Некорректность таких формулировок очевидна. С формальной точки зрения подобные вопросы можно интерпретировать, как задание установить, где изготовлен объект (на фабрике Гознак или в другом месте), что выходит за пределы специальных познаний эксперта-криминалиста. По существу же предполагается, что эксперт должен установить, каким способом изготовлены сомнительный бланк или купюра, т.е. выявить, отвечают ли их характеристики соответствующим характеристикам представленных на экспертизу образцов подлинных документов. Неточно сформулированный следователем и не откорректированный в дальнейшем экспертом вопрос провоцирует эксперта на неточный, недостаточно обоснованный вывод. При проведении экспертизы эксперт ограничивается сначала раздельным, а затем сравнительным изучением таких реквизитов сомнительного бланка (купюры) и образца, как содержание и размещение текста и рисунков, конфигурация и размеры знаков, качество изображения, виды типографской печати, примененные при изготовлении объектов; устанавливает наличие или отсутствие водяных знаков, люминесцирующих волокон, микротекстов и т.д. На основании оценки результатов подобного исследования делается недостаточно объективный вывод о том, что бланк (купюра) изготовлен «производством Гознак» или «не производством Гознак».
Однако заметим, что степень объективности выводов определяется конкретно сложившейся экспертной ситуацией. Например, если установлено различие в видах печати, использованных при нанесении изображений в сомнительном бланке и образце, или обнаружено отсутствие водяных знаков, их имитация, то эксперт может констатировать в выводах, что бланк (купюра) изготовлен не производством Гознака. И подобный вывод объективен, ведь денежные купюры России не изготавливаются без водяных знаков или, к примеру, с помощью копировальной техники (что легко устанавливается при микроскопическом исследовании штрихов).
Если же в процессе производства традиционной технико-криминалистической экспертизы не выявлено различий в видах печати, размерных характеристиках, содержании и количестве изображений, их размещений, эксперт не вправе делать вывод в категорической форме о том, что сомнительный бланк (купюра) изготовлен производством Гознака. Необходимо более глубокое комплексное физико-химическое исследование красок и бумаги объектов. Судебно-экспертной практике известны случаи изготовления ценных документов, в частности денежных купюр, на довольно высоком профессиональном уровне в домашних условиях (см. дело В. Баранова). Ведь почти все реквизиты купюр были оформлены соответствующим образом.
Итак, если эксперт-криминалист не обнаружил различий в реквизитах бланка или денежной купюры, целесообразно сделать вывод с указанием на совпадения только тех реквизитов, которые изучались и сопоставлялись. В то же время не следует констатировать факт изготовления бланка (купюры) на фабрике Гознак. Такая формулировка выводов, не выходящих за пределы компетенции эксперта-криминалиста, не вызовет нареканий со стороны адвоката, поскольку основана на результатах выполненных экспертом исследований. Разумеется, подобный вывод не исключает проведения в случае необходимости дополнительных физико-химических исследований материалов документов.
Если при исследовании денег установлено, что денежный билет изготовлен не Гознаком, эксперт решает вопрос о возможности обнаружения признаков его поддельности без применения технических средств и специальных познаний.
Дело в том, что возможность установления признаков поддельности денежных билетов без применения технических средств и специального исследования является квалифицирующим признаком преступных действий, связанных с изготовлением и сбытом поддельных денежных билетов, разграничивая мошенничество и фальшивомонетничество.
Эксперт должен соблюдать определенную последовательность применения криминалистических средств и методов, которая обеспечивает полноту исследования и сохранность вещественных доказательств.
Заключение иллюстрируется фототаблицей. Количество и масштаб изображения фотоснимков определяет эксперт в каждом конкретном случае в соответствии с результатами исследования.
2. Экспериментальная часть
2.1 Криминалистическое исследование паспортов транспортных средств и простых векселей
Исследование документов, имеющих специальные средства защиты, в нашем случае простых векселей и паспортов транспортных средств – один из наиболее сложных видов технико-криминалистической экспертизы документов и имеет свою специфику. Она требует применения самых разнообразных специальных познаний и по своей сути является комплексным. Для успешного решения вопросов экспертизы эксперту необходимо знание свойств и технологии изготовления документов, имеющих специальные средства защиты, признаков видов, способов полиграфической печати.
В нашей дипломной работе подробно изучены средства защиты паспортов транспортных средств и простых векселей, а также рассмотрены основные способы подделки и выявлены их признаки.
Для начала мы исследуем паспорт транспортного средства и рассмотрим основные средства защиты. При его исследовании первое, на что следует обратить внимание – это сам бланк ПТС. Он изготавливается на предприятиях «Гознака», и как денежные купюры, имеет свои степени защиты.
Бланк ПТС должен быть надлежащего качества. Он не должен быть «постиран» (иногда на паспорте таким образом уничтожают первоначальную информацию и печатают новую).
ПТС – двусторонний типографский бланк с размерами сторон 300х210 мм.
Бумага содержит двухтоновые водяные знаки («RUS» и изображение пятиконечной звезды).
Лицевая сторона бланка имеет многоцветную защитную фоновую сетку, выполненную способами орловской и ирисовой печати. Бланк имеет шестизначный номер с серией из двух букв и двузначным кодом.
При исследовании ПТС также следует обратите внимание на серию и номер бланка. Первые две цифры это код региона, где ПТС был выдан. На данном этапе можно сразу определить был ли ПТС заменен. Для отечественных автомобилей правило таково – ПТС присваивается на заводе-изготовителе (для автомобилей «ВАЗ» код региона 63). Для иномарок – ПТС выдается таможенной службой по месту растаможивания автомобиля, о чем свидетельствует печать таможни в левом нижнем углу ПТС (в сложенном виде) и название таможни в пункте №23. Также должна быть подпись и личная печать сотрудника таможни, оформлявшего ПТС – в правом нижнем углу.
В левом верхнем углу ПТС располагается розетка, выполненная способом глубокой металлографской печати. При изменении угла наклона листа данный рисунок должен менять цвет с ярко зелёного на серый. Рисунок объемный, что можно почувствовать на ощуп.
В правом верхнем углу двухцветное изображение автомобиля и аббревиатура «ГИБДД», которое в проходящем свете полностью совмещается со своим одноцветным зеркальным аналогом, расположенный на оборотной стороне бланка.
Все подстрочники лицевой и оборотной сторон выполнены микротекстом, состоящим из повторяющихся слов «паспорт транспортного средства».
При исследовании бланка в ультрафиолетовой области спектра на его лицевой стороне наблюдается картина видимой люминесценции зеленого цвета, состоящая из слова «ГИБДД».
Реквизиты лицевой стороны бланка, в отличие от реквизитов оборотной стороны ПТС, выполнены красителем прозрачным в отраженных ИК – лучах.
В качестве объектов исследования нами было изучено 7 (семь) паспортов транспортных средств и выявлены основные способы подделки. Из семи паспортов транспортных средств, в четырех случаях был подделаны серия и номер ПТС.
При визуальном и микроскопическом исследовании ПТС серии «54» с номером – «202950», было выявлены следующие признаки подделки в номере ПТС:
– различное расстояние между цифрами;
– несовпадение линий защитной сетки (см. рисунок № отм. 1);
– наличие постороннего вещества (см. рисунок №9 отм. 2);
– различие в высоте цифры «0» (см. рисунок №9 отм. 3);
– при исследовании в УФ-лучах наблюдается люминисценция постороннего вещества вокруг цифры «0»
Совокупность выявленных признаков свидетельствует о том, что данный паспорт транспортного средства подвергался частичной подделке, то есть была переклейка последней цифры номера. Ноль получен путем вырезания из другой ценной бумаги.
Далее нами был рассмотрен один из способов подделки ПТС – подчистка с последующей дорисовкой путем изменения цифры в номере двигателя.
При визуальном и микроскопическом исследовании с помощью микроскопа МБС – 10 увеличением 32 крата были выявлены следующие признаки:
– взъерошенность волокон (см. рисунок №11 отм. 5);
– нарушение защитной сетки (см. рисунок №11 отм. 4);
– уменьшение толщины бумаги в местах подчистки;
– потеря глянца
– остатки частиц красителя записей удаленных подчисткой (см. рисунок №11 отм. 6);
– различный оттенок цвета в верхней и нижней частях цифры 0 (ноль) в номере двигателя
Совокупность выявленных признаков позволяет сделать вывод о том, что в графе номер двигателя последняя цифра двигателя подвергалась изменению.
В результате проведенного нами анкетирования экспертов ЭКЦ ГУВД по Новосибирской и Саратовской областям нами были получены следующие данные, что из двадцати ПТС подвергшихся изменению, десять подвергались изменению номера ПТС, 4 изменению номера двигателя, 4 с нарушением нанесения оттиска и в 2-ух случаях изменялся год выпуска транспортного средства. Нами был рассмотрен один из наиболее часто встречающихся способов подделки номера – путем вырезания из другой ценной бумаги с последующей доклейкой, а также изменение номера двигателя путем подчистки с последующей дорисовкой.