Однако поведение животных определяется не только унаследованными ими инстинктами, но и опытом, приобретаемым каждым отдельным животным в жизни. Мозг животного не только «помнит» достижения развития предшествующих поколений. Он способен накапливать и новый, индивидуальный опыт, складывающийся в процессе жизни каждого отдельного животного. Попросту говоря, животные способны научиться приноравливать унаследованное ими поведение к изменяющимся условиям жизни, иногда довольно сложным.
Что же самое существенное у животных: их инстинктивное, унаследованное от предшествующих поколений поведение или поведение, приобретаемое под влиянием их собственного, индивидуального опыта? Конечно, главным, основой, на которой строится поведение любого животного, является унаследованный им опыт.
Напротив, все то, что приобретает животное на протяжении собственной жизни, представляет собой только видоизменение унаследованного им видового опыта, заложенных в нем инстинктов.
Всякое животное родится с определенными способностями и инстинктами. Присмотритесь к поведению, например, кошки. Каждый знает, как чутко прислушивается она к малейшему шороху, как при появлении движущегося предмета сначала настораживается, а потом стремительно бросается за ним. Это врожденное (инстинктивное) поведение, наблюдающееся у всех кошек. Оно очень характерно для этих животных и играет существенную роль в их жизни, в приспособлении к среде.
Что же представляет собой инстинктивное поведение животных? Это поведение, вырабатываемое в процессе эволюции. В нем закреплен опыт, накопленный предшествующими поколениями. Благодаря действию законов наследственности он передается каждому отдельному животному, принадлежащему к данному виду. Иначе говоря, это видовое поведение, в котором выражается опыт приспособления к среде.
Совсем не так происходит развитие человека. Каждый человек отчасти наделен врожденными инстинктами и задатками, иначе он не мог бы жить и развиваться. Но не это имеет решающее значение, не это делает его настоящим человеком.
Человека иногда характеризуют как существо, изготовляющее орудия и пользующееся ими, как существо, обладающее речью, как существо разумное. Отсюда происходит и латинское название вида «человек* — «гомо сапиенс», что значит человек разумный. Все это действительно характерные черты человека. Но обладает ли он всеми этими чертами от рождения, передаются ли они ему от его предков по законам наследственности?
Легко увидеть, что это не так. Человек не родится наделенным инстинктом применения орудий и инструментов. Как сами орудия, так и умение пользоваться ими есть продукт длительного процесса исторического развития человечества, результат деятельности многих поколений людей. Но эти умения не закрепляются мозгом так, чтобы они могли наследственно передаваться последующим поколениям. Каждому человеку каждого нового поколения приходится учиться этим способам, овладевать ими в процессе своей жизни. То же и в отношении речи. Ни один человек не обладает врожденной способностью понимать язык, на котором говорили многие поколения его предков, и тем более говорить на этом языке.
Все эти достижения, приобретенные в период общественно-исторического развития человечества, передаются людям новых поколений не в силу действия законов наследственности (так передаются только такие черты, как, например, цвет глаз или некоторые врожденные общие свойства нервной системы), а совершенно иначе. Люди каждого нового поколения с рождения окружены предметами и явлениями, которые представляют собой продукты деятельности предшествующих поколений. К числу таких явлений принадлежат и язык, и выражаемые языком понятия, знания, а также различные художественные произведения. Для совсем маленького ребенка это просто физические предметы и явления. Но уже очень рано ребенок вступает в практическое общение с окружающими его людьми. В процессе общения с ними он научается пользоваться окружающими его вещами, учится понимать обращенную к нему речь и говорить, овладевает языком окружающих, усваивает его. Постепенно он овладевает все более широким кругом творений человеческих рук, коллективной человеческой мысли и человеческих чувств; у него формируются подлинно человеческие способности и свойства. Так он становится настоящим человеком.
В научной литературе описано несколько редких случаев, когда маленькие дети вырастали в лесах, среди животных, никогда не видев ни одного человека, ни одного человеческого предмета. Что же представляли собой эти дети? Кроме внешнего облика, у них не было ничего человеческого. Они не, говорили, были не способны целесообразно пользоваться орудиями, у них не было даже самых простых понятий об окружающем. Они обладали только некоторыми унаследованными ими от далеких животных предков человека инстинктами и сформировавшимся на их основе индивидуальным опытом приспособления к природной среде. Подобные случаи особенно наглядно показывают, что человек становится человеком только среди людей, только живя в человеческом обществе.
Можно сказать, что каждый человек учится быть человеком. Чтобы жить и творить, ему недостаточно того, что дала природа. Он должен еще овладеть тем, что было достигнуто в процессе исторического развития человеческого общества. И все это он находит в мире вещей, явлений, среди которых живет; в том, что он слышит от других людей; в книгах, которые он читает; в картинах, которыми он любуется... Но далеко не все может усвоить человек самостоятельно, без помощи других. Это потребовало бы не одной, а многих человеческих жизней. Поэтому его активно обучают — сначала дома или в яслях и детском саду, потом в школе, на производстве, в институте или университете. Но при этом, учится он самостоятельно или в школе, он всегда учится сам.
И продолжает учиться всю жизнь — работая, встречаясь с людьми и даже отдыхая.
Перед человеком целый океан богатств, веками накопленных бесчисленными поколениями людей — единственных существ, населяющих нашу планету, которые стали созидателями. Человеческие поколения умирают, но многие созданные ими вещи, накопленные знания и умения переходят к людям следующих поколений, которые их умножают и совершенствуют — и таким образом несут дальше эстафету человечества.
Обезьяны:
Американская обезьяна капуцин (Центральная Америка). Обыкновенный шимпанзе (Западная Африка).
Орангутан (о-ва Суматра, Калимантан) Орангутан с детенышем.
Схема эволюции человека и обезьян.
Эволюция формы черепа.
Плезиантроп Синантроп Неандерталец Кроманьонец
Каменные орудия ископаемых людей (сверху вниз):
cкребла, наконечники, рубила.
Список использованной литературы