Таким образом, учение Дарвина о ближайшем родстве человека с антропоидами полностью подтверждается современной наукой.
Свыше десяти миллионов лет назад на материках Азии, Европы и Африки жило много разных человекообразных и низших обезьян. Они населяли тропические и субтропические леса, которые покрывали тогда огромные равнинные области и изобиловали различными плодами.
Среди обезьян были и крупные человекообразные, например дриопитеки (от греческих слов «дрис» — дерево и «питекос» — обезьяна). Дарвин считал дриопитеков важным звеном длиннейшей человеческой родословной. При передвижении по деревьям эти обезьяны цеплялись за ветви, подвешиваясь к ним руками, туловище при этом находилось в отвесном положении, а ноги были поджаты. Но, вероятно, по более толстым ветвям дриопитеки могли ходить и даже бегать на двух ногах. Это была первоначальная форма хождения.
Способность к передвижению на двух ногах, или к прямохождению, очень пригодилась предкам человека, когда на Земле стал сильно меняться климат.
Около 15 млн. лет назад, в миоценовую эпоху третичного периода новой, или кайнозойской, эры (см. т. 1 ДЭ), на Земле стало гораздо суше, массивы джунглей постепенно исчезали. Все это было связано с большими преобразованиями поверхности материков и изменениями ландшафтов. В то время возникали огромные горные цепи, менялись направления несущих влагу или засуху воздушных течений, редели леса. В итоге многие виды обезьян и полуобезьян вымирали, иные уходили в более южные области, а некоторые стали жить на открытой местности.
Вот эти-то громадные перемены и заставили предков человека осваивать наземный образ жизни. Условия жизни на открытой местности оказались менее благоприятны, чем в лесах. Пищи было меньше, да и добывать ее стало гораздо сложнее. К тому же на открытой местности несравненно труднее было прятаться от хищных зверей.
Из наземных низших обезьян обратим внимание на павианов. Размеры и вес их тела увеличивались. У них выросли и сильно заострились клыки. Ногти обрели некоторое сходство с когтями из-за постоянного передвижения по твердой почве, от необходимости переворачивать камни в поисках насекомых. Павианы приобрели черты полу хищников.
По-другому шло развитие дриопитеков. В борьбе за существование они начали пользоваться предметами, пригодными для добывания пищи и защиты от хищников. Это был путь к очеловечению.
Многие ученые исследовали поведение шимпанзе. В условиях эксперимента шимпанзе обнаружили способность выбирать палки определенного сечения, чтобы открывать, как ключом, ящики и брать спрятанные в них плоды. Эти же обезьяны доставали высоко подвешенные плоды, предварительно соорудив для этого подставку из ящиков.
Великий русский физиолог И. П. Павлов выделял обезьян среди других животных. Благодаря четырем хватательным конечностям у обезьян складываются более разнообразные взаимоотношения с окружающей средой. Это, в свою очередь, развивает мышечное чувство, осязание, зрение; обезьяны видят предметы в объеме и цвете.
Важные опыты с шимпанзе проведены советским зоопсихологом Н. Н. Ладыгиной-Коте. На виду у животного в трубку закладывалась конфета, которую нельзя было вытащить пальцами. Но когда шимпанзе дали доску, он зубами отделил от нее щепочку и ею вытолкнул конфету из трубки.
Не менее интересны наблюдения над шимпанзе в условиях тропического леса. Американская исследовательница Дж. Гудолл не раз видела в Восточной Африке, как шимпанзе вырывал из земли тростинку и всовывал ее в гнездо термитов: когда встревоженные насекомые наползали на тростинку, шимпанзе слизывал их и поедал.
Наблюдения говорят о том, что некоторые современные обезьяны в определенных природных условиях для добывания пищи, для защиты употребляют камни и палки. Предрасположение к этому, несомненно, есть у орангутанов, горилл и многих других обезьян.
В лесу, на деревьях, орудия обезьянам практически почти совсем не нужны и используются очень редко. Но когда обезьяна встречается с трудностями в неволе, она иногда делает попытку преодолеть их с помощью тех или иных предметов как орудий. Можно предположить, что-то же самое происходило с предками человека в условиях открытой местности, бедной источниками пищи, но кишащей опасными животными.
Употребление таких «орудий» сделалось у наших двуногих предков систематическим, привычным занятием и хорошо помогало им в борьбе за жизнь. Некоторые обезьяны даже начали подправлять уже не просто руками, а и другими предметами форму употребляемых камней или палок: вероятно, сперва случайно, инстинктивно, а потом и преднамеренно, чтобы удобнее было ими пользоваться.
Другими словами, появились первоначальные трудовые действия: в руках двуногих обезьяноподобных существ оказывались уже настоящие, специально сделанные орудия, хотя еще и очень простые.
Среди более развитых обезьян, вроде южноафриканских или восточноафриканских австралопитек ков (от латинского «Австралии»— южный и греческого «питекос» — обезьяна), и была, очевидно, та порода человекообразных, о которой говорил, и что она «далеко превосходила все прочие смышленностью и приспособляемостью».
По костям австралопитеков можно судить о том, что эти обезьяны имели рост 1,2—1,4 м, если не больше, и, вероятно, весили 30—50 кг. Объем мозговой коробки в среднем был равен 500 см3, у некоторых достигал 600—650 см3, а то и больше. В этом они приближались к древнейшим людям.
Особый интерес ученых вызвали недавние находки ископаемых двуногих обезьян в Восточной Африке. Их черепа и кости в 1959 и 1961 гг. нашел и описал известный английский антрополог и палеонтолог Луис Лики. Этим обезьянам он приписывает следы очень грубой обивки на камнях, обнаруженных им неподалеку от найденных костей и черепов. Многие специалисты не считают эти камни типичными искусственными орудиями. И все-таки африканские находки, включая открытие в 1961 г. французским антропологом И. Коппенсом костей чадан-тропа близ озера Чад в Африке, свидетельствуют о возникновении человека из обширной семьи австралопитеков, как своеобразных «моделей» наших отдаленных предков. Подобные костные остатки находили и в Южной Азии, которую часть ученых тоже считают прародиной человечества.
Упомянем также об одной из самых последних находок. В 1972 г. близ озера Рудольф в Кении были найдены кости черепа древнего человекоподобного существа вместе с очень примитивными орудиями из речной гальки. Это интересное открытие сделал Ричард Лики — английский антрополог, сын Луиса Лики. Реконструкция черепа позволила Р. Лики предположить, что объем мозговой коробки этого существа, был около 800 см3, т. е. заметно больше, чем других найденных черепов австралопитеков. Африканские находки вызвали в кругах ученых оживленную дискуссию о том, каких ископаемых двуногих наземных обезьяноподобных существ четвертичного (или даже третичного) периода в истории Земли следует считать первыми людьми (гоминидами). Здесь надо, прежде всего, ориентироваться на признаки в строении головного мозга, свидетельствующие о влиянии на него функции трудовой деятельности, а именно на лобную и височную доли мозговых полушарий. У австралопитеков поверхность черепа гладкая, как и у всех человекообразных обезьян. У питекантропов же, или древнейших людей, судя по гипсовым слепкам полости их черепа, видны разрастания лобной и височной долей. Следовательно, австралопитеки были пред людьми, а их «орудия» еще не обладали достаточным постоянством формы типа человеческих.
Можно прямо сказать, что творцами типичных искусственных орудий были уже не обезьяны, а первые люди. Ведь труд начинается с изготовления орудия. А так как люди жили в первобытных сообществах, то и сам труд носил совместный, общественный характер. Трудовые навыки начали передаваться из поколения в поколение. Обезьяноподобные существа лишь одного вида, вида древнейших людей, стали регулярно изготовлять орудия, правильно их использовать при добывании пищи и в обороне от врагов. Из их числа снова упомянем здесь питекантропа (от греческого "питекос" — обезьяна и «антропос» — человек). Его черепная крышка и бедренная кость были найдены голландским антропологом Э. Дюбуа на острове Ява в 1891 и 1892 гг. Позже были обнаружены костные остатки и других питекантропов (одна из последних находок относится к 1969 г.).
В ходе эволюции нового, более высокоорганизованного вида людей развитие головного мозга и высшей нервной деятельности сочеталось с усложнением поведения; все это помогало ему выжить в суровых природных условиях. Некоторые другие высокоразвитые двуногие обезьяны того времени также были своего рода кандидатами на очеловечение, но они оказались неудачными попытками природы и постепенно вымерли.
Возникновение на Земле людей с их систематическим трудом обозначило перелом в эволюции животного мира. Появилось совершенно новое существо. Пусть самые первые люди, или обезьянолюди, внешне еще почти не отличались от своих ближайших предков — высших обезьян, однако трудовая функция и вся их трудовая деятельность уже поставили грань между человеком и животным миром.
Древнейшие люди, или иначе архантропы (от греческого «архайос» — древний, «антропос» — человек), жили первобытными стадами. Они сообща выделывали грубые каменные и, весьма вероятно, деревянные орудия, столь необходимые для добывания пищи и защиты от хищников. Во время работы древнейшие люди должны были как-то общаться друг с другом. При этом они могли пользоваться преимущественно звуками голоса, а также знаками, жестами.