Исполнительным органом при губернаторе была губернская канцелярия с секретарем во главе. Канцелярия делилась на «столы» во главе с канцеляристами. Через нее губернатор осуществлял контроль за деятельностью провинциальных и уездных властей. Отдельными сферами делопроизводства были регистрация сделок купли и продажи крестьян, выдача паспортов, делопроизводство по воинским делам, по делам системы образования и науки, обеспечение местной экономической жизни — земледелия, торговли, промыслов. Кроме того, томскому губернатору подчинялись и местные учебные заведения. Формальное руководство ими, правда, было в ведении Казанского униаерситета, однако, из-за удаленности территории, непосредственное руководство учебными заведениями поручено было лично губернатору. Губернатор иногда даже вмешивался в учебный процесс: в 1861 году по его личному указанию было введено естествознание.
Превращение Томска в центр губернии наложило отпечаток на его внешний облик и развитие. Так, сделаны были попытки заняться благоустройством города — например, устроены деревянные мостовые на 16 улицах, на других пробовали укрепить дорожное полотно валежником и песком. Работы по благоустройству ложились полностью на домовладельцев, а контроль за ними — на полицию. Были также попытки ввести в городе «регулярные», то есть прямые, улицы. Однако внешний облик Томска все еще не соответствовал его новому статусу: в 1806 г. в нем насчитывалось более 1000 деревянных домов и лишь 4 каменных. К 1817 г. количество каменных домов увеличилось до 12.
24
4.Экономика Томска в первой половине XIX века
С 1830-х годов после открытия в Мариинской тайге месторождений золота, Томск начал развиваться особенно быстро. Уровень добычи достигал до 50 пудов (около тонны) золота в год, что по тем временам было самым богатым месторождением (60% общей золотодобычи) Сибири. С началом «золотой лихорадки», в Томскую губернию резко увеличился приток населения из остальных регионов страны. Возросло строительство новых лавок, магазинов, гостиниц и роскошных особняков. Появились винокуренные, лесопильные заводы, мельницы, канатная фабрика. В деревянном Томске возникают каменные строения сначала административных и общественных зданий, а затем и домов зажиточных горожан. Томск стал застраиваться по регулярной планировке в веерной схемой. Уже к середине XIX века в Томске насчитывалось 8 церквей, началось возведение Троицкого собора, 50 каменных домов. Томск славился своими церквами, куда ходили люди со всех окрестных сел и деревень.
Развитие золотопромышленности сконцентрировало в Томске значительный капитал, который, собственно, поднял деловую активность сибирских купцов.Одним из знаменитейших золотопромышленников был Иван Асташев. Асташев родился в Нарыме, в семье провинциального чиновника. Отец его не был обеспеченным человеком, потому единственное, что он сумел сделать для сына,- дал ему возможность окончить уездное училище, то есть получить начальное образование. Асташев в 13 лет уехал в Томск, где рано проявилось его стремление сделать карьеру. В 1809 году Асташев уже работал в Томской губернской канцелярии.
С началом « золотой лихорадки » внимание Асташева привлекает золотопромышленность, правда, собственного опыта ведения дела у Асташева не было. Однако ему удалось войти в доверие к первому сибирскому золотопромышленнику Федоту Ивановичу Попову.
Оказав Попову несколько важных услуг, он сумел расположить его к себе, и Попов подарил Асташеву 40000 рублей на расходы по поискам золота. К сожалению, у Асташева действительно не было опыта в этой новой для него сфере деятельности: усилия пропали почти даром, золота Асташев не нашел и вновь занялся поисками нужному ему человека. Теперь таким человеком оказывается купец Рязанов, открывший золото в Мариинской тайге. На этот раз Асташев поступил проще: зарегистрировал один из приисков, открытым Рязановым, на своё имя. Пять лет Рязанов судился с обидчиком, но нечего не отсудил: петербургские чиновники блюли свои интересы, ведь Асташев обещал им долю в будущей золотопромышленной компании. Когда же процесс закончился, предприимчивый сибиряк быстро избавился от своих компаньонов, поставив в известность о коммерческой деятельности государственных мужей самого Николая I. Компаньоны за бесценок продали паи все тому же Асташеву.
Став миллионером, Асташев возводил в Томске из первых каменных домов, до сих пор являющихся достопримечательностью нашего города ( это
24
здание Краеведческого музея). Автором проекта был известный томский архитектор А.П.Деев.
Дом Асташева остался резиденцией томского епископа до 1917 года, когда был национализирован. Вскоре здесь был открыт Краеведческий музей.
Транспортировка грузов, в которой Томск занимал ведущее положение в Сибири и, с развитием пароходства, концентрация товаров для всего востока страны, превратила его в важнейший торговый центр. В соседние земли и области из Томской губернии шли хлебные продукты, рыба, соль, вино, сало, медь, воск, кожа. Кедровые орехи и пушнина отправлялись в европейскую часть России и заграницу. Томская губерния, была главным производителем сибирского масла, на ее долю приходилось до 60 % масляного экспорта России. Сибирское масло успешно конкурировало с лучшими сортами датского и голландского. Результатом всего этого стало открытие в 1901 году первой в Сибири Товарной биржи.
В XIX веке Томская губерния занимала огромную территорию, которая включала земли нынешних Алтайского края, Новосибирской, Кемеровской, восточно-Казахстанской, Томской областей и часть Красноярского края.
24
5. Томск на рубеже XIX — XX веков
По своему социально-культурному уровню Томск на рубеже XIX-XX веков ярко выделялся среди всех сибирских городов. Так, в 1863 году на проценты с капитала, пожертвованные Томску купцов А.Я.Поповым открыта Мариинская женская гимназия. Названа в честь супруги императора Александра II, императрицы Марии Александровну, покровительницы женского образования в России. В 1873 году, были открыты первые в Сибири книжные магазины и типографии ( П. И. Макушин),Народная бесплатная библиотека, открыта в 1884 году по инициативе Общества попечения о начальном образовании. Это была первая в России городская бесплатная библиотека. Добровольные средства приходили не только от томичей, но и жителей других городов Сибири. В 1884 году появилось в Томске Епархиальное женское училище, которое содержалось на средствах духовной консистории для обучения дочерей духовенства. Обучение, будучи платным, позволяло пройти курс иностранных языков ( французского, немецкого) и обучаться игре на фортепьяно.
C 80-х годов XIX превратился в официальное место ссылки - каждый пятый житель города (около 37 тысяч человек) был из ссыльных. Стоить упомянуть, что до этого, с начала 19 века, Томск – как место ссылки – официально не признавалось. В томской и нарымской ссылках находились многие известные политические и общественные деятели – Г.С. Батеньков, Н.О. Мозгалевский, М.А. Бакунин, А.А. Кропоткин, В.В. Куйбышев, А.И.Рыков, Я.М. Свердлов, И.В. Сталин и др.
Население города с превращением его в центр губернии стало расти: в начале XIX века, оно состояло 8000 человек, к 1851 г. В городе насчитывается уже 13000. около четверти населения составляли военные, 10% - дворянство, чиновники, духовенство, 5% - купцы. Основную часть, как и прежде, составляло мещанство. По-прежнему велика была доля ссыльных, как уголовных, так и политических – 1 ссыльных на 12 человек городского населения.
Основная масса уголовных ссыльных высылалась за мелкие кражи и бродяжничество (до 40%). За тяжелые преступления следовало наказание каторгой, которая была расположена в Восточной Сибири. В Западную Сибирь высылали только на поселение.
По прибытию на место ссыльнопоселенцу давалось 5 лет на обзаведение хозяйством, и если это происходило, он получал освобождение от податей на 3 года и от военной службы на 20 лет, а вскоре мог вообще вернуться Европейскую Россию. Таким образом, государство заботилось об исправительном действии ссылки на наказываемых, однако большинство их на пути исправления все же не вставало. Более того, большое количество ссыльных приводило к росту числа преступлений. Недаром возникло сибирская поговорка «Поселенец что младенец – что видит, то и тащит».
24
6. Старец Федор Кузьмич
Вместе с тем, из общего «правила» имелись и исключения. Одно из них представлял в Сибирь за бродяжничество известный старец Феодор Томский, ныне канонизированный Русской Православной Церковью.
Обстоятельства появления старца Феодора в Томске были обычны - он был сослан в Сибирь за бродяжничество. Рассказывали, впрочем, не совсем обычную историю, что где-то в Красноуфимске задержали его в крестьянской одежде, но на очень дорогой лошади, как посчитала полиция, краденой. Попытки выяснить личность задержанного успехом не увенчались – он объявил себя крестьянином Федором Кузьмичом, не помнящим ни родственников, ни места жительства и беспаспортным. За это его и выслали в Сибирь (отобрав лошадь, хозяин которой, впрочем, так и не объявился ). Высылку « некто Федор Кузьмич» принял со смирением, в ссылки вел жизнь скромную и даже подвижническую – жил уединенно зимой ходил босиком и без шубы, подаваемую милостыню тут же раздавал другим нищим. В Томске старец проживал на заимке у
Томского купца Семена Хромова, позже в дом самого Хромова.
На все вопросы о себе старец отвечал, что несет покаяние за грех, который он не может открыть. К старцу в его уединенную келью, через время стали тянутся паломники – однако же он редко кого принимал. По воспитаниям современников старца, Федор Кузьмич обладал прозорливостью – мог сказать о человеке все, едва его увидев, и так однажды изобличил беглого преступника- убийцу. Еще говорили, что приезжие петербуржцы узнавали его, но старец строго запрещал им говорить об этом. Тем не менее в народе упорно ходили слухи, что таинственный отшельник похож на самого государя Александра I.После смерти «дедушки» - так его называли Хромовы – купец Семен Феофанович Хромов посвятил себя увековечению его памяти. Он записал «Сказание о жизни и подвигах великого раба Божия Федора Козьмича», пытался добиться встречи сперва с Александром II ,потом с Александром III,однако это ему не удалось. Правда, Хромову удалось передать в столицу вещи старца. Последний российский царь, Николай II, будучи в Томске в 1891 г., посетил часовню над могилой старца Федора. Но с самим Хромовым, тогда уже почти 80 – летним старцем, встречаться не стал. В конце 80 –гг. ХХ в. Делались попытки сличения портретов Александра I и старца и даже почерковедческая экспертиза, будто бы подтвердившая, что старец Федор Томский, видимо, не будет установлено уже никогда. Впрочем, в Томске был лишь один человек, точно знавший, кто же он, таинственный старец, - священник, принимавший его последнюю исповедь в 1861 г. (Феодор Томский скончался зимой того же года). Тайна этой исповеди никогда не была нарушена.