Смекни!
smekni.com

по биологии на тему: “ (стр. 7 из 7)

Однако поведение животных определяется не толь­ко унаследованными ими инстинктами, но и опы­том, приобретаемым каждым отдельным животным в жизни. Мозг животного не только «помнит» до­стижения развития предшествующих поколений. Он способен накапливать и новый, индивидуальный опыт, складывающийся в процессе жизни каждого отдельного животного. Попросту говоря, животные способны научиться приноравливать унаследованное ими поведение к изменяющимся условиям жизни, иногда довольно сложным.

Что же самое существенное у животных: их ин­стинктивное, унаследованное от предшествующих по­колений поведение или поведение, приобретаемое под влиянием их собственного, индивидуального опыта? Конечно, главным, основой, на которой строится по­ведение любого животного, является унаследованный им опыт.

Напротив, все то, что приобретает животное на протяжении собственной жизни, представляет со­бой только видоизменение унаследованного им ви­дового опыта, заложенных в нем инстинктов.

Накопленное поколениями

Всякое животное родится с определенными способно­стями и инстинктами. Присмотритесь к поведению, например, кошки. Каждый знает, как чутко прислу­шивается она к малейшему шороху, как при появле­нии движущегося предмета сначала настораживает­ся, а потом стремительно бросается за ним. Это врож­денное (инстинктивное) поведение, наблюдающееся у всех кошек. Оно очень характерно для этих живот­ных и играет существенную роль в их жизни, в при­способлении к среде.

Что же представляет собой инстинктивное пове­дение животных? Это поведение, вырабатываемое в процессе эволюции. В нем закреплен опыт, накоп­ленный предшествующими поколениями. Благодаря действию законов наследственности он передается каждому отдельному животному, принадлежащему к данному виду. Иначе говоря, это видовое поведение, в котором выражается опыт приспособления к среде.

Эстафета человечества

Совсем не так происходит развитие человека. Каж­дый человек отчасти наделен врожденными инстинк­тами и задатками, иначе он не мог бы жить и раз­виваться. Но не это имеет решающее значение, не это делает его настоящим человеком.

Человека иногда характеризуют как существо, из­готовляющее орудия и пользующееся ими, как су­щество, обладающее речью, как существо разум­ное. Отсюда происходит и латинское название вида «человек* — «гомо сапиенс», что значит человек разумный. Все это действительно характерные чер­ты человека. Но обладает ли он всеми этими черта­ми от рождения, передаются ли они ему от его пред­ков по законам наследственности?

Легко увидеть, что это не так. Человек не родит­ся наделенным инстинктом применения орудий и ин­струментов. Как сами орудия, так и умение пользо­ваться ими есть продукт длительного процесса исто­рического развития человечества, результат деятель­ности многих поколений людей. Но эти умения не закрепляются мозгом так, чтобы они могли наследст­венно передаваться последующим поколениям. Каждому человеку каждого нового поколения приходит­ся учиться этим способам, овладевать ими в процес­се своей жизни. То же и в отношении речи. Ни один человек не обладает врожденной способностью по­нимать язык, на котором говорили многие поколе­ния его предков, и тем более говорить на этом языке.

Все эти достижения, приобретенные в период об­щественно-исторического развития человечества, пе­редаются людям новых поколений не в силу дейст­вия законов наследственности (так передаются толь­ко такие черты, как, например, цвет глаз или неко­торые врожденные общие свойства нервной систе­мы), а совершенно иначе. Люди каждого нового по­коления с рождения окружены предметами и явле­ниями, которые представляют собой продукты дея­тельности предшествующих поколений. К числу та­ких явлений принадлежат и язык, и выражаемые языком понятия, знания, а также различные худо­жественные произведения. Для совсем маленького ре­бенка это просто физические предметы и явления. Но уже очень рано ребенок вступает в практическое общение с окружающими его людьми. В процессе об­щения с ними он научается пользоваться окружаю­щими его вещами, учится понимать обращенную к нему речь и говорить, овладевает языком окружаю­щих, усваивает его. Постепенно он овладевает все более широким кругом творений человеческих рук, коллективной человеческой мысли и человеческих чувств; у него формируются подлинно человеческие способности и свойства. Так он становится настоя­щим человеком.

В научной литературе описано несколько редких случаев, когда маленькие дети вырастали в лесах, среди животных, никогда не видев ни одного чело­века, ни одного человеческого предмета. Что же пред­ставляли собой эти дети? Кроме внешнего облика, у них не было ничего человеческого. Они не, гово­рили, были не способны целесообразно пользоваться орудиями, у них не было даже самых простых поня­тий об окружающем. Они обладали только некото­рыми унаследованными ими от далеких животных предков человека инстинктами и сформировавшимся на их основе индивидуальным опытом приспособле­ния к природной среде. Подобные случаи особенно наглядно показывают, что человек становится чело­веком только среди людей, только живя в человече­ском обществе.

Можно сказать, что каждый человек учится быть человеком. Чтобы жить и творить, ему недостаточ­но того, что дала природа. Он должен еще овладеть тем, что было достигнуто в процессе исторического развития человеческого общества. И все это он на­ходит в мире вещей, явлений, среди которых живет; в том, что он слышит от других людей; в книгах, которые он читает; в картинах, которыми он лю­буется... Но далеко не все может усвоить человек самостоятельно, без помощи других. Это потребова­ло бы не одной, а многих человеческих жизней. По­этому его активно обучают — сначала дома или в яслях и детском саду, потом в школе, на производст­ве, в институте или университете. Но при этом, учит­ся он самостоятельно или в школе, он всегда учится сам.

И продолжает учиться всю жизнь — работая, встречаясь с людьми и даже отдыхая.

Перед человеком целый океан богатств, веками накопленных бесчисленными поколениями людей — единственных существ, населяющих нашу планету, которые стали созидателями. Человеческие поколе­ния умирают, но многие созданные ими вещи, на­копленные знания и умения переходят к людям сле­дующих поколений, которые их умножают и совер­шенствуют — и таким образом несут дальше эста­фету человечества.

Фотографии и схемы

Обезьяны:


Американская обезьяна капуцин (Центральная Америка). Обыкновенный шимпанзе (Западная Африка).

Орангутан (о-ва Суматра, Калимантан) Орангутан с детенышем.



Схема эволюции человека и обезьян.


Эволюция формы черепа.

Плезиантроп Синантроп Неандерталец Кроманьонец

Каменные орудия ископаемых людей (сверху вниз):

cкребла, наконечники, рубила.

Список использованной литературы

  • Детская энциклопедия (Том 7, «Человек»)
  • Биология (Аванта +), Том 2