов, которые подтвердили, что у человекообразных обезьян те же, присущие и человеку четыре группы крови. У людей и антропоидов есть 18 общих видов наружных и внутренних паразитов, которые у других млекопитающих не встречаются. Это свидетельствует о тонком биохимическом родстве человека с обезьянами.
Нельзя не упомянуть и еще об одной группе доказательств естественного, а не сверхъестественного, не божественного происхождения человека. Речь идет о рудиментарных, т. е. недоразвитых (остаточных), органах; их в теле человека несколько десятков. Таков, например, червеобразный отросток слепой кишки (аппендикс). У антропоидов он 20— 25 см длиной, а у человека около 7 см или меньше. Рудиментарный характер носят и мышцы ушной раковины человека, так как люди утратили столь развитую у многих животных способность двигать ушами.
Но по форме и размерам ушной раковины человек, вероятно, очень мало отличается от своих ближайших предков.
Наконец, необходимо сказать и о случаях возврата к предкам, или атавизма (от латинского «ата-вус» — отдаленный предок), в форме и строении, различных органов. Едва ли не самый яркий пример такого возврата к предкам — рождение ребенка с хвостом. Хотя подобные случаи довольно редки, но они заставляют задумываться, почему это происходит. Для ученых совершенно ясно, что более отдаленные предки человека имели хвост, но в процессе эволюции он постепенно редуцировался (редукция — уменьшение размеров, упрощение строения или полное исчезновение органов) и снаружи исчез.