Этот нелегкий но благородный труд мастерски воспел и обессмертил М. Богданович в стихотворении "Переписчик":
На кожаном листе, пред узеньким окном
Строй ровных, четких букв выводит он пером
И красную строку меж черными рядами
Вставляет изредка: заморскими зверями,
Людями, птицами, венками из цветов
И многокрасочным сплетеньем завитков
Он украшает сплошь - довольно есть сноровки
свои пригожие заставки и концовки
И заголовки все - ведь некуда спешить!
Порой привстанет он, чтоб лучше заострить
Перо гусиное, и глянет: кротко солнце
Столбом прозрачным шлет свой свет через оконце,
И золотая пыль струится меж лучей;
Вдали над белыми громадами церквей
Блистают купола; проворно под крестами,
Как жар горящими, проносятся кругами
Стрижи веселые; и тут близи окна.
Малиновка поет и стукает желна.
И вновь он склонится, заставку вновь выводит
Неярким серебром; неслышно день проходит,
Настанет скоро ночь и первая звезда
Благословит конец пригожего труда. . .
Можно добавить к словам поэта что это был нелегкий физический труд и им занимались мужчины. Переписчик часто писал не на столе, а на ладони левой руки которая упиралась локтем в колено. И так - долгие часы, напрягая зрение и не позволяя руке вздрогнуть. Уже то, что за такое трудное дело взялась молодая женщина, было подвигом. Труд переписчиков ценился гак высоко, что церковь обещала им отпущение многих грехов.
Ефросиния переписывала не только религиозно-нравственные тексты (святое писание, патерики ), но также византийские исторические хроники и отечественные летописи естественнонаучные трактаты.
Часть переписанных книг легла в основу библиотеки, другая же часть продавалась, а вырученные деньги раздавали нуждающимся.
Кроме переписывания книг Ефросиния занималась переводами с греческого и латинского языков на славянский язык. Она писала также свои произведения: молитвы, поучения, поддерживала переписку со своими соотечественниками Климентом Смолятичем и К.Туровским.
В результате подвижнической деятельности Ефросинии Полоцкая София на протяжении нескольких веков была центром духовной культуры Беларуси.
Благодаря ее библиотеке многие поколения полочан смогли получить образование, приобщиться к духовным сокровищам человечества. Это свидетельствует о высоком уровне тогдашней духовной культуры Беларуси.
Ефросиния мечтала, чтобы перепиской книг в Полоцке занимались не единицы, а десятки грамотных людей. Ее мечта сбылась, когда в созданных ею монастырях открылись мастерские по переписке книг - скриптории. Один мастер делал здесь цветные инициалы, другой - миниатюры, третий переплеты. Чтобы переписать книгу быстрее, ее делили на несколько частей. Из скрипториев книги расходились по всей Полоцкой земле и за ее пределы.
Сокровенной мечтой молодой монашки был педагогический труд, просвещение народа, обучение простых людей грамоте, создание училищ, школ. Полоцкий Епископ Илья предложил ей создать недалеко от Полоцка в деревне Сельцо женский монастырь. Предание гласит, что незадолго до этою разговора Ефросиния, якобы трижды видела во сне ангела, который указывая на сельцо, говорил ей: "здесь надлежит быть тебе". Разумеется, Ефросиния не могла откататься от предложения епископа, и стала игуменьей женского Спасо-Ефросиньевского монастыри.
В монастырях большое внимание уделялось обучению грамоте. В школах того времени дети обучались чтению, письму, «циферии» и церковному пению. Первыми учебниками были церковные книги - Псалтырь, Часослов, Апостол
Игуменья стремилась расширить границы обычной школьной программы. Кроме церковнославянского, дети изучали греческий и латинский языки, получали знания по природоведению, медицине, риторике. С наиболее способными проводились занятия по поэтике. Большое внимание уделялось истории. Ученики должны были знать родословную Полоцкой династии, важные события из прошлого Полоцкой земли и в сего восточного славянства. Школа давала сведения и но всемирной истории.
Не раз уроки вела сама игуменья. Она "учила чистоте душевной и телесному успокоению, говению честному, поступи кроткой, голосу тихому, слову добродетельному, вкушанию и питию молчаливому: при старших молчать, мудрых – слушать, к старшим - покорности, к равным и меньшим - любви нелицемерной; мало говорить, а больше понимать".
В школах обучали грамоте не только детей и прибывших монахинь, но и всех желающих женщин-мирянок. В этом деле игуменье помогали девушки из княжеской семьи, которые последовали примеру Ефросинии и постриглись в монахини. Это была прежде всею младшая сестра Ефросинии Градислава (Евдокия), двоюродная сестра Звенислава (Евнраксия) а также племянницы - Кириния и Ольга (Агафья и Евфимия). Именно эти девушки составили первый в истории Беларуси кружок женщин - просветительниц.
С именем Ефросинии связано также строительство храмов на белорусской земле. Став игуменьей, она решила вместо старой деревянной церкви возвести новую, каменную. Для осуществления этой задачи был приглашен полоцкий зодчий Иван. Строительство церкви заняло ровно 30 недель. Здание, которое сохранилось до наших дней, поражает своими пропорциями, изяществом и красой. По совершенству своей художественной композиции Спасо-Ефросиньевский монастырь - вершина архитектурной мысли Полоцка и один из великолепных памятников архитектуры Беларуси.
Ефросиния способствовала и развитию изобразительного искусства. В монастыре она открыла иконописную мастерскую. Поэтому с изысканным художественным вкусом были оформлены интерьеры церкви. Стены ее украшали замечательные фрески, которые написаны неизвестными полоцкими художниками 12 века. Ученые считают, что одна из этих, дошедших до нас, изумительных по красоте и изяществу фресок напоминает облик самой Ефросинии Полоцкой. Среди фресок выделяются также изображения греческих отцов церкви - Иоанна Златоуста и Василия Великого.
Большую ценность представляла собой имевшаяся в Спасо-Ефросиньевской церкви икона Богоматери. История ее приобретения такова. Пользуясь своим родством с византийским императорским домом, Ефросиния отправила своего посланника Михаила к императору Мануилу Комнину и константинопольскому патриарху Луке Хризовергу с богатыми дарами и одновременно с просьбой прислать в ее монастырь икону Богородицы Эфесской - одну из трех, которые еще при жизни Девы Марии создал первый христианский иконописец апостол Лука. Как сложилась судьба иконы после смерти Ефросинии Полоцкой, неизвестно, но в настоящее время она находится в Русском Музее Санкт-Петербурга.
Большую художественную ценность представлял также Крест Ефросинии Полоцкой. Он был сделан по ее заказу Полоцким мастером Лазарем Богшей в 1161 году и подарен ею Спасской церкви навечно.
Крест был сделан из кипарисового дерева и имел шестиконечную форму. По лицевой и оборотной стороне его покрывали золотые, а по бокам серебряные пластины. Золотые пластины были украшены тончайшими эмалевыми ликами святых, орнаментом драгоценными камнями, а по периметру Креста - изумительной нитью крупного жемчуга. По бокам Креста шла надпись, содержащая дату 1161 год, имя заказчицы и страшное проклятие тому, кто осмелится посягнуть на эту святыню: "Да не изнесется из монастыря никогда же. А ще кто ослушается и знесеть (Крест), да не будет ему помощник честной крест нив сей век ни в будущем ".
На задней стороне креста мелкими буквами было вырезано имя Лазаря Богши, а также сумма, затраченная на его изготовление - 140 гривен.
Трагически сложилась судьба этой уникальной национальной реликвии. Пролежав сто лет в Спасской церкви, он был насильственно перевезен в Смоленск, а оттуда в Москву. В 1563 году Иван Грозный при осаде Полоцка поклялся возвратить крест, если возьмет город. Овладев им, он сдержал свое слово.
Вскоре Полочане вынуждены были спрятать крест в нише Спасского собора, где он находился до 1928 года, а затем был передан Белорусскому Государственному Музею в Минске, оттуда попал в Могилев, где в самом начале Великой Отечественной войны бесследно исчез. О судьбе его до сих нор ничего не известно.
Завершив строительство Спасской церкви. Ефросиния принялась за возведение нового храма - Церкви Святой Богородицы, возле которой возник мужской монастырь. Возможно, по ее замыслу были построены и другие замечательные сооружения. Однако от них до наших дней не сохранилось даже следа.
На склоне лет Ефросиния решила совершить паломничество в Константинополь и Иерусалим. С собой в далекую дорогу она взяла двоюродных сестер Евпраксию и Евфимию и брата Давида. Повсюду в восточнославянских княжествах именитую полочанку ждало гостеприимство. На своем пути она встретилась с императором Мануилом Комнином, который шел войной на венгров. Тот принял родственницу радушно и "с великим почетом послал ее в Царьград", Там паломники посетили собор Святой Софии, приобрели золотое кадило, дорогие подарки и получив от патриарха благословение поехали дальше. В конце апреля паломники достигли Иерусалима.
Ефросиния поселилась в монастыре Святой Богородицы и три дня подряд приходила молиться к Гробу Господню. На третий день она попросила всевышнего, чтобы позволил ей умереть в Святом городе, где произошло искупление рода человеческого.
В скором времени Ефросиния занемогла. Предание гласит, что ей был послан ангел, возвещавший о ее кончине и о уготованном для нее покое. На 24-й день болезни она почувствовала близкий конец. Исповедовавшись священнику и приняв причастие, Ефросиния вручила душу свою Всевышнему.
Земная жизнь просветительницы завершилась. Тело ее погребли в монастыре Святой Богородицы в Иерусалиме. Затем Давид и Евпраксия, возвратившись в Полоцк, принесли весть о блаженной кончине и погребении преподобной Ефросинии. Оплакав ее, все постановили каждогодно совершать память ее во славу Отца и Сына и Святого Духа, всего тварью хвалимого и прославляемого ныне и в бесконечные веки. Аминь.